Картотека дидактических игр
картотека (старшая группа) на тему

Гайдук Наталья Вячеславовна

В данной картотеке содержится  серия дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskikh_igr.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

группа «»Алёнушка»

«Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

«Доскажи слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинается иг…

Ры-ры-ры – у мальчика ша…

Ро-ро-ро  -  у нас новое вед…

Ру-ру-ру – продолжаем мы игр…

Ре-ре-ре – стоит дом на го…

Ри-ри-ри – на ветках снеги…

Ар-ар-ар – кипит наш самов…

Ры-ры-ры – детей много у го…

«Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку  и стали кататься с неё на санках. Наступила весна Все птицы улетели в тёплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»

«Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры:  дети сидят на скамейке. Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Где что можно делать?».

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определённой ситуации.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

«Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди  называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, пушистая, большая, маленькая, красивая…

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое…

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…

Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…

«Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец -… (горький).

Летом литья зелёные, а осенью - …(жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка …(узкая).

«Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу ( назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: на прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

«Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

« Что сажают в огороде?».

Цели: учить классифицировать предметы по определённым признакам ( по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажите «нет». Кто ошибается, тот, выходит из игры.

«Кто (что) летает?».

Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребёнок называет какой-нибудь предмет или животное, причём поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

«Что это за насекомое?».

Цели: расширять и уточнять представления о жизни насекомых; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая должна угадать, кто это.

Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

«Прятки».

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на...

Ход игры: по заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет ( найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

«Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли,

Землянику собирали.

Много ягодок везде -

И на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали…

И глазища засверкали…

Дети, дети, не зевайте,

 Волк за елью – убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребёнок становится «волком», и игра начинается сначала.

«Бывает –не бывает» ( с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом…( не бывает).

Снег зимой…(бывает).

Мороз летом…( не бывает).

Капель летом … ( не бывает).

«Третий лишний».

Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.

Ход игры: воспитатель называет по три растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

«Игра в загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадок дети получают по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.

«Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход игры: воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранил все фанты.

Воспитатель: у стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?( Цветные, непрозрачные).

Ворона каркает, а сорока? ( Сорока стрекочет).

« Что это за птица?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

«Знаешь ли ты…».

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей.

Ход игры: заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

«У кого какой цвет?».

Цель:     научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т.д.

«Когда ты это делаешь?».

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.

Ход игры: воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое-нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и прочее, затем спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

«Кто кем (был) будет?».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: ребёнок отвечает на вопрос взрослого: «кем будет (или чем будет) …яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, металл, кирпич, ткань и т.д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например: из яйца – цыплёнок, утёнок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

«Кто скорее соберёт?».

Цели: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся  на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинаю собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

«Будь внимательным».

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

Ход игры: внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.

«Кому что нужно?».

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определённой профессии.

Ход игры: Давайте вспомним, что нужно людям разных профессий  для работы. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

«Путешествие».

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Ход игры: воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определёнными растениями ) определяют дорогу, по которой должны пройти все лети к спрятанной игрушке.

«Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: воспитатель говорит: Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из - под молока, а можно сказать молочная бутылка. Кисель из клюквы ( клюквенный кисель); суп из овощей ( овощной суп); пюре из картофеля ( картофельное пюре).

« Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета – новая, только ч то купленная.

Свежая краска – незасохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь тихая, безлюдная, тёмная.

Глухой лай собак – отдалённый, плохо слышный.

«Придумай сам».

Цели: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.

Ход игры: воспитатель предлагает выбрать каждому ребёнку по одному предмету( кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?». Каждый ребёнок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть.

«Кто чем питается».

Цель: закрепить знания о домашних животных.

Ход игры: воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить хозяева.

«Выдели слово».

Цель: закрепить правильное произношение определённых звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук (з) (песенка комарика). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок. Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

«Назови  ласково».

Цели: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц – зайчонок, зайчоночек, зайчишка…

Бабушка – бабулечка, бабуля, бабуленька…

Мама – мамусик, мамуля, мамуленька…

Солнце – солнышко…

«Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

 Ход игры: воспитатель называет слово. А дети должны назвать противоположное по смыслу. Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы.

Далёкий – близкий, верхний – нижний.

«Загадай — мы отгадаем».

  Цель игры: выделять и называть характерные признаки растения, связно описывать и находить по описанию.

 Оборудование:

       Плодовые растения: лимон, апельсин, финиковая пальма, гранат, ананас.

  Ход игры:

     1. Воспитатель говорит: «Из растений, которые стоят на  столе,

         выберите одно. Я буду спрашивать, какое оно,  а  вы  будете

         отвечать, только не говорите названия растения. А мы вместе

                с детьми попробуем отгадать, какое растение  вы  загадали».

                Воспитатель  задает  вопросы  ребенку,  он  отвечает,  дети

                отгадывают.

             2. Ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Воспитатель и  дети

                договариваются, о каком растении и что они будут  говорить.

                Дети описывают водящему растение, он отгадывает.

«Почтальон принес посылку» (узнай по запаху).

  Цель : учить  описывать  предметы,  узнавать   их   по   запаху.   Подбирать определения вкусовых ощущений и  запахов:  кисло-сладкий,  сладкий,  резкий, горький и т.д.

  Оборудование: посылка. В ней целлофановые пакетики с кусочками плодов.

 Ход игры:  Посылку приносит в  группу  почтальон  Печкин.  Воспитатель  говорит:

«Сегодня  нам  почтальон  Печкин  принес  странную  посылку.  В  ней   лежат целлофановые пакетики,  а  что  находится  в  них  мы  сможем  узнать,  если понюхаем». Дает нескольким детям по пакетику и просит  понюхать  то,  что  в них. «А теперь не называя, что там, расскажите, что вы получили  в  посылке, но так, чтобы все догадались». Дети называют плоды: лимона,  ананаса,  кофе, апельсина, отгаданные плоды кладут на поднос.  В конце игры угощают всех  детей,  попросив  назвать  точно  вкусовые

ощущения.

«О чём ещё так говорят?».

Цель: закреплять и уточнять значение многозначных слов, воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чём ещё так можно сказать:

Идёт дождь: идёт – снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет – девочка, радио.

Горький – перец, лекарство и т.д.

«Кто как передвигается?».

Цель: закреплять знания детей о способах передвижения насекомых.

Ход игры:  воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения животного и бросает мяч одному из воспитанников. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочка; ползает – гусеница; бегает – муравей и т.д. 

«Огурцы».

Цели: развивать быстроту реакции, внимание, закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.

Ход игры: Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Вырастали на грядке ( дети ходят в колонне)

Зелёные прядки (переход в полуприсед),

Прятались в них огурцы ( приседают),

А солнце пригрело ( встают, поднимают руки вверх) –

Вмиг пожелтели (руки опустили),

Но в бочке они хороши.

После слова «хороши» дети бегут и занимают место в «бочке» ( нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой игре.

«Брать – не брать ягоды».

Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных  и садовых ягод.  Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. ( Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина).

«Где что растёт?».

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на Земле от состояния растительного покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения  и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте ( движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

- Яблоня, груша, малина, лимон, апельсин, липа, клён баобаб, мандарин, мимоза, ель, саксаул, облепиха, берёза, вишня, черешня.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислить быстрее:

- Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...