Методическая разработка "Повторение звука "З" и буквы З"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Синотова Оксана Александровна

Цель: Закрепление и систематизация употребления звука {З} и буквы З в словах и в предложениях.

 

Задачи:

 Образовательные:

  1. Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
  2. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
  3. Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
  4. Формирование навыка различия согласного звука по признакам: звонкий, твердый, мягкий.

 

Развивающие:

  1. Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  2. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  3. Развивать мелкую моторику рук при работе с фасолью.
  4. Развивать коммуникативные навыки общения.

Воспитательные:

  1. Продолжать воспитывать взаимопонимание, сотрудничество, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
  2. Формировать интерес к звуковой культуре речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия по обучению грамоте36.67 КБ
PDF icon vstuplenie.pdf316.21 КБ
PDF icon kontsovka.pdf113.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26

Петродворцового района города Санкт-Петербурга

Конспект занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

«Занятие по речевому развитию

«Закрепление звука {З} и буквы З»

 (с использованием технологии «квест-игра»)

Воспитатель: 

Синотова О.А.

Санкт-Петербург

2024г.

Тема: «Занятие по речевому развитию

«Закрепление звука {З} и буквы З»

Цель: Закрепление и систематизация употребления звука {З} и буквы З в словах и в предложениях.

Задачи:

 Образовательные: 

  1. Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
  2. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
  3. Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
  4. Формирование навыка различия согласного звука по признакам: звонкий, твердый, мягкий.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  2. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  3. Развивать мелкую моторику рук при работе с фасолью.
  4. Развивать коммуникативные навыки общения. 

Воспитательные: 

  1. Продолжать воспитывать взаимопонимание, сотрудничество, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
  2. Формировать интерес к звуковой культуре речи.

Методы и приемы:

  • наглядные: обследование, образец.
  • словесные: мотивация, дидактические упражнения, вопросы, поощрения.
  • игровые: выполнение заданий от сказочного героя, обыгрывание.

Технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), игровая, здоровье-сберегающие технологии.

Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, познавательное, социально - коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, ноутбук, проектор, колонки, разноцветные (зеленый и синий) зерна фасоли в баночках, белая доска, маркеры, картинки, кубик(2шт.) (согласные и гласные буквы), пазлы из картинок в конвертах(загадки), флажки (синий и зеленый), коробка с подарками(зеленая), картинки (схема буквы З), магнитная доска, маркеры для белой доски.

Ход занятия:

Части занятия

Задания и упражнения

Содержание

Вводная

часть

1.Приветствие

и знакомство

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости и они будут нашими зрителями. Давайте поздороваемся с нашими гостями: Скажем: «Здравствуйте» руками! 

Скажем «Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом

Но прежде, чем мы продолжим наше занятие, давайте вспомним наши правила:

1. Каждый день всегда, везде,

    На занятиях в игре,

    Четко, громко, говорим,

    Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ты ответить, не кричи! Только руку подними!

2.Сюрпризный момент

«Видеописьмо от сказочного героя…»

Педагог: Ребята, сегодня к нам на почту пришло видеописьмо от сказочного героя, а зовут его Всезнайка.

Педагог обращается к детям и рассказывает про Всезнайку. Это сказочный герой, который знает обо всем на свете. Он живет в сказочной стране Знаний. Он много запоминает, занимается…

Педагог предлагает пройти детям к интерактивной доске и прослушать видеописьмо:

«Дорогие ребята, Меня зовут Всезнайка! Я шлю вам привет из страны Знаний. До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите учиться и играть. Я загадал букву, но для того, чтобы ее разгадать, вы должны выполнить мои задания. За выполненное задание вы будете получать картинку, как только вы соберете все картинки -вы сможете разгадать мою букву»

3. Проблемная ситуация

Педагог:

Ребята, а вам хотелось бы узнать какую букву загадал Всезнайка?

(Ответы детей) Да.

Тогда давайте постараемся выполнить все задания от Всезнайки?!

Основная часть

1.Отправляемся      на задания от Всезнайки

- Упражнение на Артикуляционную гимнастика

Педагог предлагает детям встать в круг и говорит:

«Для того, чтобы нам с вами справиться со всеми заданиями, нам нужно пофантазировать. Для этого давайте расправим крылышки и представим, как будто мы с вами Комарики. Помните с каким звуком летит комарик?

 Ответы детей (Да)

Вижу вы готовы! Расправляем крылышки и летим к первому заданию… «Зззззз...» (2р.)

Педагог проводит игру:

 «Повторяй за мной»

 на столе лежат картинки (собачка, слоненок)

1. «Улыбочка»

Растянуть губы в улыбке широко. Продержать на счет до 10.Растянуть губы в улыбки, сомкнуть зубы, язычок прижать к нижним зубкам.

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны-

От краев и до десны.

2. «Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до 10.

Я слегка прикрою ротик,

Губы «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у-…

1.1.Первое задание:

«Отгадай загадку, а отгадку собери из картинок»

Педагог: на первой остановке нам необходимо отгадать загадки.

 Педагог предлагает детям поделиться на пары и каждой парочке загадывает по одной загадке, после того как пара отгадывает эту загадку, пара собирает картинку – отгадку. (Загадки распределены по конвертам, каждая пара должна выбрать свой конверт).

1 загадка:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(Замок)

Получаем картинку №1.

2 загадка:

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя

По земле ползёт она?

(Змея)

Получаем картинку №2.

3 загадка:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

(Зайка)

Получаем картинку №3.

4 загадка:

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет - сделает наоборот. 

(Зонт)

Получаем картинку №4.

Молодцы, ребята! Скажите мне пожалуйста вы догадались с какого звука начинаются все слова - отгадки?

(ответы детей)

Молодцы!

Правильно ребята, все отгадки на звук З.  Проходим к следующему заданию…

1.2.Второе задание:

Повторение звука «З» и выполнение упражнения на мелкую моторику:

- Характеристика звука «З»

- Упражнение на мелкую моторику рук: «Сложи букву из фасоли»

Давайте вместе Произнесением звука [З] хором. А теперь приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?»

Ответы детей - Дрожит.

Педагог:

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [З] – звонкий?

Ответы детей (ДА)

Звук [З] – согласный, твёрдый, обозначаем его каким цветом? 

(Ответы детей - синим цветом)

 А если звук звучит мягко?

(Ответы детей - зелёным цветом)

Педагог на доске изображает букву З.

- Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З».

Посмотрите на букву «З».

Спрашивает у детей, на что похожа эта буква?

(Ответы детей, цифра 3)

Верно, прочитать про неё стихотворение:

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра «три».

С. Я. Маршак

Педагог предлагает детям собрать букву З из зерен. (Педагог распределяет детей на парочки и предлагает выбрать зерна зеленого или синего цвета, обозначив при этом мягкость или твердость звука, собираемой буквы З).

Молодцы, ребята! Справились.

Получаем картинку №5.

Ну что приступим к следующему заданию?

(Ответы детей – Да)

1.3.Третье задание (Повторение твердости и мягкости звука «З»)

-Упражнение на развитие фонематического восприятия, игра: «Разноцветные флажки»

Звук «З» может звучать мягко и твердо. Давайте вспомним, если согласный звук мягкий, то мы каким цветом обозначаем? Ответы детей-зеленым.

 А если согласный твердый, то каким цветом? Ответы детей-синий. Молодцы!

Сейчас мы с вами поиграем в игру (Педагог раздает флажки синего и зеленого цвета и объясняет правила игры).

Педагог произносит слова, а дети поднимают флажок соответствующего цвета звуку. Услышав звук з – поднимаем синий, услышав звук з” - зеленый. Педагог выдает детям флажки.

Цепочка слов: замок, забор, зима, земля, заря, заяц, возить, забивать, зубы, козел.

Молодцы, ребята.

Получаем картинку №6.

 Продолжаем…

1.4.Четвертое задание

Упражнение на развитие фонематического слуха:

«Слушай и хлопай!»

Педагог поиграть в игру:

«Слушай и хлопай!» Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук [З].

- «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З».

Молодцы, ребята! Справились.

Получаем картинку №7.

А теперь, ребята, давайте немножко разомнемся…

1.5.Пятое задание

Физкультминутка

Выполнение движений с речевым сопровождением по тексту:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Дети садятся на корточки, поднимают руки вверх и покачивают кистями рук).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

(Дети встают, подносят ладони к лицу и дуют на них).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

(Дети прыгают на месте).

Кто - то зайку напугал -

Зайка - прыг - и поскакал.

(Прыгают по группе).

Отдохнули? Молодцы!

Получаем картинку №8.

Теперь приступим к следующему заданию.

1.6.Шестое задание

Буквенный синтез

-Подвижная Игра с слогами: «Кубик»

Педагог выдает два кубика (красный(гласные) и синий(согласные)): Детям предлагает разделиться на две команды, поочередно выдается кубик синий и красный. Дети кидают кубик, педагог озвучивает выпавшие слоги, а дети составляют слоги. Игра проводится 2 раз, по очереди.

Молодцы, ребята!

Получаем картинку №9.

1.7.Седьмое задание

- Упражнение на фонематический анализ

- Игра «Какой звук первый?»

Раздать детям(каждому) собранные картинке в ходе игры. На каждой картинке изображен рисунок.

Ребята посмотрите пожалуйста, что у каждого нарисовано на картинке?

Ответы детей.

На какой звук начинается картинка (индивидуально)?

Ответы детей.

Как вы думаете, может это и есть загаданная буква Всезнайкой?

(Ответы детей)

Давайте попробуем собрать из этих картинок букву З.

Собираем букву.

Молодцы, ребята! Справились.

Заключительная часть

1. Смотрим видео послание от Всезнайки

Педагог предлагает подойти к ИД и посмотреть послание от Всезнайки.

«Ребята, вы молодцы, что выполняли задания так дружно и со всеми заданиями справились.

 Я приготовил для вас подарок в зеленой коробке, возьмите его на окне. До скорых встреч.»

2. Рефлексия.

Педагог приглашает детей в круг, и дети делятся впечатлениями от занятия.

Чтобы узнать понравилось вам сегодня на занятии или нет я раздам вам смайлики эмоций, зеленый –грустный (значит не понравилось на занятии), а желтый-улыбка (понравилось занятие)

 Педагог задает вопрос:

  • Ребята, какое задание вам показалось самым интересным?
  • Что было самым простым?
  • Какое задание вам показалось самым сложным?
  • А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Молодцы, у нас сегодня состоялось интересное занятие.

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. -Спб: Издательство «Детство-пресс»,2018. -256с.
  2. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. - 160 с.
  3. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Издательство ГНОМ, 2007.- - 184с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Послушные буквы"

В последние годы возросло количество детей, встречающимися с различными трудностями обучения в начальной школе.Поэтому необходимость введения профиактической работы по предупреждению ошибок чтения и п...

Методическая разработка с презентацией: "Путешествие на планету буквы и звука Ж"

В методической разработке дан конспек проведения логопедического занятия " Путешествие на планету буквы и звука Ж", проводимого в старшей логопедической группе и презентация для сопровождения занятия....

Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"

Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, ра...

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Собственная методическая разработка "Расшифруй букву"

Профилактика оптической дисграфии....

Методическая разработка «Учим буквы весело!» Развивающие игры для нескучных детей.

Учить буквы с детьми легче с помощью красочных запоминающихся образов. В методической разработке представлены игры для дошкольников, которые помогут превратить процесс изучения букв в увлекательное за...