Консультация: "Связь речевого развития с развитием всех других сторон психики человека"
консультация по логопедии

Шувалова Ирина Анатольевна

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Связь речевого развития с развитием всех других сторон психики человека».

Подготовила: учитель-логопед И.А.Шувалова

Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а так же речь – это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется у ребёнка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растёт, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребёнка.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком (когда младенцы попадали в логово животных и были ими вскормлены).

Известны многочисленные случаи, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом , раннем детском и в дошкольном возрасте.

Педагоги и родители обязаны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребёнка; полноценное – значит достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растёт мозг ребёнка и формируются его функции. Физиологам  известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

«Для речи, - пишет проф. М.М.Кольцова, - таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Развивающий потенциал развивающей среды.

Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека – это безусловный рефлекс, инстинкт, т.е. врождённое умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т.д.

Подражает ребёнок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).

Это подражание речедвижениям ещё неосмысленное, инстинктивное. Почти инстинктивным будет подражание и позже, когда ребёнок, имея уже в своём запасе определённые комплексы звуков («баба», «дай-дай» и т.д.), научиться связывать с ними явления действительности (человека, пищу, определённое действие); он будет делать это, подражая тому, кто научил его устанавливать эту связь. В детском саду ребёнок будет подражать воспитательнице, в школе – учителям, кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, т.е. ребёнок будет говорить на местном диалекте.

К подражанию в речи склонны и взрослые люди. Но взрослый человек всё же может осознанно регулировать свою речь. Ребёнок же не в состоянии выбирать объект для подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он перенимает даже дефекты речи.

Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребёнок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого,  а следовательно, и для общего психического развития (в случае если с ребёнком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т.д.) и неблагоприятной (когда с ребёнком не говорят, т.е. не реагируют на его «речь», а так же если речь окружающих неправильная – с плохой дикцией или с различными дефектами).

Развивающие возможности речевой среды, в которой растёт ребёнок, называют развивающим потенциалом речевой среды. В детских учреждениях специально организуют речевую среду таким образом, чтобы её развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Речевая среда с нарочно установленным высоким потенциалом называется искусственной речевой средой.