Комплексы пальчиковой гимнастики
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ларина Ольга Геннадьевна

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук,повышает речевую активность детей,развивает мышление,внимание,память,воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_palchikovoy_gimnastiki.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы пальчиковой  гимнастики

Воспитатель: Ларина О.Г.

«Семья»

 Кто  радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

(Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.)

«Семья»

(С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

«Части тела»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.)

«Одежда»

Я надену сапоги,      

(Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую    

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

  ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.    

 (Смена рук.)

«Перчатки»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

(Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.)

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики.

 «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке.  

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                  

 (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  

(Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                        

 (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                        

 (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      

(Шагают» пальцами по столу.)

«Мебель»

На кроватке мы поспали,        

 (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        

(Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели            

 (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.              

 (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

(Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

(Сжимать и разжимать пальчики.)

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

(Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца).

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

 «Пароходик»

Пароходик в море был.

(Ладони соединить в форме чаши.)

Вот он к пристани приплыл.

(Сделать волнообразные движения в воздухе.)

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»

(Одновременно пошевелить большими пальцами)

«Насекомые»

 Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

(Сжимать и разжимать кулачки).

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

(Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращать мизинцем.)

(Спрятать руки за спину.)

 «Бабочка»                                

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».)

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

(Показать все пальчики, «играя» ими.)

 

«Петушок»

Наш красивый петушок

(Обе руки сжаты  в кулачки).

Кверху поднял гребешок.

(Разжать ладони.)

Крылышками машет.

(Кистями помахать в воздухе.)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

(Указательными пальцами постучать по столу).

Пёстрых курочек зовёт.

(Кистями рук сделать манящие движения.)

«Домашние животные»

«Повстречались»

(На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.)

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,

(Пальчики «шагают)

Горшок каши нашёл.

(Горшок из ладошек)

На печи калачи,

(Ладошки «лепят калачи)

Как огонь горячи.

(Подуть на ладошки.)

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

(Погрозить пальчиком).

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

«Кошка»

Вот, убрав царапки,  

(Моем руки)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки      

(Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.    

(Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки)

«Котята»

Побежали вдоль реки    

 (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от

                                                 себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

«Дикие животные»

Заяц и ёжик навстречу друг другу  

(Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу  друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      

(Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!        

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

  «Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.)

«Зайка»

Зайка – ушки на макушке –  

(Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.  

 (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,  

 (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –            

 (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

«Детёныши диких животных»

Это зайчонок, это бельчонок,                

(Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок    

 (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

«Овощи»

Я – зелёная капуста,            

 (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.

 (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,        

(Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

« Капустка»

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

(Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Хоть держалась крепко,

«Огород»

В огороде много гряд,        

 (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,              

 (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород            

(Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

«Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.  

 (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                

 (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.        

 (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

«помешиваем чай».)

«Компот».

Будем мы варить компот,

(Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.)

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

(Загибают пальчики начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

(Опять «варят» и «помешивают».)

Угостим честной народ.

(Развести руки в стороны.)

«Сливы»

(Кисти сжаты в кулак.)

Большой пальчик сливы трясёт.

(Разгибаем большой палец.)

Второй их собирает.

(Разгибаем указательный палец).

Третий их домой несёт.

(Разгибаем средний палец.)

Четвёртый высыпает.

(Разгибаем безымянный.)

Самый маленький – «шалун»

Всё, всё съедает.

(Разгибаем мизинец)

«Зима»

Снег ложится на дома,    

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.            

 (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,    

 (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…      

 (Рука за ухом.)

«Снегири»                          

 Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

(Вращательные движения кистями рук.)

 « Снежинки»                          

 Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

(Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

(Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

(Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

(Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

(Вращать кистями, попеременно скрещивая руки).

 «Ёлочка»

Перед нами ёлочка.

(Пальцы переплетены, большие подняты вверх.)

Шишечки, иголочки,

(Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы).

Шарики, фонарики,

(Ладошки держать «ковшиком».)

Зайки и свечки,

(Зайчики» - указательные пальцы.)

Звёзды, человечки.

(Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.)

Весна.

 Вот уж две недели        

(Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает      

(Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.        

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

«Жаворонок»                    

Птичка, птичка, прилетай!

Весну- красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

(Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка).

«К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

(Ручки протягивают вперёд «с букетом».)

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

(Пальчики двигаются, будто плетут венок.)

 «Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

(Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки).

От ветерка качается,

(Движения руками вправо-влево).

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

(Мимика, жесты.)

«Осень»

Вышла осень погулять,  

 («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.  

(Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

«Листопад»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

(Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки) (листья опадают).

С клёна – кленовый,

(Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.)

С дуба – дубовый,

(Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.)

С осины – осиновый,

(Указательный и большой соединить в виде колечка.)

С рябины- рябиновый.

(Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.)

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

 

«Осенью»

Ветры яблони качают.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.)

Листья с веток облетают.

(Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

(Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями)

«Лето»

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют

(Сжимать и разжимать пальцы рук.)

И головки убирают,

(Открывать и закрывать глаза.)

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

(Сводить и разводить пальцы «веером».)

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

(Качание и наклоны кистей вправо-влево.)

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

(Круговые движения кистями).

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

(Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.)

«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?

(Соединяем по очереди все пальцы с большими.)

По лужицам скакать!

(Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.)

Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы рук с большими).

Кораблики пускать!

(Рисуем обеими руками восьмёрку.)

Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы с большими.)

На радуге кататься!

(Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)

Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы с большими.)

Да просто улыбаться!

(Улыбаемся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы пальчиковой гимнастики

В статье даны 10 комплексов пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста...

Комплексы пальчиковой гимнастики по месяцам (для воспитанников старшей группы, месяц - октябрь)

Весьма интересная и полезная разработка пальчиковой гимнастики по месяцам....

Комплексы пальчиковой гимнастики на основе народных пальчиковых игр

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ. Каждый комплекс разучиваетс...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...