Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, работать над профилактикой дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук и буква Х17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Х.

Цели:

  1. Продолжать работу по развитию у детей функций фонематического анализа и восприятия.
  2. Продолжать развивать умение детей делить слова на слоги.
  3. Развивать  зрительное и слуховое внимание.
  4. Знакомство с буквой Х, её печатание.
  5. Профилактика дисграфии (на графическом уровне).
  6. Продолжать работу по развитию просодической стороны речи.
  7. Учить  детей грамматически правильно строить предложения, отвечать полным ответом.
  8. Создание положительного эмоционального настроя и вызывать желание заниматься.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ой, ребята, посмотрите,  лепестки цветочка рассыпались. Сейчас  каждый из вас возьмёт по одному  лепестку и  мы вместе соберём цветок. Каждый из вас посмотрит на свой лепесток и назовет картинку,  которая наклеена на нем.

Хоккеист, хурма, теплоход, охотник.

               Л.: А теперь скажите, пожалуйста, какой звук повторяется в названии всех  этих слов.

               Д.: Звук  Х.

               Л.: Вспомним, что мы знаем про звук Х:

        Д.:    - Спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо  рта , => звук Х согласный.

                 - С голосом или без голоса произносим этот звук? => глухой.

                 - М. б. м. или ТВ.

Л.: Теперь каждый определит местоположение звука Х в своём слове-листочке и придумает с этим словом предложение.

  1. Л.: А теперь вспомним наше стихотворение. Помогаем ручками.

Мы листики осенние

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

               Набрали много воздуха в лёгкие и подули сильно,  как ветер. ( В это время на коврике          логопед разбрасывает  листочки деревьев).

               Л.: Ребята, смотрите, что ветер натворил. Он сорвал с деревьев листики.  Давайте соберём     из них осенние букеты. Слушайте внимательно! На каждом листочке есть картинка.

Дима и Маша- 2-х слогов

Саша и Даша – 3-х слогов

Игорь  и… - состоящие из 1 слога … составляют букет из слов-листиков, которые состоят из 1 слога и т.д

Назовите слова-листики, которые выбрали. Докажите. ( 2 любые).

В названии каких  слов мы услышали звук Х.

  1. Л.: А теперь, ребята, сели за столы. Недавно вы мне составляли (сочиняли) рассказы про осень. А теперь и я для вас сочинила тоже.  В  моём рассказе встречается  много слов в названии которых слышится звук Х. Взяли листочки,  карандаши и слушаем задание: Как только вы услышите  слово со звуком  Х, то сразу  проведите вертикальную полоску на листке бумаги . В конце мы  подсчитаем у кого сколько получилось слов-чёрточек.
  2. Физкультминута.

Игра «Делай как скажу, а не как покажу».

А теперь ребята встать

Руки медленно поднять

Наклонившись, вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

Сели за столы.

  1. Л.: Назовём слова,  в названии которых слышится звук Х.  Рассмотрим букву Х.

      Х – Забавная игрушка,

      Деревянная вертушка

      Деревянная вертушка

      Ветру вольная подружка.

Л.: На что она  похожа? Из каких элементов состоит? Д.: Две перекрещенные палочки. Сложи из пальцев букву. Напишем букву Х в воздухе. Поселим букву Х  в нашу кассу.

Задание на листочке: а) Прописать  буквуХ.

                                          б) Мука -> муху.

          6.   Л.: Ребята, посмотрите  на листочки. Перед вами три палочки.  / / /

               Первую – превратили в букву у, вторую в – х, третью в – а. Какое слово получилось. УХА.       Определите местоположение звука Х в этом слове.  Сколько слогов в этом слове.

Наши пальчики немного устали.                                                                                                                                               Поставили правую ручку на локоть.

На парте 8 пар                                                                                                                                                                             Мухи танцевали                                                                                                                                                            Увидали паука                                                                                                                                                                            В обморок упали.

  1. Л.: Ребята,  кто нарисован на картинке? МУХА. Давайте сосчитаем, сколько слогов в слове МУХА.  Проговариваем слово, хлопаем в ладоши и считаем количество слогов. Д.:  2 слога. Л.: Какой  1 слог? Д.:  - му. Л.: Какой  второй?  Д.: – ха. Л.:  Какой 1 звук в слове МУХА? Какой последний? Какие звуки слышатся в середине слова.

Л.: А теперь взяли кассы, открыли их. Нашли глазками домик буквы Х. Написали слово МУХА.

           8. Л.:  Посмотрели на листочки. Обведите  в кружок только  правильно написанную букву.

           9. Л.: С каким звуком и с какой буквой мы сегодня работали? Д.: Со звуком  и буквой Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Собственные методические разработки

Мои собственные методические разработки...

Собственная методическая разработка. Презентация посвященная 9 мая

Материал предназначен для тематического  занятия, утркенника,  посвященным 9 мая. Слайды сопровождаются текстом....

Рекомендации для родителей об активной двигательности детей (собственная методическая разработка)

В данном материале предоставлены рекомендации для родителей, которые могут им в реализиции активной двигательности детей...

Собственная методическая разработка по теме "Звук и буква К."

Презентация к коррекционному занятию для старших дошкольников с ограниченными образовательными возможностями...

Собственная методическая разработка "Расшифруй букву"

Профилактика оптической дисграфии....