"На другой стороне планеты"
статья по теме

Негара Татьяна Николаевна

Освещены особенности системы дошкольного обра­зования в Соединенных Штатах Америки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_referat.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

На другой стороне планеты.

Несмотря на интерес общественности к дошкольному воспитанию, в США до сих пор не сформировано государственной системы дошкольного образования. В 70- х годах XX века было создано федеральное Министерство образования, до этого его функции выполняло соответствующее ведомство, которое входило в структуру Министерства здравоохранения, социального обеспечения и образования. Между тем, ответственность за поддержание высокого уровня образования в США и сейчас возложена не на Министерство образования, а на каждый штат в отдельности и расположенные на его территории местные органы управления. Министерство образования лишь определяет общую политику в области образования, а затем координирует деятельность министерств и агентств образования штатов и местных органов управления. В свою очередь, образовательные учреждения объединяются в округа и управляются Советами соответствующих округов, советами попечителей или советами директоров. Каждый округ обладает правами автономии.

Отметим особенности системы дошкольного образования в Соединенных Штатах Америки. Прежде всего, это всесторонняя поддержка дошкольных учреждений со стороны государства. Неслучайно в программе развития американского образования дошкольное воспитание значится под «номером один». Финансовая и материальная поддержка государства сочетается в США с широкой автономией дошкольных учреждений в том, что касается их типов, сроков и программ обучения, расписания занятий и бытовых условий.

Объединяющим началом всей системы дошкольного образования в США служат общепринятые, унифицированные цели дошкольного образования: овладение элементарными навыками взаимодействия со сверстниками, толерантность к представителям иной национальности, религии, культуры, языку (что особенно существенно для страны, основанной и населенной преимущественно иммигрантами). Другой важной целью считается овладение первичными навыками чтения, письма и счета, умение работать самостоятельно и в группе. Эти цели в совокупности направлены на всестороннюю подготовку к дальнейшему обучению в начальной школе, что и составляет общую цель дошкольного образования в США.

        Также отличие образования США в том, что в нем существует ярко выраженная национальная идея. Приоритет отдается гражданскому воспитанию и социальному развитию детей. Например, в программе «Цели — 2000», принятой Конгрессом США, речь идет о реформе американской системы образования, направленной на решение 6 задач, в т.ч.:

  • чтобы американские учащиеся обладали лучшими в мире знаниями по математике и естественным наукам;
  • чтобы каждый взрослый американец стал грамотным и приобрел навыки, необходимые для своей роли гражданина и работника.

          Содержание разделов программы в целом соответствует содержанию программы воспитания и обучения детей в массовых детских садах США: «Ребенок», «Окружающий мир», «Общество», «Познавательная организация», «представление при помощи символов» (обучение чтению, грамоте, письму).

В программе развития американского образования дошкольное воспитание значится под «номером один». Цели, которые ставятся перед американским дошкольным воспитанием, обычно суммируются в виде проектов, которые условно можно разделить на две категории: ставящие общие и ставящие частные задачи (например, налаживание межкультурного диалога или специальная программа для детей, имеющих проблемы в общении; в ней предусматривается разделение детей на малые группы, где на трех малышей приходится один педагог). Многие проекты, начинающиеся в детских садах, продолжаются и в начальной школе.

Идея дошкольного обучения наиболее последовательно осуществлена в курсе «Модель прямого обучения», предназначенном  для  достижения  необходимого уровня развития речи и приобретения навыков чтения в соответствии с возрастом учащихся. Курс состоит из нескольких частей. Каждый учебный предмет преподается в строгой последовательности - от простого к сложному.

Программа «Сезам» также предназначалась дошкольникам: для них организовали 130 часовых учебных телепередач, которые давали элементарные сведения из грамма тики английского языка и арифметики.

  Сравнительно новое направление педагогической деятельности дошкольных учреждений в США - организация межкультурного диалога. Подобная деятельность означает стремление, во-первых, обеспечить успех всем этнокультурным группам в будущем школьном обучении и, во-вторых, с ранних лет внедрять толерантное сознание и развивать навыки межкультурного диалога. (например, «Мультикультурный учебный  курс»  для дошкольных учреждений). Закон  «Ни одного забытого ребенка» ('о Child Left Behind-20Qi) предписывает повышенное финансирование литературных программ, таких, как «Чтение вперед». Эти программы направлены на развитие навыков чтения в раннем детстве, чтобы детям было легче обучаться в школе. Посредством таких программ федеральное финансирование должно помогать штатам и местным школьным округам разрабатывать инструкции по обучению чтению детей с детского сада и до третьего класса начальной школы.

       В США стали создаваться специальные образовательные программы для детей. Например, образовательная телепрограмма для дошкольников «Sesame Street» выпускается на CTW уже более 25 лет. Название программы напоминает об известной всему миру сказке, где волшебные слова «Откройся, Сезам!» открывали вход в пещеру с несметными сокровищами. Телевизионный Сезам — это те же сокровища, символизирующие детскую познавательную  активность и радость от познания себя и окружающего мира, принятия ценностей демократического общества и самообразования. С педагогической точки зрения — это доступная каждому педагогу форма обучения детей. Каждое дошкольное учреждение определяет ту форму, которая является наиболее доступной для него:

  • семейные просмотры телепередач дома и обсуждение их сюжетов и содержания в детском саду, вовлечение детей в соответствующие виды активности;
  • осуществление предварительной видеозаписи на видеокассету
    с последующим использованием ее в непосредственном педагогическом процессе;

просмотр телепередачи по телевидению

         Дошкольное образование в Америке включает 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) и осуществляется в дошкольных учреждениях: яслях, детсадах и подготовительных дошкольных центрах — общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. По возрастному делению диапазон «pre-school» варьируется от младенческого возраста (примерно с 6 недель) до 5 лет; «детсадовцы»— «Kindergarten» — это всегда дети 5-6 лет. Затем начинается уровень начальной школы (для поступления в первый класс ребенку должно исполниться 6 лет до 31 июля).        В США для детей дошкольного возраста существуют 3 вида программ:

  • программы для детей в возрасте от 1 до 3 лет;  
  • дошкольные программы для детей от 2 до 6 лет;
  • программы дневного содержания для детей в возрасте от нескольких        месяцев до 6—7 лет.

С точки зрения финансирования, все, что предшествует «Kindergarten», оплачивается из кармана родителей, и только изредка, если ребенок из семьи с низким доходом, сумма доплачивается из специальных грантов. Как правило, обучение детей-инвалидов полностью финансируется из специальных фондов.

  «Kindergarten» как необходимая ступенька, предваряющая поступление в первый класс, — это неотъемлемая часть школьного образования, часто само помещение — часть комплекса районной школы. Но с точки зрения графика работы они могут быть очень разными. Государственное образование (система «public schools») в США бесплатное, поэтому, когда ребенку исполняется 5 лет, семья напрямую ничего не платит — деньги на обучение выделяются из бюджета штата, т. е. косвенно — из собираемых с родителей налогов (главным образом, из налога на недвижимость).

Дошкольное образование в США не является обязательным. Родители по своему усмотрению могут отдать детей в различные учреждения: детский сад, ясли, центры дошкольных программ, дневные центры по присмотру за детьми, где в период с 4 до 6 лет дети получают дошкольное образование. По его завершении выдаются сертификаты, в которых отражается посещаемость, поведение и общие достижения ребенка.  Небольшое число штатов требуют подобные сертификаты при зачислении ребенка в начальную школу. Кроме общественных детских садов существует сеть частных дошкольных учреждений, способных удовлетворить широкий спектр требований родителей.

          В последнее время американские детские сады стали изменяться. В течение многих лет большинство групп работали только половину дня: или утром, или после полудня. Сегодня же все больше детей приходят в детский сад на весь день. Это связано с уверенностью в том, что для всесторонней подготовки детей к школе требуется больше времени, уход за ними необходим в течение всего дня. Эти требования трудно реализовать в домашних условиях, если родители заняты на работе.

В Америке считается, что в детском саду нужно   поощрять   проявление   свободы (т.е.   свободу  выбора,  свободную  игру, творчество и индивидуальность), что детский сад и начальная школа должны быть сбалансированы между свободой и порядком, свободной игрой и структурированной деятельностью. Образовательные учреждения помогают детям стать более независимыми, честолюбивыми и самоуверенными. Детей учат пользоваться свободой слова (но не правом молчать), т.е. высказываться всегда и везде, по любому поводу, отстаивать оригинальные мнения. Все эти идеи записаны в Конституции США, но в индивидуальном развитии и становлении личности не может быть равенства, поэтому в детском саду об этом не говорят. Существует потенциальное равенство возможностей, но нет реального равенства способностей. Можно выбрать, с кем сидеть за столом и где спать, но нельзя не спать или играть в военные игры, нельзя приносить свои игрушки (это разрешается делать только раз в неделю, чтобы показать их на специальном занятии и рассказать о них). Целый список правил касается того, что можно приносить на обед. Воспитатель должен сопровождать ребенка в туалет; кроме того, он предлагает каждому ребенку 4 — 5 раз в день сходить в туалет. Американцев беспокоит, что детей могут похитить и изнасиловать, поэтому принимаются соответствующие меры безопасности (постоянный надзор, наблюдение за входом в детский сад, родители расписываются, когда приводят и забирают ребенка; организуются курсы для родителей, воспитателей и детей). Обычно есть дети с недостатками физического развития, социального внимания, проблемами в обучении и талантливые, и все они требуют особой заботы.

Американцы хотят, чтобы детский сад и начальная школа были сбалансированы между свободой и порядком, свободной игрой и структурированной деятельностью, снисходительностью и дисциплиной. Родителей не волнует, чувствует ребенок себя членом группы или нет. Дети должны быть интеллектуально развитыми, независимыми, любознательными, обладать воображением, хорошими манерами, быть социализированными, готовыми к сотрудничеству.

         Основную цель дошкольного воспитания педагоги видят в выработке у детей начал социального поведения или компетентности, понимаемой, как умение ориентироваться и адекватно вести себя в различных ситуациях, особенно, в ситуациях общения с другими людьми. Содержание и методы работы с детьми определяются преимущественно в русле идей «свободного воспитания», создания условий для различных видов детской деятельности и предоставления детям возможности самостоятельно выбрать и осуществлять привлекательную для них деятельность. В содержание программ входят: родной язык, математика, обществоведение, физическая культура, изобразительная деятельность, музыка и пение.  В этих заведениях ребенка готовят к школьному обучению, постепенно переходя от различных игр к чтению, письму и приобретению различных навыков. По окончании дошкольного образования, в зависимости от штата, родители получают сертификат, в котором оцениваются общие достижения ученика. Это необходимо в ряде случаев для зачисления ребенка в начальную школу.

Частными целями программ детских садов, в частности, являются:

  • Развитие самооценки с целью дать детям возможность почувствовать себя уверенными и полноправными участниками процесса обучения.
  • Помощь детям в обретении ощущения комфортности в детском саду с целью научить их слушать, общаться друг с другом, выполнять просьбы и распоряжения воспитателей.

•        Поощрение детской любознательности и любви к учению с целью помочь детям выразить себя - изложить свои мысли, чувства и знание мира средствами устной речи, чтения и письма.

Программа детского сада обеспечивает многообразные виды деятельности. Предсказуемая ежедневная последовательность занятий помогает ребенку почувствовать себя в привычной для него обстановке. Такая программа расширяет возможности познания мира, осмысления информации и решения возникающих проблем. В свою очередь это повышает у ребенка чувство собственного достоинства, уверенности в себе, способность работать с другими и интерес к заданиям, поставленным воспитателями.

Программа также включает сочетание формальной и неформальной деятельности, исследования и проекты, которые позволяют детям работать индивидуально и в группах. В детском саду большая часть видов деятельности предназначена для маленьких групп. Любая работа предусматривает достижение практического результата, учитывающего интересы детей и их способность применять полученные знания и навыки. Большое внимание уделяется развитию любви к чтению и письму.  

В большинстве детских садов и начальных классов школ помещение разделено на зоны или уголки, каждый из которых предназначен для какого-то вида деятельности. Центр социодрамы или сюжетно-ролевой игры содержит материалы, позволяющие переделать его в дно океана, кабинет врача, зоопарк и т. п. В нем полезно иметь большие картонные коробки (например, от холодильника или телевизора с большим экраном), которые легко преобразовать в магазины, космические корабли, вольеры зоопарка, машины, дома и сараи. В качестве реквизита могут использоваться шляпы, одежда, муляжи еды, пустые коробки из-под еды, сломанный тостер, веники, будильник, одеяла, куклы (внешне различающиеся по этническим признакам, представляющие разные народы и расы), зеркало, газеты, журналы, телефон, органайзеры-ежедневники, телефонные справочники, кроватка или колыбелька, игрушечный утюг, посуда, полотенца, кастрюли, сковородки, передники, салфетки, кулинарные книги, карточки с рецептами, корзинки и тележки из универсамов, игрушечные деньги, календари, национальная одежда, маски (в том числе и африканские). Играя в таком уголке, дети вступают в социальное взаимодействие, кооперируются, регулируют свою деятельность, творят, включают в свой замысел разные виды деятельности, физически активны и подвижны. Другие центры: кукольный театр (и приобретенные куклы, и сделанные своими руками, и просто игрушки), искусство (разнообразные материалы для художественного творчества, музыкальные инструменты, музыкальные записи и средства записи и воспроизведения, спортивно-художественные снаряды, маски), кулинария (лучше в кухне или по соседству с ней, чтобы можно было готовить простые блюда), игры с песком и водой (помещение или стол, где можно строить при помощи обычных песочных наборов: лопаток, совков, формочек, мельниц, сита и др.), научно-математический центр (где можно классифицировать, взвешивать, измерять, сортировать, считать, упорядочивать, заниматься коллекционированием, проводить сопоставления и исследования, записывать результаты наблюдений и открытий, а также настоящие животные, в том числе и насекомые), уголок строительства и конструирования (из самых разных материалов; это место должно быть по возможности расположено рядом с центром драматизации). В детском саду ребенок имеет возможность работать на компьютере, посещать библиотеку. Уделяется большое внимание развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребенка. В американском детском саду нет кроватей. Pе. шивший отдохнуть ребенок берет в своем шкафчике полотенце, расстилает его на ковре в группе и ложится. В то время, когда воспитатель читает сказку, кто-то ycпевает выспаться. Родителей и детей этот подход вполне устраивает.  Распорядок дня, приведённый ниже, так же как и описанная атмосфера занятий, характерен для многих детских садов США, которые посещают более половины маленьких американцев.

Примерное расписание

9.00 - 9.30. Приветствие. Объявления, погода, дни рождения, планы на день, спокойные игры.

9.30 - 10.30. Рабочее время. Работа в центрах обучения, библиотеке, строительном уголке, компьютерном центре.

10.30 - 10.50. Спокойное время. Легкая еда, беседа, пение.

10.50 -11.10. Перемена. Игры на открытом воздухе, когда это возможно.

11.10 - 12.00. Непрерывное обучение Письмо, наука, групповые проекты и тд Подготовка к обеду.

12.00 - 13.00. Обед.

13.00 - 13.20. Спокойное время и отдых

13.20 - 14.00. Язык, чтение, искусство и музыка.

14.00 - 14.30. Активные игры в помещении или на открытом воздухе.

14.30 - 15.00. Закрытие. Напоминание о знаниях, приобретенных в течение дня, подготовка к возвращению домой.

С группой в двадцать детей работает педагог, его помощник, один или несколько волонтеров. Роль волонтеров в американской системе дошкольного и начального образования очень велика: именно эти люди помогают в организации занятий, экскурсий, досуга. Это социально активные женщины и мужчины главным образом зрелого возраста, но встречаются среди них и молодые люди, стремящиеся безвозмездно трудиться на общественное благо. В детских садах и школах они помогают воспитателям и учителям, занимаясь с детьми.

      Для отслеживания достижений детей проводится тестирование.

При этом задания подбираются таким образом, чтобы они немного превышали уровень развития детей, так как педагоги США считают, что слишком легкое задание будет вызывать снижение интереса к обучению, слишком сложное — непонимание. Для того, чтобы определить уровень сложности таких заданий, начиная с 3,5-4 лет дети ежегодно проходят тестирование. Постепенно усложняя задание и выяснив предел возможностей ребенка, определяют, насколько его интеллектуальный возраст отличается от биологического, а затем, разделив показатель интеллектуального возраста на биологический и умножив полученный результат на 100%, получают коэффициент умственного развития ребенка, или IQ. Он не является чем-то постоянным, поэтому тестирование детей проводится через определенные промежутки времени.

Существует диагностика развития ребенка из опыта дошкольных образовательных учреждений штата Арканзас (США). В ней предлагаются  «шкалы оценки развития детей 3–4 лет», которые используются в штате Арканзас (США). Шкалы эти были разработаны не так давно, и решать они призваны проблему: в условиях многообразия программ сохранить единые ориентиры и получить возможность сопоставления успешности работы разных образовательных учреждений. Шкала построена следующим образом: каждый параметр сформулирован обобщенно, при этом к нему прилагается набор поведенческих проявлений (индикаторов), по которым можно определить, присутствует ли данный показатель у ребенка. Так, демонстрация способности совершать выбор определятся по тому, совершает ли ребенок выбор между предложенными ему видами активности, выбирает ли материал для игры, игровой уголок в группе, меняет ли игровой уголок по своему желанию. Все эти поведенческие проявления выступают как индикаторы для того, чтобы определить, проявляется ли у ребенка такое умение, как способность совершать выбор всегда, иногда или никогда. Процедура диагностики-наблюдения проводится дважды в год: в сентябре и апреле; соответственно, появляется возможность сопоставить уровни сформированности отдельных умений в начале и конце учебного года, заметить, какого рода продвижение произошло у ребенка. Проводит диагностику не психолог, а педагог, который общается с ребенком постоянно.

Параметры собраны в пять крупных кластеров:

  • Социально-эмоциональное развитие
  • Креативно-эстетическое развитие
  • Когнитивно-интеллектуальное развитие
  • Физическое развитие
  • Развитие речи.

В свою очередь, каждый кластер объединяет несколько направлений, а каждое направление включает от пяти до пятнадцати отдельных параметров.

     

      Я согласна с основной идеей воспитания дошкольников в русле идеи «свободного воспитания», предоставления детям возможности свободного выбора деятельности, но для себя я понимаю насколько трудно осуществить организацию развивающей среды в соответствии этим требованиям. Может мне сложно это представить в силу небольших помещений групп в наших дошкольных учреждениях и трудного ухода от традиционной формы обучения. Но читая статьи в педагогических журналах о примерах зарубежных детских садов, и думая, неужели наши дети не смогут быть познавательно активными, только потому, что мы не создадим им условий, хочется постараться.

      Меня удивляет система питания в американских детских садах и организация сна, вернее отсутствие таковой. В этом отношении наши детские сады выигрывают.

       Я думаю, что для современных детских садов очень полезен обмен опытом, хотя бы благодаря печатному слову.

         

Библиография:

  1. Микляева Н.В. Современные системы дошкольного образования за рубежом. УЦ «Перспектива» М.2011
  2. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю.      Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность    Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.    М«Академия», 2001
  3. Степанова С. «Особенности системы дошкольного образования в США»  Журнал дошкольное воспитание 1 /2011
  4. Елена Фрэнсис «Дошкольное образование в США» Обруч 2006, №5
  5. О. А. Шиян «Диагностика развития ребенка: проблемы инструмента измерения. Из опыта дошкольных образовательных учреждений штата Арканзас (США)» журнал Современное дошкольное образование №4 /2008



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Фантастический мир других планет"

Художественная и музыкальная деятельность в подготовительной группе, приуроченная к Дню Космонавтики.  Конспект может использоваться как сценарий  проведения праздника или развлечения....

Посмотрим на краски с другой стороны?

Детям очень нравится рисовать....

Взаимосвязь речи с другими сторонами психической деятельности ребенка.

Язык в жизни каждого человека является важнейшим средством общения. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способност...

Досуг посвященный международному Дню Земли «Береги свою планету, ведь другой такой планеты нету» для детей старшей группы.

       День рождения  Земли отмечают все люди на земном шаре. В этот день все        стараются посадить деревья и цветы, убирают мусо...

Общение с другой стороной

консультация для родителей...

Игра «Что находится с другой стороны»

Дети учатся закрашивать, размазывать краску губкой, рисовать прямые линии, закреплять название основных цветов, рисовать руками....

Консультация: "Связь речевого развития с развитием всех других сторон психики человека"

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития....