Рабочая программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения
рабочая программа (средняя группа) на тему
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 339.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обучению детей основам ПДД |
Полякова Л.В. |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.
На мостовой - не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки и так далее), но и маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Зачастую малыши живут далеко от детского учреждения, поликлиники, дедушки с бабушкой и им приходится пользоваться городским транспортом. В этих случаях ребёнок выступает в роли пассажира и должен знать основные правила поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро.
Таким образом, проблема «ребёнок на улице города» или «ребёнок и автомобиль» приобретает всё большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения.
Реализация программы
«Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать»
В. Головко
Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия в России попадают более 60 несовершеннолетних. Дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения, из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
- Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
Материалы, используемые на занятиях:
- Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
- Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
- Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
- Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
- Плакаты;
- Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
- Дорожные знаки.
Дидактические игры:
- «Наша улица»
- «Поставь дорожный знак»
- «Теремок»
- «Угадай, какой знак»
- «Виды перекрёстков»
- «Улица города»
- «Запрещается - разрешается»
- «Собери светофор»
- «О чём говорят знаки?»
- «Где спрятался знак?»
Методические приёмы:
- Рассказ;
- Беседа;
- Ролевая игра;
- Дидактические игры;
- Чтение и заучивание стихов;
- Рассматривание иллюстраций;
- Наблюдение;
- Экскурсии;
- Целевая прогулка на специально оборудованную площадку.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом по МК ДОУ
Детский сад 11
от 30.08.2013г №58
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ПДД
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
СЕНТЯБРЬ | |
Занятия | Ознакомление с окружающим. Тема: «Экскурсия по улице». Цели: закрепить знания о частях улицы, познакомить с понятием «перекресток», дать понятие о сигналах поворота и их расположении у разных видов транспорта |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за транспортом: показать сигналы поворота т заднего хода и действия транспорта в соответствии с ними |
Беседа | «Как могут ехать машины»: уточнить особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знак «Пешеходный переход»: составление изображения из 6-8 частей |
Сюжетно – ролевые игры | «Улица»: по улице движутся разные автомобили, проезжают трехсторонний перекресток, включают световой сигнал и совершают поворот в соответствии с сигналами |
Игровые ситуации | «Движение пешеходов»: (см. цветную вклейку «Обзор закрыт», ситуация 2). Определить предметы, ограничивающие обзор проезжей части на участке детского сада, двора |
Двигательная деятельность | Езда на трехколесном велосипеде: учить выполнять повороты направо, налево |
Чтение | Н. Калинина Как ребята переходили улицу |
Работа с родителями | Родительское собрание «Что дети средней группы должны знать о правилах безопасного движения |
ОКТЯБРЬ | |
Занятия | Рисование. Тема: «Улица»: Цели: учить передавать впечатление от экскурсии, изображать части улицы; проезжая часть, пешеходный переход, транспорт, бордюр, дома. Конструирование. Тема: «Дороги и мосты». Цели: учить строить дороги разной ширины, в соответствии с этим определять и строить мосты для пешеходов, транспорта |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по тротуару: ввести правило, что нельзя подлезать под ограждения |
Беседа | «Это опасно»: показать опасность преодоления заграждений на проезжей части улицы |
Сюжетно – ролевые игры | «Улица»: дети едут на велосипедах, в ладони – импровизированный сигнал поворота (желтый кружок на резинке). Дети разжимают по мере необходимости кулачок, показывают желтый кружок – сигнал поворота |
Игровые ситуации | «Движение пешеходов»: (см. цветную вклейку «Обзор закрыт», ситуация 3), макеты и машины разного размера |
Двигательная деятельность | Езда на велосипеде с поворотами направо – налево |
Чтение | Л.Новгорудский Движется – не движется |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Загадки улицы» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
НОЯБРЬ | |
Занятия | Аппликация. Тема: «Наша улица». Цели: учить разрезать лист бумаги на узкие полоски, составлять пешеходный переход, дома, деревья, наклеивать их |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к стоянке транспорта (знак «Стоянка транспорта»): познакомить с новым знаком и поведением около стоянки автотранспорта Наблюдение за движением автотранспорта: продолжать знакомить детей с сигналами поворота транспорта и их местонахождением (впереди, сзади, сбоку) |
Беседа | «Опасность около стоящих машин»: дать знания о том, что из-за стоящей машины может выехать другая |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знаки» («Пешеходный переход», «Место остановки автобуса, и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки»): составление из частей и наложение одной формы на другую, используя мозаику, детали конструктора, плоскостные и объемные фигуры |
Игровые ситуации | «Чего не хватает на перекрестке»: уточнить составные части: «зебра», светофор |
Чтение | В. Суслов Его сигнал для всех закон |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ДЕКАБРЬ | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к таксофону: уточнить его назначение, познакомить со знаком «Телефон». Наблюдение на улице: учить по соответствующему цвету сигнала определять движение транспорта: направо, налево, вперед, назад, стоит на месте, определять местонахождение сигналов |
Беседа | «О чем говорят сигналы на транспорте»: закрепить знание сигналов поворота и движения назад у транспорта |
Дидактические игры и упражнения | «Позвоним по телефону»: упражнять в правилах телефонного этикета, закрепить знания о знаке «Телефон» |
Сюжетно – ролевые игры | «Транспорт»: по улице ездят грузовые и легковые автомашины, автобусы. «Скорая помощь» едет на вызов к больному, другие автомобили уступают ей дорогу, чтобы она быстрее приехала на помощь |
Двигательная деятельность | Катание на ледяной горке: учить обращать внимание на тех, кто находится в зоне спуска |
Чтение | А. Шалобаев Посмотри налево, посмотри направо |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Разноцветные друзья» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ЯНВАРЬ | |
Занятия | Конструирование. Тема: «Транспорт на улице». Цель: учить делать грузовой, легковой, пассажирский транспорт из бумаги, используя прием сгибания листа бумаги пополам, дополняя работу аппликацией |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по двору: отметить то, что ограничивает обзор проезжей части двора. Целевая прогулка к остановке транспорта: закрепить правила культуры поведения – посадка в общественный транспорт (не толкаться, заходить в порядке очереди) |
Беседа | «Кто должен заходить первым в транспорт»: уточнить очередность посадки в транспорт взрослых и детей |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знаки» («Телефон», «Стоянка транспорта», «Пешеходный переход» и др. по желанию): составление из частей, наложение одной формы на другую «Кто больше знает»: закрепление знания дорожных знаков и правил дорожного движения |
Сюжетно – ролевые игры | «Улица»: транспорта и пешеходы движутся на Т-образном перекрестке, водители сигнализируют желтыми кружками повороты |
Чтение | С. Михалков Одна рифма |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ФЕВРАЛЬ | |
Занятия | Рисование. Тема: «Девочка идет по тротуару». Цели: учить изображать фигуру человека, передавая относительную величину частей тела. Закреплять представление о частях улицы и правилах поведения при ходьбе по правой стороне тротуара |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение движения автотранспорта: упражнять в определении скорости движения машин (быстро – медленно проезжают мимо деревьев, зданий) |
Беседа | «Разные виды перекрестков»: познакомить с различными видами перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, напомнить правила перехода через проезжую часть дороги |
Дидактические игры и упражнения | Лото «Пешеход»: закреплять правила поведения на улице |
Сюжетно – ролевые игры | «Улица»: пешеходы и водители выполняют правила движения в соответствии с сигналами светофора |
Игровые ситуации | «Движение пешеходов»: (см. цветную вклейку «Обзор закрыт», ситуация 2): выход из-за снежного вала, забора, кутов (моделирование на макете) |
Чтение | Н. Мигунов Друг светофора |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Новые приключения Хрюши и его друзей» Предложить детям вырезать и наклеить Т – образный перекресток, обыграть движение на нем с маленькими машинками |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
МАРТ | |
Занятия | Аппликация. Тема: «Машины на дороге»: Цели: учить делать прямые разрезы, составлять изображение предмета из нескольких частей; закреплять правила поведения на дороге |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к стройке: познакомить со знаком «Движение пешеходов запрещено» |
Беседа | «Здесь строительство идет»: уточнить правила поведения вблизи строительства |
Дидактические игры и упражнения | Игры с экзаменатором (дорожные знаки, правила поведения) «Собери знаки»: составление изображения из нескольких частей, закрепление знания дорожных знаков и правил поведения на дороге |
Сюжетно – ролевые игры | «Улица»: машины движутся по улице, останавливаются в соответствии со знаками «Больница», «Пункт питания» |
Игровые ситуации | «Ушки – слушки»: побуждать слышать, различать и называть звуки улицы |
Чтение | Р. Фархади Светофор |
Другие формы работы с детьми | Совместный ручной труд с воспитателем: изготовление транспорта из бросового материала |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
АПРЕЛЬ | |
Занятия | Рисование. Тема: «Улица». Цель: побуждать детей изображать дома, проезжую часть, пешеходный переход, деревья, кусты, движение транспорта в двух направлениях и т.д. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за двусторонним движением транспорта, знакомство со знаком «Двустороннее движение» |
Беседа | «Опасности на дороге» (см. цветную вклейку «Обзор закрыт, ситуация 3) «Как выходить из автобуса»: уточнить правила поведения в общественном транспорте |
Сюжетно – ролевые игры | «Улица»: по улице едут разные автомобили, светофор регулирует двустороннее движение |
Чтение | А. Клименко. Когда мы пассажиры Я. Пишумов. Дорожная азбука |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
МАЙ | |
Занятия | Конструирование. Тема: «Улица» (коллективная работа) Цели: учить создавать коллективную постройку, используя полученные впечатления; побуждать строить дома, гараж, проезжую часть, транспорт |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за движением людей в дождливую погоду: уточнить, что зонт должен держать взрослый, а не ребенок |
Беседа | «Как вести себя в транспорте»: уточнить правила культуры поведения в общественном транспорте «Если ты потерялся»: уточнить знание домашнего адреса |
Сюжетно – ролевые игры | «Улица»: по улице едут разные автомобили, светофор регулирует движение, водители и пешеходы выполняют правила движения |
Игровые ситуации | «Движение пешехода» (см. цветную вклейку «Обзор закрыт», ситуация 1); макет проезжей части с транспортом и игрушками соответствующего размера |
Чтение | А.Барто Любочка. |
Другие формы работы с детьми | Опыты: «Что мы видим под зонтом»: показать, что, прикрываясь зонтом от дождя, не следует закрывать обзор проезжей части улицы |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ИЮНЬ – АВГУСТ | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевые прогулки к проезжей части улицы:
|
Беседа | «Где можно кататься на велосипеде»: уточнить правила |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знаки» («Движение пешеходов запрещено», «Телефон», «Двустороннее движение»): составление изображения из нескольких частей с использованием разных материалов |
Сюжетно – ролевые игры | «Улица»: включение в дорожное движение знаков «Телефон», «Больница», «Пункт питания» |
Игровые ситуации | «Играть на улице нельзя» (см. цветную вклейку «Внимание отвлечено», ситуация 1). «Бабушка на другой стороне улицы» (см. цветную вклейку «Родители с детьми», ситуация 1) |
Двигательная деятельность | Обучение езде на двухколесном велосипеде:
|
Чтение | С. Михалков Велосипедист |
Работа с родителями | Тематический стенд: «Ребенок на улице»: что дети должны знать, находясь на улице (знаки, правила) Рекомендации для родителей:
- для игры во дворе надо выбирать безопасное место; - нельзя играть вблизи стоящих машин, подходить к ним, трогать, брать предметы, находящиеся в чужой машине; - не надо садиться в чужую машину, нужно отказываться от приглашения покататься с незнакомыми людьми; - нельзя брать угощение от незнакомых людей; - нельзя брать в руки чужие предметы и свертки, лежащие на улице, даже если очень хочется (это опасно)
|
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11» с. Спицевка Грачевского района Ставропольского края
Методические разработки
к программе
«Дорожная грамота»
(средняя группа)
Воспитатель: Полякова Л.В.
Спицевка 2013год.
Средняя группа
Задачи:
- Продолжать работу по охране жизни и здоровья детей, формировать умения и навыки правильного поведения на улице.
- Приучать детей следить за дорожной обстановкой на улицах села и в автогородке. Совершенствовать навыки ориентирования в окружающей обстановке. Развивать интерес к правилам дорожного движения.
- Учить детей выделять части улиц (проезжая часть, тротуар, пешеходные дорожки), продолжать развивать умение сравнивать и группировать виды транспортных средств.
- Формировать представление о правилах для пешеходов. Расширять знания о дорожном движении. Формировать у детей представление о дорожных знаках. Воспитывать у детей внимательное отношение к проезжей части. Учить оценивать свои поступки на дороге и поступки других. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Обучение на занятиях.
С детьми средней группы с сентября по май проводятся 2 занятия в квартал. На занятиях дети знакомятся с правилами поведения на улице. Учатся различать проезжую часть, тротуар, пешеходные дорожки, называть различные виды транспорта и знать их назначение. Детям даются представления об одностороннем и двухстороннем движении, представления о дорожных знаках, об особенностях работы пассажирского транспорта.
СЕНТЯБРЬ
Конспект занятия:
Тема: «Наше село».
Цель: Ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов, дать представление о том, как важно уметь правильно ходить по улице.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Мы живем с вами в селе.
- Как называется наше село?
- На какой улице вы живёте?
На каждой улице есть дома, магазины, школы, детские сады. По улицам днём и ночью едут машины. Автобусы и троллейбусы перевозят людей в кино, на работу и с работы, в больницу. Тех, кто едет в автобусе и троллейбусе, называют пассажирами, а когда люди идут пешком, их называют пешеходами.
С помощью макета рассматриваем части улицы (проезжую, тротуары).
Вопросы:
- Где должны ходить пешеходы?
- Почему нельзя ходить по проезжей части?
Подвижная игра «Цветные автомобили».
ОКТЯБРЬ
Конспект занятия
Тема: Знакомство с улицей.
Цель: Дополнить представление детей новыми сведениями об улице: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двухсторонним. Проезжая часть улицы при двухстороннем движении может разделяться линией.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель вывешивает плакат с изображением улицы.
- Посмотрите, что вы видите?
- А кто мне покажет тротуар?
- Много на улице домов?
- Какие дома вы видите на улице?
- А в этом доме что находится? (магазин).
Воспитатель: Часть дороги, по которой едут автомашины, называется проезжей частью. Если автомобили едут в одну сторону и в другую, такое движение называется двухсторонним. Чтобы не было столкновения транспорта, проезжая часть бывает разделена сплошной или прерывистой белой линией. Если автомашины на улице едут только в одну сторону, то такое движение называется односторонним.
Показ диафильма «Машины на нашей улице».
Дидактическая игра «Оставь нужный цвет».
Беседа о правилах уличного движения.
Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения.
ХОД БЕСЕДЫ:
Чтение рассказа В. Клименко «Зайка велосипедист».
По нашим улицам движется много легковых и грузовых машин, трамваев, автобусов. Незнание правил дорожного движения приводит к несчастным случаям. Каждому человеку необходимо знать, где и как надо переходить улицу. Дети не должны забывать, что дорога предназначена для транспорта, а не для игр.
Заучивание стиха Ю. Яковлева «Делаем ребятам предостережение».
НОЯБРЬ.
Сюжетно – ролевая игра «В гости к Айболиту».
Цель: Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр. Закрепить с детьми некоторые правила поведения на улице. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится на площадке детского сада. Принимают участие все дети.
- Ребята, посмотрите на эту площадку. На ней нарисована дорога и пешеходные переходы.
- Эта дорога с односторонним или двухсторонним движением?
- А как вы узнали?
- А теперь скажите мне, где разрешается переходить улицу?
- Вы хорошо знакомы с правилами движения?
А сейчас мы поиграем в игру. Мы сейчас возьмем машины, велосипеды, самокаты, оденем шапочки зверей и поедем в гости к доктору Айболиту. Света у нас будет «Светофором».
- На какой сигнал можно переходить улицу?
- А на какой нельзя?
А теперь поехали. (Дети едут, идут пешком к доктору Айболиту, который занимает свое место в конце пути и ждет зверей на леченье). Ребята начинают движение. И тут на дорогу выбегает Лиса и Волк, и начинают играть в футбол. (Лису забирают в больницу).
Движение продолжается. Заяц на красный свет перебегает дорогу. Когда все звери пребывают к Айболиту, начинается разбор нарушителей. Айболит объявляет, что такой – то зверь попал под машину, которая придавила ему лапу или хвост, и он их ложит в больницу.
Воспитатель: - Ребята, а доктор Айболит принес вам картинки (из серии картин «Палочка – выручалочка»).
Айболит: - Ребята, запомните, вы должны ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны. Покажите все правую руку. Переходить улицу по пешеходному переходу. Прежде чем сойти на мостовую, необходимо посмотреть налево, а дойдя до середины – направо. А там, где установлен светофор, следует переходить улицу при зеленом свете.
А теперь отправляйтесь домой, не нарушая правил.
Практическое занятие.
Цель: Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятием: пешеход, наземный (подземный) переход.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Мы идем по улице, как нас называют? Покажите правую сторону.
- Где можно перейти улицу?
Переходы бывают наземные и подземные. Это наземный переход.
- Какое здесь движение?
Мы сейчас с вами перейдем улицу. Сначала вам нужно посмотреть налево, дойдя до середины – направо. Кто скажет, при каком сигнале светофора можно переходить улицу?
На участке поиграть в подвижную игру «Пешеходы и автомобили».
ДЕКАБРЬ.
Конспект занятия.
Тема: «Вместе с Чебурашкой».
Цель: Продолжать знакомить детей с движением транспорта и пешеходов. Познакомить с правосторонним движением машин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Чебурашка: - Здравствуйте, ребята! А как называется ваш детский сад?
- А на какой улице он находится?
- А что это у вас такое? (Смотрит на макет улицы).
- По какой стороне должны идти пешеходы?
Сейчас мы поиграем. Подвижная игра «Мы пешеходы».
Чебурашка: - А сейчас я вам расскажу о машинах, которые движутся по проезжей части. Они тоже, как и люди, соблюдают правила на дороге. Машины по проезжей части тоже едут по правой стороне дороги. Это очень важно. Иначе на проезжей части может произойти авария – машины столкнутся друг с другом. Поэтому каждый шофер твердо знает, что на проезжей части надо ехать строго по правой стороне. Я даже стишок про это знаю:
Легко запомнить и тебе и мне
Порядок строгий
Машины движутся по правой
Стороне дороги.
- По какой стороне дороги движутся и люди и машины?
Чебурашка: - А теперь послушайте загадки, а отгадки у меня в мешочке.
Что за чудо синий дом
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
А питается бензином (автобус).
Сверху – желтый,
Снизу – синий
На груди его звезда, А вокруг воздушных линий
Протянулись провода (троллейбус).
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком
Они перевозят различные грузы
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
За эту работу мы их полюбили
Они называются…. (автомобили).
РАЗВЛЕЧЕНИЕ.
Петрушка: - Начинаем представленье, всем на удивление.
Карлсон: - Я конечно, чемпион
Всех народов и времен,
Но, Малыш, не даст соврать,
Правил мне, как вы не знать.
Ведь родился я на крыше,
Где летают даже мыши.
Вам труднее на земле
Понимаю вас вполне.
Загадки я принес для вас,
Кто поможет мне сейчас?
Дети: - Мы.
Красный: ясно, путь опасный
Желтый: то же, что и красный
А зеленый - не зевай
Проходи и не мешай… (светофор).
Что за чудо – желтый дом:
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином… (автобус).
Проводится инсценировка песни «Пешеходный переход» музыка Запольского.
Проводится викторина:
- Сколько цветов имеет светофор?
- Кому дает команды светофор?
- Что надо сделать, если загорелся красный свет?
- Что надо сделать, если загорелся зеленый свет?
Шуточный танец «Зеленый свет» исполняют ребята старшей группы.
Игра «Кто быстрее соберет светофор».
1 ребенок: Правила движения
Все без исключения
Знать должны зверюшки,
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
2 ребенок: На улице будьте внимательны, дети
Твердо запомните правила эти.
Правила, эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Исполняется песня «Улыбка».
ЯНВАРЬ.
Конспект занятия по правилам дорожного движения.
Цель: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Ввести в словарь термины: «Пешеходный переход», «Зебра», «ГАИ», воспитывать умение быть вежливым друг с другом.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети сидят на стульях. Слышится стук в дверь. Входит дядя Степа – милиционер.
- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я милиционер, а зовут меня дядя Степа. Ребята, я хочу пригласить вас в страну под названием «Правила дорожного движения». Но прежде, чем отправится, я загадаю вам загадки:
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали, становятся ближе,
И мир открывается с ней. (Дорога).
- А теперь отгадайте, что же ездит по дорогам?
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком,
Они перевозят различные грузы,
Кирпич и железо, зерно и арбузы,
За эту работу мы их полюбили
Они называются…. (автомобили).
- И эту вы отгадали, а я вам загадаю такую, что вы не сможете отгадать. Это часто встречается на дорогах.
Красный: ясно, путь опасный,
Желтый: то же, что и красный,
А зеленый – не зевай,
Проходи и не мешай (светофор).
- Ах, какие вы молодцы. Тогда можно отправляться в путь. Дети садятся в автобус (на стульчики) и едут в незнакомую страну. И вдруг автобус останавливается у светофора (красный сигнал), дядя Степа спрашивает у ребят:
- Почему мы остановились?
- Какой свет загорелся?
- Что означает свет светофора?
(После ответов детей едут дальше).
И вот они проезжают табличку, на которой написано «Страна – Правила дорожного движения». Автобус останавливается, а на дороге знак «Р» - место стоянки. Ребята посмотрели все на знак, а дядя Степа объяснил, что это за знак. Здесь ребята делятся на пешеходов, дорожные знаки и автомобили и надевают на себя атрибуты. Придумывают ситуации, (ребенок идет на красный свет или машина едет на красный свет, дети играют на дороге).
Затем дядя Степа спрашивает у детей:
- Почему так получилось?
- Какие знаки еще должны стоять на дороге?
Дети рассматривают дорожные знаки: «Зебра», «ГАИ», «Пешеходный переход», дядя Степа объясняет, где их нужно ставить.
- Где можно переходить дорогу, и как называется это место?
Дети садятся на свои места, дядя Степа прощается с ними.
Праздник «Зеленый огонек».
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в страну «Светофорию». Чтобы попасть в эту страну, нам нужно правильно перейти улицу. Будьте внимательны. (Загорелся красный свет). На самокате выехал лисенок и поехал на красный свет.
Воспитатель: - Красный свет!
Это значит – хода нет!
Это стоп! Остановись!
Это значит – берегись!
Дети хором повторяют эти слова. (Загорелся желтый свет).
1 ребенок: - Если желтый свет в окошке
Подожди еще немножко,
Подожди еще чуть- чуть
Будут вновь свободный путь!
Загорелся зеленый свет.
2 ребенок: - Свет зеленый появился,
Перекресток оживился.
Стал свободным переход,
Смело двигайся вперед.
Светофор: - Здравствуйте, друзья мои. Вы меня узнали?
Дети: - Да. Ты светофор.
Светофор: (запись) Днем и ночью
В зной и стужу
На дороге с давних пор
Управляет светофор
Регулирую движенье –
Мне подвластны шофера,
А вот вами, к сожаленью
Я доволен не всегда!
Учат вас в саду и дома
Осторожным быть в пути,
Ну, а вы со мной знакомы?
Это что за огоньки?
Дети: - Знаем.
Исполняется песня «Правила движения», Музыка Запольского.
Проводится игра «Светофор».
После игры дети садятся в автобус и отправляются в лес. По дороге им встретился лисенок весь - перевязан.
Воспитатель: - Что с тобой?
Лисенок: - Мне купили самокат,
Я два дня был очень рад,
Тут на праздник пригласили
Взял я самокат
Покатил на тротуар –
Заспешил как на пожар.
Заворчали пешеходы,
Как я начал там петлять, и упал
Самокат свой поломал.
Воспитатель: - На праздник он не успевал,
Катил, прохожих с ног сбивал,
Зачем так было торопиться?
И праздник там не состоится.
Едут дальше, встречается медведь.
Медведь: - Спешил, летел во весь опор
Столба не видел.
Воспитатель - Ну разве умные медведи
Так ездят на велосипеде?
Теперь лечить мишке
Один синяк, четыре шишки.
Подошел заяц с перевязанной ногой.
Заяц: - Я так бежал, я так спешил
И светофор я позабыл.
Воспитатель: - Не поглядев на светофор,
Зайчишка мчал во весь опор.
Куда бежал, зачем спешил?
А лапу врач ему пришил.
Чтобы впредь не попадаться
В эти положения,
Надо знать и соблюдать
Правила движения.
- Дети, давайте Лисенку, Мишке и зайке поможем. Научим их правилам движения, правилам поведения пешеходов на улице.
Дети: - Поможем.
Воспитатель: - Давайте устроим веселые соревнования:
- Кто быстрее соберет светофор?
- Кто быстрее на велосипеде.
- Найди такую же машину.
ФЕВРАЛЬ.
Практическое занятие
«Прогулка к остановке пассажирского транспорта».
Цель: Расширять знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что автобусы останавливаются на специальных местах около тротуаров. Ждать люди должны транспорт на специальных площадках. Посадка и высадка пассажиров разрешается только на остановках.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Соблюдение маршрута.
- Закрепить правила пассажиров.
- Наблюдение за работой водителя.
- Игра на участке «Поездка в автобусе».
Сюжетно – ролевая игра «Теремок».
Цель: Продолжать учить детей различать дорожные знаки: «Место стоянки», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», воспитывать внимание.
ХОД ИГРЫ:
Дети делятся на группы: Пешеходы – звери, автомобили. Дети в шапочках зверей переходят улицу и стараются без нарушения правил добраться до своего домика. Затем дети меняются ролями. В конце проводится подвижная игра «Цветные автомобили».
Конкурс на лучший рисунок «Любимая машина».
МАРТ.
Конспект занятия.
Тема: Виды транспорта. Обязанности пассажиров.
Цель: Познакомить с основными видами транспорта, рассказать об обязанностях пассажиров.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Чтение стихотворения Михалкова «Про одного мальчика». Беседа по прочитанному.
Входит петрушка и вносит плакаты:
- Что вы видите на плакате?
- Где движутся автомобили, автобусы, троллейбусы?
- По какой стороне они движутся?
- Какие виды транспорта перевозят людей в селе?
- На чем перевозят грузы?
Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Рассказ воспитателя об обязанностях пассажиров.
- Как называются люди, которые ездят в трамваях, автобусах?
- Где нужно ждать автобусы?
- Когда можно выходить из автобуса?
- Кто управляет автобусом, автомобилем?
- как должны вести себя пассажиры?
Показ кукольного спектакля «Петрушка на улице».
АПРЕЛЬ.
Практическое занятие.
Тема: Наблюдение за работой светофора.
Цель: Закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Загадка: Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный.
2. Соблюдение маршрута.
3. Наблюдение за светофором.
4. Чтение стихотворения Михалкова «Светофор».
Сценарий вечера досуга «Светофор».
Дети и гости собираются в зале. Ведущая объявляет о начале досуга, рассказывает о большом движении на дорогах.
1 ребенок: С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Очень важный светофор
Он и вежливый и строгий
Он известен на весь мир
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Ребенок, исполняющий роль светофора поет «Песенку светофора» музыка Чичкова.
Светофор: - Все внимание!
Все внимание!
Говорит вам желтый свет:
Объявляю вам заранее
Перехода больше нет!
Не спешите, посмотрите,
Посмотрите на меня!
Не спешите, потерпите
До зеленого огня!
Ведущий: Светофор мигнул – и раз –
Вдруг открыл зеленый глаз.
Светофор: Вот теперь идите смело.
Пешеходам путь открыт!
Проходите, разрешаю
Не беда, что я один,
Я надежно защищаю
От трамваев и машин.
Ведущий: Осторожнее! Сейчас загорится красный свет.
Светофор: Красный свет – сигнал тревоги
В светофоровых глазах.
Не ходите по дороге
Оставайтесь на местах!
Даже если вы спешите
На работу иль в кино,
Подождите, подождите,
Подождите все равно.
Проводится музыкальная игра «Светофор».
Слышится сигнал автомобиля. Выезжает «Москвичок». Дети поют песенку «Москвичка» музыка Чичкова.
Чтение стихов: Он стоит на перекрестке
Все ему послушны
Форму синюю с полоской
Люди сразу узнают
Называют его дети
Дядя – милиционер.
Он храбрее всех на свете
Дядя - милиционер.
Как бы ни был труден путь
Ты в дороге вежлив будь
Место старшим или старым
Уступить не позабудь!
Проводится игра «Пешеходный переход».
Дети исполняют песню «Машина» музыка Потапенко и выходят из зала.
МАЙ.
Конспект занятия «Вместе с Машенькой».
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о видах транспорта.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Дети, вы хотите пойти на представление в театр?
- Дети, Машенька никогда не была в театре, пойдемте, пригласим ее с собой. Машенька живет далеко, на краю города. Чтобы с нами ничего в пути не произошло, мы должны с вами повторить правила дорожного движения.
- Ребята, что такое улица?
- Кто называется пешеходом?
- Где должны ходить пешеходы?
- Вот и мы с вами пойдем к Машеньке по тротуару.
- Посмотрите, Зайка перебегает дорогу. Правильно ли он поступает, ничего с ним не может приключиться?
- Неправильно! Он переходит улицу на красный свет светофора.
1 ребенок: Днем и ночью
В дождь и стужу
Рассекая тьму и мрак,
Светофор всем людям служит
Словно сказочный маяк.
2 ребенок: Ждут команды светофора
Пешеходы и шоферы.
И тебе бы не мешало
Знать значенье трех сигналов
Вот глазок зажегся красный:
Дети: Путь закрыт, идти опасно.
Желтый свет – предупрежденье,
Наберись, дружок, терпенья.
Увидал зеленый свет –
Проходи, препятствий нет!
Воспитатель: Понятно, Зайка, на какой сигнал светофора надо переходить улицу?
- Дети, посмотрите, Чебурашка катается на самокате по мостовой.
Воспитатель: Ребята, где нужно кататься на самокате, велосипеде?
Расскажите это Чебурашке.
Воспитатель: А вот здесь и Машенька живет. Машенька, мы приглашаем тебя, сходить в кукольный театр.
Машенька: Я бы рада. Вот разложу сейчас картинки и пойду.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем, Машеньке.
Среди различных картинок дети находят дорожные знаки и рассказывают, что они обозначают.
Воспитатель: Вот все вместе мы и справились с заданием, а теперь пойдем в театр.
Дети смотрят сказку «Происшествие с игрушками».
Если игрушки будут нарушать правила дорожного движения, то вы дружно хлопайте в ладоши, чтобы с ними не приключилось никакой беды.
Показ кукольного спектакля.
Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в театре, мне понравилось, как вы знаете правила дорожного движения.
Праздник «Зеленый огонек».
В зале, на полу, изображена схема перекрестка с переходами: обозначены остановки.
Ведущий: Дети, к нам прибыл гость из сказочного Цветочного города, сейчас он появится. Вы узнаете, дети, нашего гостя? Кто это?
Дети: Незнайка!
Ведущий: Незнайка, скажи, что с тобой случилось?
Незнайка: Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал..
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться, честно, я не знаю
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить.
Ведущий: Наши ребята идут в детский сад,
Наши ребята очень спешат!
Регулировщик: Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет!
Желтый свет на пути –
Приготовьтесь идти.
Свет зеленый впереди –
Вот теперь – переходи!
Дети с воспитателем идут по переходу. Две девочки на ходу рассматривают книгу.
Регулировщик: Подождите – ка, подружки
Где глаза у вас, где ушки?
Дело кончится печально,
Может быть немало бед
Ведь дорога – не читальня
И не место для бесед!
Ребенок: Светофор дает приказ –
Зажигает красный глаз.
И когда зажжется он
Все стоят – таков закон.
По дороге проезжает транспорт: велосипеды, самокаты. Снова загорается зеленый свет.
Ребенок: Гляди, Незнайка, до сих пор
Сигналил красный светофор,
Теперь горит зеленый свет
Свободен путь, препятствий нет.
Незнайка идет последним, играя с мячом.
Незнайка: Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Регулировщик: На проезжей части, дети
Не играйте в игры эти
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Ведущий: Вот на этой площадке мы поиграем с мячом в игру «Лови, бросай, упасть не давай».
Ведущий: А сейчас отгадайте загадку:
Что за чудо этот дом
Окна светятся кругом
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус).
Инсценировка песни «Автобус». Незнайка высовывается из окна.
Ведущий: Любопытный, ты куда?
Рельсы там и провода!
Так и вывалится можно
Надо ездить осторожно.
Исполняется песня «Трамвай» музыка Иорданского.
Ребенок: Улицей широкой, гулкой
Едут дети на прогулку
Впечатлений очень много
Будет радостной дорога.
Исполняется песня «Наш город» музыка Тиличеевой.
Показательные выступления гостей.
ИЮНЬ.
Практическое занятие.
Тема: Наблюдение за транспортом на сельской улице.
Цель: Закрепить правила дорожного движения, правила перехода через дорогу.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Сообщение маршрута.
- Наблюдение за транспортом.
- Закрепить правила перехода через дорогу.
- Игра «Воробышки и автомобиль».
ИЮЛЬ.
КВН
- Где должны ходить пешеходы?
- Как обозначают пешеходные переходы?
- Где пешеходы могут переходить улицу?
- Какие сигналы светофора вы знаете?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Как вести себя в транспорте?
Подвижные игры «Запрещается – разрешается», «На улице».
АВГУСТ.
Практическое занятие.
Тема: Сигнализация светофора. Работа сотрудника ГАИ.
Цель: Закрепить знания детей о светофоре. Познакомить с работой сотрудника ГАИ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Рассматривание макета светофора.
- Стихотворение о светофоре.
- Сообщение маршрута.
- Наблюдение за работой светофора.
- наблюдение за сотрудниками ГАИ.
- Оценка поведения пешеходов.
К концу года дети должны
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- О том, что есть разные виды транспорта;
- О том, что есть односторонне и двухстороннее движение;
- О дорожных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Остановка автобуса.
ЗНАТЬ:
- Правую и левую руку.
- Сигналы светофора и различать их.
- Основные части машины.
- Трудовые действия водителя.
- Название родного города, улицы.
- Правила поведения на улице.
- па проезжей части быть всегда внимательным;
- переходить улицу только по пешеходному переходу на зеленый свет светофора;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины улицы – направо;
- детские игры на дороге запрещены;
- перебегать улицу нельзя;
УМЕТЬ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Уважайте светофор"
Проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Белозерки является наиболее актуальной. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538634-1416916046.jpg)
Адаптированнная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения "Безопасность на дорогах"
Все что касается сохранения здоровья детей, и обеспечения безопасности их жизни является важным и своевременным. Сегодня мы научились защищать детей от многих страшных детских болезней. Теперь н...
Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Я примерный пешеход"
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для...
Рабочая программа по обучению детей правилам дорожного движения
Рабочая программа по пдд...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818435-1474378069.jpg)
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК»
Цель программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818435-1474378069.jpg)
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения важна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/01/picture-1424200-1664611179.jpg)
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ, СВЕТОФОР»
рабочие программы которые используються в работе...