Главные вкладки

    Методическая разработка НОД «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Скоро в школу»
    методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая  разработка НОД

    «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР.

    Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Скоро в школу»

    Семенец В.А., учитель-логопед

    детского сада № 33

    Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 33, которая базируется на адаптированной рабочей программе.

    Парциальные программы:

    -        «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Москва, 1993 год, «Альфа»,Т.В.Филичева, Г.В.Чиркина

    -        «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.Б. Баряева, СПб: ЦДК  проф.Л.Б. Баряевой, 2009г.

    Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом « Тяжелое нарушение речи. Общее  недоразвитие  речи, 2-3 уровень  речевого развития. Стертая форма дизартрии»,  возраста – 6 лет, второй год обучения.

    Занятие рассчитано на 30 минут и является итоговым.

    Интеграция образовательных областей:

    -        Социально-коммуникативная

    -        Познание

    Образовательные технологии:

    -        Здоровьесберегающие

    -        Игровая

    -        Мнемотехника

    -        Элементы логоритмики

    -        ИКТ

    -        Развивающая

    Планируемый результат: подведение детей к пониманию значимости и ценности полученных знаний

    Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях; систематизировать навыки анализа и синтеза, чтения слов и предложений; воспитывать аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.

    Задачи:  

    1.Коррекционно-обучающие:

    • Закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков.
    • Развивать фонематическое восприятие.
    • Развивать связную речь и речевое общение.

    2.Коррекционно-развивающие:

    • Способствовать развитию детей в познавательной, речевой области с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ИКТ).
    • Формировать навыки фонематического анализа и синтеза. Выполнять звуковой анализ слов из 5-6 звуков.
    • Закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие. Закреплять различие понятий звук-буква, слог, слово, предложение.
    • Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление.
    • Развивать слуховое, зрительное внимание.

    3.Воспитательные:

    • Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стремление учиться в школе.
    • Воспитывать желание активно работать на занятии, развивать любознательность, активность;
    • Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей.
    • Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
    • Воспитывать доброе отношение друг к другу и чувство взаимопомощи.
    • Воспитывать умение слушать педагога и сверстников

    Подготовка к занятию

    Материал:

    Демонстрационный

    -         Мультимедийный  проектор и экран.

    -         Подготовленная презентация по теме.

    Раздаточный

    • Занимательный кубик.
    • Карточки «Шифровальщики».
    • Карточки «Непослушные буквы»
    • Конверты со словами-перевертышами.
    • Конверты «Цепочка слов»

    -        Карандаши цветные, фломастеры.

    Предварительная  работа

    Закрепление знаний о гласных и согласных звуках; деление слов на слоги; звуковой анализ слов, деление на слоги; составление предложений, рассказов о школе; выполнение упражнений на координацию речи с движениями; отгадывание ребусов.

    Индивидуальная работа

    Вова П. – контроль за правильным произношением звуков «С»,»З», «Р»

    Дима – правильное произношение звука «Р»

    Максим – побуждать к активной работе , отвечать на вопросы.

    Ход занятия

    Оргмомент.

    Скоро вы пойдёте в школу. Вам, конечно, интересно, готовы ли вы к школе? Вы уже многому научились, многое  знаете. Знаете, что есть звуки и буквы.

    - Что такое звуки ? (Слышим и произносим)

    - Что такое буквы? (Пишем и видим, читаем)

    - Какие бывают буквы? (Гласные и согласные)

    - Какие бывают согласные? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)

    - Какой секрет мы знаем про гласные и слоги? (Правило :  Сколько в слове гласных  –  столько

       и слогов) 

    - Сядут те ребята, кто назовет слово, состоящее из двух слогов. Назовите гласные в этих словах? (называют)

    Чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания из этих конвертов

    Основная часть.

    1.«Занимательный кубик».  Этот замечательный кубик даст нам много заданий

        ( кубик с картинками на различные звуки)

    Подбросить кубик, посмотреть на верхнюю картинку.

    - назови первый звук в этом слове;

    - назови последний звук в этом слове;

    - назови второй, третий звук в слове;

    - назови только  гласные звуки;

    -сколько слогов в этом слове?

    - составь предложение с этим словом.

    ( Ребята выполняют все задания)

     

    2.Следующее задание вы увидите на экране. (Слайд № 2)

    «Слово спрятано в картинках»

    На экране картинки. По первым звукам в названии картинок составить слово.

    Картинки: ЛУК – ИГЛА – САНКИ – АПЕЛЬСИН  (Л-И-С-А)

    - в кассе выложить это слово

    - все буквы обозначить кружочками нужного цвета (зеленый-красный-синий-красный)

    3.Экран вновь предлагает нам интересную игру. (Слайд №3)

    «Упражнение на развитие зрительного  внимания и зрительной памяти»

    На экране мнемотаблица.

    А

    Т

    О

    Ш

    И

    П

    У

    М

    Р

    Посмотрите на таблицу, запомните расположение букв. Теперь таблицу закрываю, а вы отвечайте на вопросы

    - какая буква находится в правом верхнем углу? (О)

    - какая буква находится в левом нижнем углу? (У)

    И т.д.

    У вас внимательные глазки и хорошая память. Хорошо запомнили расположение букв.

    4.Д/И «Шифровальщики».

    В этом конверте находятся важные документы, но они зашифрованы.

    Нужно их расшифровать. Только очень внимательные смогут выполнить это задание!

     Перенесите  буквы в новые кружочки по стрелкам, прочитайте получившиеся слова. Можете выбрать слова из 5 ,6, 7 букв.  ( Слова на карточках : УЧЕНИК, ТЕТРАДИ, УРОКИ, АЗБУКА, ЗВОНОК ). С этими словами составьте предложения.

    5.Д/И «Рассыпались слова»

    В этом конверте очень интересное задание. Но что это? Конверт оказался надорванным, и из него на стол вывалились карточки. Слова рассыпались, все слоги перемешались. Помогите мне собрать слова правильно. Необходимо  взять нужные слоги и сложить слово. Прочитайте это слово.

    (РУ-КА, МИ-ША, РО-СА, ЧАШ-КА, СО-БА-КА) (Дети составляют предложения)

    Молодцы, вы составляете интересные предложения!

    6. Динамическая пауза

    Мы сегодня говорим о школе. А когда в школе можно подвигаться, побегать, поиграть

    (На переменке). Давайте и мы устроим веселую переменку.

    А сейчас все по порядку

    Дружно встали на зарядку.

    Руки в стороны  -   согнули ,

    Вверх подняли - помахали,

    Спрятали за спину их,

     Оглянулись:

    Через правое плечо,

    Через левое плечо,

    Через левое ещё.

    Дружно все присели,

    Пяточки задели,

    На носочки поднялись,

    Опустили ручки вниз.

    7.Д/И «Непослушные буквы»  (Предупреждение дисграфии)

    Буквы кувыркаются, запутать нас хотят. Каждый получает карточку и поставит эти буквы на место (На карточке буквы написаны в неправильном положении). Рассмотрите внимательно. Каждую букву нужно вернуть на свое место и записать её правильно. Прочитайте слово и составьте с этим словом предложение (ШКОЛА)

    Ш

    К

    О

    Л

    А

    Беседа «Почему ты хочешь в школу?» (В классе нас встретит учительница и новые друзья . Мы сядем за парты и приготовим ручку, тетрадь, школьные принадлежности. На уроках мы научимся читать, считать, писать. Узнаем много нового и интересного. Мы с радостью пойдем в школу!)

    8. Д/И  «Перевёртыши»

    В каждом конверте  находятся слова-перевертыши. Что это значит? Всего из двух слогов можно составить два слова. (НО-РА   -   РА-НО;  ЧАЙ-КА  –  КА-ЧАЙ). Чтобы узнать, что эти слова вам понятны, составьте с ними предложения.(выполняют)

     Молодцы! И с этой работой вы справляетесь без труда!

    9. Экран   (Слайд №5)

    Д/И «Цепочка слов»

    В конвертах находится набор картинок. Составь цепочку слов  так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего слова. Первая картинка  отмечена красным кружком. (Например; СтуЛ-ЛожкА-АпельсиН-НоскИ-Игла )

    Заключительная часть.  Рефлексия.                                                      

      А теперь испытаем вашу память.                                                    

      В самом начале занятия было  «Слово спрятано в картинках»                  

        Назовите мне эти картинки. (ЛУК – ИГЛА – САНКИ – АПЕЛЬСИН  )

    Молодцы!  Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

    Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли. ( Называют)                    

    Что понравилось? (Отвечают)          

     Что нового вы сегодня узнали?                                                                

     Что легко было выполнить? (Отвечают). А что вызвало затруднения? (Отвечают)

    Молодцы! Вы показали сегодня, что умеете справляться с очень трудными заданиями. Приятно было видеть, как вы помогали друг другу, как переживали за своих товарищей. Именно такими должны быть будущие ученики!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Путешествие по сказочному лесу».

    Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

    Итоговое занятие в подготовительной группе «Фантазеры» (коммуникация + познание) Тема: «Скоро в школу»

    Итоговое занятие в подготовительной группе  «Фантазеры»(коммуникация + познание)Тема: «Скоро в школу»...

    Методическая разработка НОД "Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Занятие в старшей группе по теме "Зима. Приметы зимы"

    Методическая разработка НОД "Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка  у дошкольников с ОНР. Занятие в старшей группе по лексической теме "Зима. ...

    Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: " В поисках пропавшей буквы".

    Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....

    Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «В поисках пропавшей буквы».

    Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....

    Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»

    Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...