Методическая разработка НОД : «Звук [М] и буква М» .Развитие внимания и памяти при формировании фонетико-фонематических представлений у дошкольников с ОНР.»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Материал адресован учителям-логопедам, воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая  разработка

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Тема : «Развитие внимания и памяти при формировании фонетико-фонематических представлений  у дошкольников с ОНР. Звук [М]  и буква М»

Учитель-логопед  Семенец В.А., ГБДОУ д/с №33

Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом

« Тяжелое нарушение речи. Общее  недоразвитие  речи, 3 уровень  речевого развития. Стертая форма дизартрии», возраста – 6 лет, второй год обучения.

Занятие рассчитано на 30 минут .

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативная;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.

Образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие;
  • игровая;
  • элементы логоритмики;
  • развивающая.

Методы организации обучения: словесный, наглядный, игровой.

Форма организации обучения: групповая (индивидуально-коллективная), НОД.

 Виды деятельности: предметно - игровая, продуктивная, коммуникативная (общение).

Планируемые результаты:

  • дети усвоили необходимые знания о звуке [М]  и букве М;
  • дети усвоили понятия «гласные звуки», «согласные звуки»;
  • дети усвоили понятия  «твёрдый согласный звук», « мягкий согласный звук»;    
  • дети умеют решать логические задачи;
  • дети закрепили  навык выполнения звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука».

Тема:  Звук [М]  и буква М.

Цель:  Закрепить произношение звука [М] в речи,

               научить определять  позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Способствовать формированию понятий «гласные звуки», «согласные звуки», различия понятий «звук» - «буква»;
  • Закрепить понятия «твёрдый согласный звук», « мягкий согласный звук»;    
  • Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец);
  • Упражнять в определении наличия или отсутствия звука [М]  в словах;
  • Совершенствовать навык составления предложения с заданным словом;
  • Познакомить с буквой  «М». Закреплять зрительный образ буквы.
  • Упражнять в выполнении звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука»;
  • Закреплять навык подбора слов к схеме;
  • Совершенствовать навык согласования слов «Мой», «Моя», «Моё» с существительными.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать психические процессы : память,  слуховое и зрительное внимание;
  • Развивать координацию речи с движением;
  •  Совершенствовать общую моторику и мелкую  моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Оборудование:   Полоски-схемы «место звука в слове», картинки для игры «Место звука в слове», изображение Маши и Медведя,  волшебный мешочек с объемными буквами, индивидуальные кассы, кружочки синего и зеленого цвета и картинки к ним для обозначения твердого и мягкого согласного, карточки «Зашифрованное письмо»,  счетные палочки для изображения  буквы «М», карандаши, фломастеры.

Предварительная работа .

Определение места звука [М]  в словах.  Разучивание текста и движений для динамической паузы.

Ход занятия

Организационный  момент.

Мы с вами знаем, что есть звуки и буквы.

Что такое звуки? Мы и слышим и произносим.

Что такое буквы? Мы их видим и пишем.

Какие бывают звуки ? (Гласные и согласные).

Чем они отличаются? ( Гласные можно петь, а согласные – нет)

Давайте проверим это.

Логопед предлагает «спеть» гласные звуки , а затем попытаться «спеть» согласные (песенки не получается).

А теперь  спойте тот звук, который я показываю губами (А ,О, У, И, Э, Ы).

Мы сегодня с вами не поедем в путешествие, не пойдем на экскурсию, не пойдём в гости. Мы сами будем принимать гостей.

К нам в гости пришли Маша и Медведь.

Маша учится, и Медведь помогает ей.

Сегодня они вместе с нами изучают букву «М».

Основная часть.

Звук [М]  . Характеристика звука [М] 

Артикуляция. Произнесем еще раз звук [ М ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов (при произношении звука [ М ] губы смыкаются.)

 Нет свободной воздушной струйки, значит это согласный звук.

Звук [М]  - согласный , звонкий, твердый.

Звук [Мь] – согласный , звонкий, мягкий.

Д/игра «Третий  лишний».

Из трех картинок дети выбирают ту, в которой нет звука [ М ]:

  • мак, машина, чашка;
  • мышка, сапоги, дом;
  • муравей, рыба, лампа.

Д/Игра «Назови слово полностью»  

Потерялся  звук [М]. Какое слово я хотела назвать, но не произнесла первый звук в слове?

Назови слово полностью.

АШИНА                ОЛАОКО                УРАВЕЙ

ОШКА                ЫШКА                ИШКА

АСЛО                АСКА                АК

АКАРОНЫ                АГАЗИН                ИСКА

Д/Игра «Место звука в слове».

«Звуков знаем  мы немало…

Добрались до звука [М]  .

Есть слова, где [М]   - в начале,

Есть слова, где [М]   – в конце …»

Разложить картинки к нужной схеме.

Динамическая пауза  (координация речи с движением)

Чтобы нам не устать, будем дружно отдыхать.

 Для этого я предлагаю вам повторить чистоговорки и выполнить движения:

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – пол помою  я сама (имитируют движения при мытье полов);

Му-му-му, му-му-му -   молоко несу кому (складывают ладошки чашечкой);

Мо-мо-мо, мо-мо-мо  - едим мы в парке эскимо (разворачивают обертку эскимо);

Ам-ам-ам, ам-ам-ам -  никому его не дам (прыгают на одном месте);

Мы-мы-мы, мы-мы-мы – прочитали книгу мы; (имитируют перелистывание страниц в

                                                                                  книге);

Ми-ми-ми, ми-ми-ми  - поём звонко ноту «ми» (приставным шагом передвигаются по

                                                                                   кругу)

Буква «М».

Дети рассматривают изображение буквы «М».

На что похожа буква «М»?

  • Рисуем в воздухе пальчиком.
  • Выкладываем из счетных палочек.
  • Обводка трафарета буквы «М».

Д/игра «Волшебный мешочек».

Кто хорошо запомнил букву «М», может узнать её на ощупь.

Пальчиками потрогай буквы в мешочке и достань букву «М».

 

Работа в кассе.

Дети в кассе составляют слоги  ам , ма, им, ми, ом, мо («Какое слово я задумала?») Выполняют анализ слогов.

Выкладывают в кассе слова мак  (выполняют анализ слова),

С этим словом придумывают предложения.

Д/Игра «Помоги Медведю»

Медведь любит рассматривать картинки, но не всегда правильно говорит (Мой машинка, моя мак…)

Научим Медведя правильно использовать слова : Мой, моя, мои.

  • О чём можно сказать «Мой»?
  • О чём можно сказать «Моя»?
  • О чём можно сказать «Мои»?

Дети подбирают нужные слова.

Сравнительная характеристика звуков [м], [мь]

[м] – согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем синим цветом.

[мь] – согласный , звонкий, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.

«Что для Маши, что для Медведя?» . 

Определение твердости или мягкости согласного звука [М]   в словах.                                                  

На столе лежат картинки. Разложить картинки : к Маше положить картинки, которые начинаются на твёрдый звук [м], а к Медведю положить картинки, которые начинаются на мягкий звук [мь]

  • Мох, муха, мак, малина, маяк, майка, мышонок, машина.
  • Мельница, мешок, медведь, миска, мёд.

Заключительная часть.

  • Ребята,  о каком  звуке мы сегодня говорили?
  • Что вы знаете о звуке и букве   «М»?
  • Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли.
  • Вам было интересно?
  • Что вам было особенно интересно делать?
  • Что понравилось?
  • Что нового сегодня узнали?
  • На память об этой встрече Маша и Медведь  дарят вам увлекательную игру «Лабиринт», в которую вы поиграете дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонетико-фонематических представлений у дошкольников

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...

Методическая разработка НОД «Звук [К] и буква К»""

Методическая разработка НОД по формированию фонематических представлений у дошкольников....

Методическая разработка "Повторение звука "З" и буквы З"

Цель: Закрепление и систематизация употребления звука {З} и буквы З в словах и в предложениях. Задачи: Образовательные:Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объясните...