Картотека дидактических игр
картотека (старшая группа) на тему
В данной картотеке содержится серия дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskikh_igr.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
группа «»Алёнушка»
«Найди ошибку».
Цели: развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
«Доскажи слово».
Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра – начинается иг…
Ры-ры-ры – у мальчика ша…
Ро-ро-ро - у нас новое вед…
Ру-ру-ру – продолжаем мы игр…
Ре-ре-ре – стоит дом на го…
Ри-ри-ри – на ветках снеги…
Ар-ар-ар – кипит наш самов…
Ры-ры-ры – детей много у го…
«Так бывает или нет?».
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с неё на санках. Наступила весна Все птицы улетели в тёплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»
«Какое время года?».
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
«Где что можно делать?».
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определённой ситуации.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
«Какая, какой, какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, пушистая, большая, маленькая, красивая…
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое…
Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…
Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…
«Закончи предложение».
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец -… (горький).
Летом литья зелёные, а осенью - …(жёлтые).
Дорога широкая, а тропинка …(узкая).
«Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растение по листу ( назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход игры: на прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.
«Отгадайте, что за растение».
Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
« Что сажают в огороде?».
Цели: учить классифицировать предметы по определённым признакам ( по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажите «нет». Кто ошибается, тот, выходит из игры.
«Кто (что) летает?».
Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребёнок называет какой-нибудь предмет или животное, причём поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
«Что это за насекомое?».
Цели: расширять и уточнять представления о жизни насекомых; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая должна угадать, кто это.
Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.
«Прятки».
Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на...
Ход игры: по заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет ( найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
«Дети и волк».
Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:
Дети по лесу гуляли,
Землянику собирали.
Много ягодок везде -
И на кочках, и в траве.
Но вот сучья затрещали…
И глазища засверкали…
Дети, дети, не зевайте,
Волк за елью – убегайте!
Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребёнок становится «волком», и игра начинается сначала.
«Бывает –не бывает» ( с мячом).
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом…( не бывает).
Снег зимой…(бывает).
Мороз летом…( не бывает).
Капель летом … ( не бывает).
«Третий лишний».
Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.
Ход игры: воспитатель называет по три растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.
«Игра в загадки».
Цель: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадок дети получают по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.
«Подскажи словечко».
Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход игры: воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранил все фанты.
Воспитатель: у стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?( Цветные, непрозрачные).
Ворона каркает, а сорока? ( Сорока стрекочет).
« Что это за птица?».
Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.
«Знаешь ли ты…».
Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей.
Ход игры: заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
«У кого какой цвет?».
Цель: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.
Ход игры: воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т.д.
«Когда ты это делаешь?».
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.
Ход игры: воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое-нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и прочее, затем спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.
«Кто кем (был) будет?».
Цель: развитие речевой активности.
Ход игры: ребёнок отвечает на вопрос взрослого: «кем будет (или чем будет) …яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, металл, кирпич, ткань и т.д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например: из яйца – цыплёнок, утёнок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).
«Кто скорее соберёт?».
Цели: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.
Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинаю собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
«Будь внимательным».
Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.
Ход игры: внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.
«Кому что нужно?».
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определённой профессии.
Ход игры: Давайте вспомним, что нужно людям разных профессий для работы. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.
«Путешествие».
Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.
Ход игры: воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определёнными растениями ) определяют дорогу, по которой должны пройти все лети к спрятанной игрушке.
«Придумай другое слово».
Цель: расширять словарный запас.
Ход игры: воспитатель говорит: Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из - под молока, а можно сказать молочная бутылка. Кисель из клюквы ( клюквенный кисель); суп из овощей ( овощной суп); пюре из картофеля ( картофельное пюре).
« Что это значит?».
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая газета – новая, только ч то купленная.
Свежая краска – незасохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.
Глухая ночь тихая, безлюдная, тёмная.
Глухой лай собак – отдалённый, плохо слышный.
«Придумай сам».
Цели: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.
Ход игры: воспитатель предлагает выбрать каждому ребёнку по одному предмету( кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?». Каждый ребёнок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть.
«Кто чем питается».
Цель: закрепить знания о домашних животных.
Ход игры: воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить хозяева.
«Выдели слово».
Цель: закрепить правильное произношение определённых звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Ход игры: воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук (з) (песенка комарика). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок. Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.
«Назови ласково».
Цели: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры: воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Заяц – зайчонок, зайчоночек, зайчишка…
Бабушка – бабулечка, бабуля, бабуленька…
Мама – мамусик, мамуля, мамуленька…
Солнце – солнышко…
«Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры: воспитатель называет слово. А дети должны назвать противоположное по смыслу. Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы.
Далёкий – близкий, верхний – нижний.
«Загадай — мы отгадаем».
Цель игры: выделять и называть характерные признаки растения, связно описывать и находить по описанию.
Оборудование:
Плодовые растения: лимон, апельсин, финиковая пальма, гранат, ананас.
Ход игры:
1. Воспитатель говорит: «Из растений, которые стоят на столе,
выберите одно. Я буду спрашивать, какое оно, а вы будете
отвечать, только не говорите названия растения. А мы вместе
с детьми попробуем отгадать, какое растение вы загадали».
Воспитатель задает вопросы ребенку, он отвечает, дети
отгадывают.
2. Ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Воспитатель и дети
договариваются, о каком растении и что они будут говорить.
Дети описывают водящему растение, он отгадывает.
«Почтальон принес посылку» (узнай по запаху).
Цель : учить описывать предметы, узнавать их по запаху. Подбирать определения вкусовых ощущений и запахов: кисло-сладкий, сладкий, резкий, горький и т.д.
Оборудование: посылка. В ней целлофановые пакетики с кусочками плодов.
Ход игры: Посылку приносит в группу почтальон Печкин. Воспитатель говорит:
«Сегодня нам почтальон Печкин принес странную посылку. В ней лежат целлофановые пакетики, а что находится в них мы сможем узнать, если понюхаем». Дает нескольким детям по пакетику и просит понюхать то, что в них. «А теперь не называя, что там, расскажите, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети называют плоды: лимона, ананаса, кофе, апельсина, отгаданные плоды кладут на поднос. В конце игры угощают всех детей, попросив назвать точно вкусовые
ощущения.
«О чём ещё так говорят?».
Цель: закреплять и уточнять значение многозначных слов, воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.
Ход игры: Подскажите Карлсону, о чём ещё так можно сказать:
Идёт дождь: идёт – снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет – девочка, радио.
Горький – перец, лекарство и т.д.
«Кто как передвигается?».
Цель: закреплять знания детей о способах передвижения насекомых.
Ход игры: воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения животного и бросает мяч одному из воспитанников. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.
Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочка; ползает – гусеница; бегает – муравей и т.д.
«Огурцы».
Цели: развивать быстроту реакции, внимание, закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.
Ход игры: Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Вырастали на грядке ( дети ходят в колонне)
Зелёные прядки (переход в полуприсед),
Прятались в них огурцы ( приседают),
А солнце пригрело ( встают, поднимают руки вверх) –
Вмиг пожелтели (руки опустили),
Но в бочке они хороши.
После слова «хороши» дети бегут и занимают место в «бочке» ( нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой игре.
«Брать – не брать ягоды».
Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. ( Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина).
«Где что растёт?».
Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на Земле от состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте ( движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.
- Яблоня, груша, малина, лимон, апельсин, липа, клён баобаб, мандарин, мимоза, ель, саксаул, облепиха, берёза, вишня, черешня.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислить быстрее:
- Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...