Развитие речи. Развитие внимания. Развитие памяти и ориентировочно-пространственных представлений
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Аполлонова

Развитие речи. Деревянный театр. Лиса и кувшин.

Цель: развитие речи

Материалы: фигурки деревянного театра: баба, лиса, кувшин, деревья. Хлеб (Раздаём детям по кусочку.).

– Вы сегодня услышите старинную русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое, вам придётся отгадать.

Хитрая и ловкая

Рыжая плутовка.

Всех обманет, обхитрит

И с добычей убежит! (лиса)

- Конечно, сегодня я расскажу вам сказку про того, кого больше всего на свете боится зайка.

Лиса и кувшин.

Вышла баба на поле жать и спрятала за снопы кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет – отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл, да и полно».

Не отстаёт кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстаёшь честью, так я тебя утоплю».

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин- то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

- Кто пришёл в поле? (баба)

- Что делала баба в поле? (Жала рожь. Это значит серпом срезала хлебные колосья. Серп – это большой закруглённый нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы и ставила их на поле. В те далёкие времена, когда была придумана эта сказка, ещё не было ни тракторов, ни комбайнов, и людям в поле всё приходилось делать своими руками).

- Что, кроме серпа, принесла баба в поле?

- Что было в кувшине?

- Для чего баба взяла в поле молоко?

- Куда баба поставила кувшин?

- Кто нашёл кувшин?

- Что сделала лиса?

- Как лиса достала молоко из кувшина?

- Что потом случилось с лисой?

- Что лиса говорила кувшину?

- Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису?

- Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса?

- Что лиса стала делать?

-Утонул ли кувшин?

- А лиса?

- Удалось ли лисе перехитрить кувшин?

Массажная пауза. Прогулка в лес.

Мы сегодня с вами отправимся в лес!

(Крутим ручками массажное колечко

в одну сторону, а потом в другую).

Я еду-еду-еду,

Я руль кручу-кручу,

Везёт меня машина

Туда, куда хочу.

Ой, мотор заглох!

Давайте его заведём!

(В массажное колечко просовываем две руки,

крутим руками колечко, руки держим

горизонтально и параллельно друг другу).

Ура! Приехали!

А в лесу живут ежи!

(Катаем массажный шарик

между двумя ладошками).

Вышел ёжик погулять

По лесной тропинке

(Катаем массажный шарик ладошками по полу

сначала одной рукой, затем другой).

Очень острые иголки

У ежа на спинке

(Катаем массажный шарик ножками по полу

сначала одной ногой, затем другой).

А в лесу много палочек,

давайте с ними поиграем

(катаем массажную трубочку ладошками по полу,

катаем массажную трубочку между ладошек,

катаем массажную трубочку ножками по полу).

А ещё в лесу много кочек,

давайте походим по ним

(ходим по кругу массажного колечка).

Развитие внимания. Кувшины.

Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания.

Материал: рабочий лист 5.1.2

- Лисичка выплыла из речки и решила у бабы все кувшины украсть. Пошла лисичка к бабе домой, пока она в поле была и утащила все кувшины.

- Зайке стало бабу жалко, а как помочь не знает. Давайте мы все кувшины найдём и раскрасим, тогда их баба сразу заметит и домой заберёт.

- У бабы было два одинаковых кувшина, помогите ей их найти.

- Найдите и соедините два одинаковых кувшина.

Развитие памяти и ориентировочно-пространственных представлений. Зверята.

Цель: развитие памяти, формирование пространственных представлений.

Материал: рабочие листы 5.1.2.

- Зайка пришёл к своим друзьям в гости, только никак не может вспомнить кто, где живёт. Давайте ему поможем.

- Раскрасьте того, кто живёт в нижнем правом углу, в верхнем левом, по середине, в нижнем левом углу, в верхнем правом углу.

- Уберите лист и назовите животных, которые жили в домике. Вспомните, в каких окошках они жили.

Пальчиковая гимнастика. Листья.

Раз, два, три, четыре, пять

(одновременно загибаем на обеих руках пальчики

в ритм стихотворения, начиная с большого,

Будем листья собирать

(сжимаем-разжимаем кулачки в ритм стихотворения).

Листья берёзы (отгибаем один пальчик из кулачка,

Листья рябины (отгибаем второй пальчик,

Листья тополя (отгибаем третий пальчик,

Листья осины (отгибаем четвёртый пальчик,

Листики дуба (отгибаем пятый пальчик)

Мы соберём (сжимаем-разжимаем кулачки

в ритм стихотворения,

Маме осенний букет отнесём

(ставим один кулачок на другой кулачок).

Подготовка руки к письму. Репка.

Цель: развитие графо-моторных функций

Материал: рабочий лист 5.1.2.

- Давайте для зайки посадим на грядке репку.

Дети обводят репку по пунктирной линии.

Рисование карандашом и красками с элементами аппликации. Ёж с кленовым листом на спине.

Цель: учить рисовать ежа, создавая изображение из прямой и округлой линий, научить пользоваться щетинной кистью, выполняя ею короткие резкие мазки, нацеливать детей на аккуратное выполнение работы

Материалы: альбомные листы, гуашь (Делаем на палитре серый цвет из чёрного и белого., палитра, кисти из щетины, вырезанные заранее педагогом кленовые листочки из цветной бумаги. Коробка с листьями, в которой лежит игрушечный ёжик. Клей.

- Давайте для нашего зайки нарисуем друга.

Ёжик в гости приходил,

Мокрым носом поводил,

Вдоволь молочка напился

И домой заторопился.

- Кто видел живого ежа? Покажите руками, какого он размера.

- Скажите, какого ёж цвета?

-Где живёт ёж?

- Посмотрите, нет ли ежа в этой норке, обложенной листьями (Показываем коробку с листьями). Может быть, он спрятался? Давайте поищем!

Дети рассматривают ежа, сажают его обратно в норку.

Педагог показывает, как нарисовать ежа.

Проводим прямую линию внизу листа (Брюшко ежа, прижатое к земле.).

Сверху проводим линию дугой (Округлая спинка ежа.).

Подрисовываем вытянутую треугольную мордочку.

Щетинной кистью короткими, резкими мазками подрисовываем иголки.

Затем рисуем травку и дорожку для ежа.

Дети приклеивают на спину ёжику кленовые листья.

Прощание.

До свидания, до свидания приходите к нам ещё,

До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

До свидания, до свидания – будем весело играть!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiyae_5.1dd.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 5.1

План занятия:

  1. Обучение чтению. Речь человека.
  2. Обучение чтению. Работа над слоговой структурой слова.
  3. Обучение чтению. Звуковой анализ слова.
  4. Подвижная игра. Огород.

Ход занятия:

Обучение чтению. Речь человека.

Цель: дать общее понятие  о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности.

Материал: козочка, колокольчик (любой другой музыкальный инструмент)

- Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идёт? (Козочка.)

- Козочка, а зачем ты к нам пришла?

- Ме-ме-ме, ме-ме-ме!!!

- Кажется, козочка хочет нам что-то сказать!

- Только ничего не ясно.

- Мы слышим, что коза произносит какие-то звуки.

- А вот так звенит колокольчик, вы его слышите?

- Колокольчик тоже издаёт звуки.

- Закройте глазки, откройте глазки.

- Вы только, что поняли, что я вам сказала и выполнили мои инструкции.

- Вы меня понимаете,  потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.

- Вы говорите и вас тоже понимают.

-  А зачем нам нужна речь? (Чтобы общаться.)

-  А как быть, если люди далеко друг от друга? (Можно написать письмо.)

- Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв.

Обучение чтению. Работа над слоговой структурой слова.

Цель: обучение детей самостоятельно делить слова на слоги.

Материал: рабочий лист 5.1.1, мешок, в котором лежат муляжи овощей, игрушка-зайка.

- Сегодня в гости к нам пришёл зайка и принёс с собой овощи, которые он вырастил на огороде.

- Зайка, покажи, какие овощи у тебя в мешке.

Педагог выдаёт детям мешок с муляжами овощей и просит достать и назвать по одному овощу.

 - А теперь давайте все вместе прохлопаем названия овощей, которых вы назвали:

- По-ми-дор. Ка-пус-та. О-гу-рец. Мор-ковь. Ре-па. Ка-ба-чок. Свёк-ла и т.д.

Затем педагог просит детей прохлопать название того овоща, который он достал из мешка.

- Ка-пус-та.

- Сколько раз ты хлопнул в ладоши? (Три.)

- Значит, в этом слове три слога.

Дети прохлопывают названия своих овощей и определяют количество слогов в слове.

 Педагог выдаёт детям рабочие листы.

- Назовите овощи, которые нарисованы на картинке. Определите количество слогов в названии овощей.

- Раскрасьте овощи, в названии которых только два слога.

Обучение чтению. Звуковой анализ слова.

Цель: развитие фонематического слуха, обучение детей определять и называть звуки в словах.

Материал: рабочий лист 5.1.1, овощи, которые достали из мешка, игрушка-зайка.

- Давайте поиграем с зайкой в интересную игру.

- Назовите свой овощ и определите первый звук в его названии.(Капуста - первый звук К и т.д.)

- А теперь давайте определим последний звук в названии овощей. (Капуста - последний звук А и т.д.)

- Зайка очень проголодался, давайте ему поможем. Зайка нравится есть овощи, в названии которых есть звук П.

Педагог выдаёт детям рабочий лист.

- Положите в корзину овощи, в названии которых есть звук П.

Подвижная игра. Огород.

Дети становятся в круг.

Мы пойдём в огород (шаг на месте),

Много там всего растёт (развести руки в стороны):

Огурцы сорвём мы с грядки (срываем воображаемые огурцы),

Помидоры с кожей гладкой (руками обрисовываем круг),

Толстая репка

Засела в землю крепко (поставить руки на пояс

и слегка покачивать корпусом влево–вправо),

Длинная морковка (поднимаем руки вверх и соединяем их ладонями)

От нас укрылась ловко (присесть и прикрыть голову руками).

Дёргай, дёргай из земли (встаём и имитируем движение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...

Опыт работы по теме: "Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи"

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть ...

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи ИКТ технологий.

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ технологий....