Методическая разработка НОД «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Скоро в школу»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка НОД

«Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР.

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Скоро в школу»

Семенец В.А., учитель-логопед

детского сада № 33

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 33, которая базируется на адаптированной рабочей программе.

Парциальные программы:

-        «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Москва, 1993 год, «Альфа»,Т.В.Филичева, Г.В.Чиркина

-        «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.Б. Баряева, СПб: ЦДК  проф.Л.Б. Баряевой, 2009г.

Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом « Тяжелое нарушение речи. Общее  недоразвитие  речи, 2-3 уровень  речевого развития. Стертая форма дизартрии»,  возраста – 6 лет, второй год обучения.

Занятие рассчитано на 30 минут и является итоговым.

Интеграция образовательных областей:

-        Социально-коммуникативная

-        Познание

Образовательные технологии:

-        Здоровьесберегающие

-        Игровая

-        Мнемотехника

-        Элементы логоритмики

-        ИКТ

-        Развивающая

Планируемый результат: подведение детей к пониманию значимости и ценности полученных знаний

Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях; систематизировать навыки анализа и синтеза, чтения слов и предложений; воспитывать аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.

Задачи:  

1.Коррекционно-обучающие:

  • Закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать связную речь и речевое общение.

2.Коррекционно-развивающие:

  • Способствовать развитию детей в познавательной, речевой области с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ИКТ).
  • Формировать навыки фонематического анализа и синтеза. Выполнять звуковой анализ слов из 5-6 звуков.
  • Закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие. Закреплять различие понятий звук-буква, слог, слово, предложение.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление.
  • Развивать слуховое, зрительное внимание.

3.Воспитательные:

  • Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стремление учиться в школе.
  • Воспитывать желание активно работать на занятии, развивать любознательность, активность;
  • Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей.
  • Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
  • Воспитывать доброе отношение друг к другу и чувство взаимопомощи.
  • Воспитывать умение слушать педагога и сверстников

Подготовка к занятию

Материал:

Демонстрационный

-         Мультимедийный  проектор и экран.

-         Подготовленная презентация по теме.

Раздаточный

  • Занимательный кубик.
  • Карточки «Шифровальщики».
  • Карточки «Непослушные буквы»
  • Конверты со словами-перевертышами.
  • Конверты «Цепочка слов»

-        Карандаши цветные, фломастеры.

Предварительная  работа

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках; деление слов на слоги; звуковой анализ слов, деление на слоги; составление предложений, рассказов о школе; выполнение упражнений на координацию речи с движениями; отгадывание ребусов.

Индивидуальная работа

Вова П. – контроль за правильным произношением звуков «С»,»З», «Р»

Дима – правильное произношение звука «Р»

Максим – побуждать к активной работе , отвечать на вопросы.

Ход занятия

Оргмомент.

Скоро вы пойдёте в школу. Вам, конечно, интересно, готовы ли вы к школе? Вы уже многому научились, многое  знаете. Знаете, что есть звуки и буквы.

- Что такое звуки ? (Слышим и произносим)

- Что такое буквы? (Пишем и видим, читаем)

- Какие бывают буквы? (Гласные и согласные)

- Какие бывают согласные? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)

- Какой секрет мы знаем про гласные и слоги? (Правило :  Сколько в слове гласных  –  столько

   и слогов) 

- Сядут те ребята, кто назовет слово, состоящее из двух слогов. Назовите гласные в этих словах? (называют)

Чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания из этих конвертов

Основная часть.

1.«Занимательный кубик».  Этот замечательный кубик даст нам много заданий

    ( кубик с картинками на различные звуки)

Подбросить кубик, посмотреть на верхнюю картинку.

- назови первый звук в этом слове;

- назови последний звук в этом слове;

- назови второй, третий звук в слове;

- назови только  гласные звуки;

-сколько слогов в этом слове?

- составь предложение с этим словом.

( Ребята выполняют все задания)

 

2.Следующее задание вы увидите на экране. (Слайд № 2)

«Слово спрятано в картинках»

На экране картинки. По первым звукам в названии картинок составить слово.

Картинки: ЛУК – ИГЛА – САНКИ – АПЕЛЬСИН  (Л-И-С-А)

- в кассе выложить это слово

- все буквы обозначить кружочками нужного цвета (зеленый-красный-синий-красный)

3.Экран вновь предлагает нам интересную игру. (Слайд №3)

«Упражнение на развитие зрительного  внимания и зрительной памяти»

На экране мнемотаблица.

А

Т

О

Ш

И

П

У

М

Р

Посмотрите на таблицу, запомните расположение букв. Теперь таблицу закрываю, а вы отвечайте на вопросы

- какая буква находится в правом верхнем углу? (О)

- какая буква находится в левом нижнем углу? (У)

И т.д.

У вас внимательные глазки и хорошая память. Хорошо запомнили расположение букв.

4.Д/И «Шифровальщики».

В этом конверте находятся важные документы, но они зашифрованы.

Нужно их расшифровать. Только очень внимательные смогут выполнить это задание!

 Перенесите  буквы в новые кружочки по стрелкам, прочитайте получившиеся слова. Можете выбрать слова из 5 ,6, 7 букв.  ( Слова на карточках : УЧЕНИК, ТЕТРАДИ, УРОКИ, АЗБУКА, ЗВОНОК ). С этими словами составьте предложения.

5.Д/И «Рассыпались слова»

В этом конверте очень интересное задание. Но что это? Конверт оказался надорванным, и из него на стол вывалились карточки. Слова рассыпались, все слоги перемешались. Помогите мне собрать слова правильно. Необходимо  взять нужные слоги и сложить слово. Прочитайте это слово.

(РУ-КА, МИ-ША, РО-СА, ЧАШ-КА, СО-БА-КА) (Дети составляют предложения)

Молодцы, вы составляете интересные предложения!

6. Динамическая пауза

Мы сегодня говорим о школе. А когда в школе можно подвигаться, побегать, поиграть

(На переменке). Давайте и мы устроим веселую переменку.

А сейчас все по порядку

Дружно встали на зарядку.

Руки в стороны  -   согнули ,

Вверх подняли - помахали,

Спрятали за спину их,

 Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо,

Через левое ещё.

Дружно все присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили ручки вниз.

7.Д/И «Непослушные буквы»  (Предупреждение дисграфии)

Буквы кувыркаются, запутать нас хотят. Каждый получает карточку и поставит эти буквы на место (На карточке буквы написаны в неправильном положении). Рассмотрите внимательно. Каждую букву нужно вернуть на свое место и записать её правильно. Прочитайте слово и составьте с этим словом предложение (ШКОЛА)

Ш

К

О

Л

А

Беседа «Почему ты хочешь в школу?» (В классе нас встретит учительница и новые друзья . Мы сядем за парты и приготовим ручку, тетрадь, школьные принадлежности. На уроках мы научимся читать, считать, писать. Узнаем много нового и интересного. Мы с радостью пойдем в школу!)

8. Д/И  «Перевёртыши»

В каждом конверте  находятся слова-перевертыши. Что это значит? Всего из двух слогов можно составить два слова. (НО-РА   -   РА-НО;  ЧАЙ-КА  –  КА-ЧАЙ). Чтобы узнать, что эти слова вам понятны, составьте с ними предложения.(выполняют)

 Молодцы! И с этой работой вы справляетесь без труда!

9. Экран   (Слайд №5)

Д/И «Цепочка слов»

В конвертах находится набор картинок. Составь цепочку слов  так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего слова. Первая картинка  отмечена красным кружком. (Например; СтуЛ-ЛожкА-АпельсиН-НоскИ-Игла )

Заключительная часть.  Рефлексия.                                                      

  А теперь испытаем вашу память.                                                    

  В самом начале занятия было  «Слово спрятано в картинках»                  

    Назовите мне эти картинки. (ЛУК – ИГЛА – САНКИ – АПЕЛЬСИН  )

Молодцы!  Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли. ( Называют)                    

Что понравилось? (Отвечают)          

 Что нового вы сегодня узнали?                                                                

 Что легко было выполнить? (Отвечают). А что вызвало затруднения? (Отвечают)

Молодцы! Вы показали сегодня, что умеете справляться с очень трудными заданиями. Приятно было видеть, как вы помогали друг другу, как переживали за своих товарищей. Именно такими должны быть будущие ученики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Путешествие по сказочному лесу».

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Итоговое занятие в подготовительной группе «Фантазеры» (коммуникация + познание) Тема: «Скоро в школу»

Итоговое занятие в подготовительной группе  «Фантазеры»(коммуникация + познание)Тема: «Скоро в школу»...

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: " В поисках пропавшей буквы".

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «В поисках пропавшей буквы».

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект может быть использован для показа открытого занятия для родителей и педагогов детского сада, цель которого – показать знания, умения и навыки детей, которые они получили в результате пр...