Проектный метод в деятельности ДОУ.
методическая разработка на тему

Поспелова Наталья Александровна

Данный материал подробно знакомит с проектным методом и особенностями работы с технологией в дошкольном учреждении.

В статье можно познакомиться с историей возникновения технологии проектной деятельности, авторами данного метода.

Также даны примерные темы проектов для детского сада, этапы работы над реализацией проектов, типы и виды проектов и план по работе с кадрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в деятельности ДОУ.

    Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, – это конкретное практическое  творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания. Метод проектов, используемый нами при реализации проектной деятельности, не является принципиально новым в мировой педагогике.            Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль детей в нужном направлении, для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны проявить свои творческие способности и самостоятельно, либо совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

    Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Деят-ть педагога

Деят-ть детей

1

- формулирует проблему, цель;

- вводит в игровую ситуацию;

- формулирует задачу;

- вхождение в проблему;

- вживание в игровую ситуацию;

- принятие задачи, дополнения задач;

2

- помогает в решении задач;

- помогает спланировать деятельность;

- организует деятельность;

- объединение детей в рабочие группы;

- распределение амплуа;

3

- направляет и контролирует осуществление проекта;

- практическая помощь(по необходимости);

- формирование специфических знаний, умений, навыков;

4

- подготовка к презентации и презентация

- представляют продукт деятельности (зрителям, экспертам)

В нашем детском саду прошел проект для всех групп старшего дошкольного возраста  «Книга – это ЧУДО!» Каждая группа выбрала  свой проект. Вот примерные темы проектов:

  1. Как книжка приходит к нам в дом? (из прошлого в настоящее, кто и как работает над книгой, сделаем книгу сами)
  2. Какие бывают книги? (жанры детской литературы)
  3. По страницам любимых книг
  4. Моя любимая книга
  5. Что за прелесть эти сказки! (творчество А.С.Пушкина)

Рабочий план на учебный год по работе с кадрами:

«Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»

Месяц.

Содержание работы.

Сентябрь

Собеседование с педагогами.

Диагностические исследования с целью выявления познавательных интересов у детей.

Обучающие семинары «Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании»

Октябрь

Приобретение и подбор методической литературы.

Консультация «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников».

Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов»

Ноябрь

Консультация по созданию развивающей среды.

Разработка перспективного тематического планирования.

Декабрь

Консультация «Участие родителей в проектной деятельности»

Разработка групповых проектов.

Январь

Разработка групповых проектов.

Февраль

Тренинг «Участие в проектной деятельности»

Конкурс авторских проектов.

Март

Педагогический совет «Метод проектов как форма организации единого образовательного процесса»

Апрель

Презентация: «Ярмарка идей» (защита авторских проектов педагогов разных возрастных групп»

Литература:

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2000.- № 2.- C. 36-43. - (Филос.-психол. основы теории В.В. Давыдова)
  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. - М., 1996
  4. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
  5. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. - 144 с.
  6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - № 7. - с. 151-157
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др.; Под ред. Е.С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с. - (Методическая библиотека)
  9. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. - 2000. - № 4. — С. 52-55
  10. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авторы-составители Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в деятельности ДОУ

Постояннодействующий семинар-практикум. Теоретические основы проектного метода....

Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектный метод в деятельности ДОУ

Материал предназначен для педагогов ДОУ. В презентации дается характеристика проектного метода: понятие, классификация, виды проектов, а также примерные темы. Раскрываются этапы работы над проектом с ...

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

Презентация для студентов  пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...