Главные вкладки

    Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
    методическая разработка по логопедии по теме

    Сазонова Татьяна Ивановна

    За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его культуре и истории. Дети с тяжелыми нарушениями речи не способны в полном объеме усвоить материал по знакомству с городом без специальных коррекционных методов и упражнений. В связи с этим, я решила включить в методику работы по формированию связной речи тему знакомства с родным городом. Мной разработано планирование, которое тесно переплетается с основными лексическими темами коррекционной работы в логопедической группе; серии лексических и лексико-грамматических игр и упражнений; иргы и упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте, кроссворды, ребусы, шарады; тексты для пересказа, материал для обучения составлению различного вида рассказов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование коррекционной работы по теме:

    «Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца»

    (средняя, старшая, подготовительная группы)

    авторская методическая  разработка учителя-логопеда Сазоновой Т.И.

    ГДОУ д/с №18 Санкт-Петербург

    № п/п

    СРЕДНЯЯ ГРУППА

    Месяц

    Тема

    Цели, задачи

    Виды работы

    Связь с воспитателями, родителями

    1.

    Май

    1-я

    неделя

    Наш город. Моя улица.

    Уточнить представления детей о родном городе.

    Ввести в речь названия родного города, улицы, на которой живет ребенок.

    Употребление в речи простых предлогов.

    Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

    Развитие общих речевых навыков

    Беседа. Рассматривание иллюстративного материала.

    Игра «Экскурсия»

    Упражнение «На улице»

    Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад.

    Работа над четкостью

    дикции. А.Кушнер «Нева»

    Рассматривание иллюстраций, картинок, рисунков о городе

    Игра «Экскурсия»

    Упражнение «На улице»

    Упражнение  «Закончи

    предложение»

    Заучивание стихотворения

     «Нева» (А.Кушнер)

    2.

    Май,

    2-я

    неделя

    Знакомство с Петром I.

    Мост

    императора

    Петра Великого

    Обогащение словарного запаса существи –тельными по данной лексической теме; развитие слухового и зрительного восприятия (умения слушать рассказ и сопоставлять услышанное со зрительным образом); развитие связной речи ( ответы на вопросы предложениями из 3-4 слов);

    развитие грамматического строя речи (образование существительных при помощи суффикса -ик-)

    развитие общей и мелкой моторики,

    конструктивного праксиса;

    Рассматривание иллюстраций. Рассказ логопеда, ответы на вопросы.

    Игра с мячом «Большой  - маленький»

    Конструирование «Мост» по образцу логопеда

    Составление предложений по

    картинкам, используемым

    логопедом в рассказе.

    Игра с мячом «Большой - маленький»

    Конструирование мостов из разного вида конструктора по образцу и чертежу.

    3.

    Май,

    3-я

    неделя

    Путешествие к

    Адмиралтейству

    Обогащение словарного запаса существительными по данной лексической теме; расширение глагольного словаря; закрепление лексического материала по теме «Транспорт» (обобщающего понятия «Водный транспорт»);

    развитие грамматического строя речи (согласование существительных с глаголами в роде, числе, падеже, правильное употребление предлога НАД); слоговой структуры речи; развитие зрительного восприятия, развитие умения выделять части из целого, соотносить с образом на картинке;

    развитие связной речи (ответы на вопросы

    предложениями из 3-4 слов); развитие слухового восприятия;

    развитие обшей и мелкой моторики, конструктивного праксиса

    Упражнение  «Найди капитана»

    Упражнение «Подбери словечко»

    д\и «Что над чем?»

    слушание рассказа логопеда, ответы на вопросы.

    д\и «Собери постройку»

    Игра «Скажи, одним словом»

    Заучивание стихотворения

    «Маленький кораблик»

    (А.Скаченков)

    Упражнение «Подбери словечко»

    д\и «Что над чем?»

    краткий пересказ рассказа логопеда (ответы на вопросы)

    д\и «Собери картинку»

    4.

    Май.

    4-я

    неделя

    Лето. Летний сад

    обогащение словарного запаса существительными по данной лексической теме; расширение глагольного словаря;

    развитие грамматического строя, связной речи (пересказ текста), развитие слухового восприятия

    развитие общей и мелкой моторики

    Составление предложений по картинкам

    Пересказ текста логопеда по опорным картинкам

    Обводка, штриховка  изображений достопримечательностей города

    Рассматривание иллюстративного материала. Ответы на вопросы

    Пересказ текста логопеда по опорным картинкам

    Пальчиковая игра «Люблю ходить, люблю считать» (Н.Нищева)

    № п/п

    СТАРШАЯ ГРУППА

    Месяц

    Тема

    Цели, задачи

    Виды работы

    Связь с воспитателями

    родителями

    1.

    Октябрь,

    IV

    неделя

    Деревья

    осенью.

    Летний сад

    Закрепить знания детей о деревьях, об осени;

    Систематизировать знания о Летнем саде, развивать зрительное восприятие;

    вырабатывать грамматически правильную речь: продолжать учить согласовывать предложения в роде, числе, падеже;

    продолжать учить образовывать сравнительную степень прилагательных; пополнять глагольный словарь;

    учить составлять предложения из 4-5

    слов, развивать умение составлять рассказ по картинке;

    развивать слуховое и зрительное восприятие, слоговой анализ слов, 

    развивать мелкую и общую моторику;

    Игра « С какой ветки детки?»

    Игра «Узнай, где был художник»

    Упражнение «Добавь

    словечко»

    Упражнение «Измени слово»

    Составление рассказа о Летнем саде по плану логопеда

    Упражнение «Запомни - повтори»

    Раскрашивание листочков

    Игра «С какой ветки детки?»

    Рассматривание картинок о Летнем саде

    Упражнение «Добавь

    словечко»

    Упражнение «Измени слово»

    Посещение  Летнего сада с родителями, в выходные дни; Ответы на вопросы после прогулки (соответствуют плану будущего рассказа)

    Упражнение «Прохлопай слово»

    Рисование, составление коллажей

    2.

    Декабрь,

    IV

    неделя

    Новый год.

    Зимний

    дворец.

    Дворцовый

    мост

    Продолжать активизировать словарь детей за счет слов новой лексической темы;

    уточнить знания детей о Зимнем дворце. Познакомить с Дворцовым мостом, решеткой Дворцового моста.

    Работать над образованием

    родственных слов;

    учить правильному употреблению в речи существительных в винительном и дательном падежах;

    развивать связную речь;

    продолжать работать

    над развитием фонематического слуха, обшей и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.

    Воспитывать любовь к родному городу

    Упражнение «Что на  елке?»

    Игра «Что изменилось?»

    Упражнение «Подбери слово»

    Игра «Кому  что?»

    Игра «Составь предложение»

    Упражнение «Найди звук»

    Игра «Соедини точки, и узнай мост»

    Упражнение «Что на  елке?»

    Игра «Что не так?»

    Упражнение. «Подбери слово»

    Игра «Кому  что?»

    Игра «Отбери картинки»

    Игра «Собери картинку»

    3.

    Февраль,

    I неделя

    Путешествие

    по Санкт -  

    Петербургу   

    Обогащение словарного запаса существительными по данной лексической теме, расширение глагольного словаря;

    совершенствование грамматического строя речи - уточнение понимания и правильного употребления в речи предлогов НАД, НА, ПО;

    развитие умения образовывать слова

    путем сложения двух основ;

    формирование фонематического слуха,

    звукового и звукобуквенного анализа и синтеза, слоговой структуры речи;

    развитие связной речи (составление рассказа из 4-5 простых предложений);

    Развитие зрительного и слухового внимания,

    общей и мелкой моторики, конструктивного праксиса;

    Упражнение «Расскажи, на чем приехал»

    Упражнение «Скажи правильно»

    Упражнение «Составь слово»

    Игра «Разгадай-ка»

    составление рассказа о постройке

    Упражнение «Узнай по силуэту»

    Игра «Что перепутал Незнайка?»

    Конструирование моста по чертежу

    Рассматривание транспорта,

    движущегося по Большеохтинскому проспекту.

    Упражнение «Кто на улице живет?»

    Упражнение «Что не так?»

    Упражнение «Составь слово»

    Выкладывание слов из букв

    составление рассказа о

    постройке

    Упражнение «Узнай картинку»

    Конструирование

    мостов

    4.

    Февраль,

    IV

    неделя

    Защитники

    Отечества.

    Великие

    люди России. А.В.Суворов

    Развитие словарного запаса по лексической теме. Знакомство с великими людьми, их подвигом.

    Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных  с числительными)

    Расширение глагольного словаря

    Развитие слухового и зрительного внимания

    Развитие анализа и синтеза предложений

    Развитие связной речи

    Рассматривание иллюстраций, беседа. Рассказ логопеда

    Упражнение  «Сосчитай до пяти»

    Упражнение «Продолжи предложение»

    Упражнение «Найди отличия»

    Упражнение «Сосчитай и назови»

    Составление рассказа о Суворове по картине, опираясь на прочитанное.

    Чтение художественной литературы. Отрывки из книги Орлова «Полководец»

    Упражнение  «Сосчитай до пяти»

    Упражнение  «Закончи

    предложение»

    Упражнение «Найди отличия»

    Посещение  музея А.В.Суворова или памятника А.В.Суворову с родителями

    Ответы на вопросы по плану для составления рассказа

    5.

    Май,

    Ш

    неделя

    Наш город

    Закрепить знания детей

    о городе, полученные в течение года

    Обогащение словарного запаса

    существительными по данной лексической теме, расширение глагольного словаря;

    Совершенствование грамматического строя речи - уточнение понимания и правильного употребления в речи предлогов НАД, НА, ПО;

    Формирование фонематического слуха, звукового и звукобуквенного анализа и синтеза, слоговой структуры речи;

    Развитие связной речи (составление рассказа из 4-5 простых предложений);

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Упражнение «Закончи предложение»

    Игра «Где шарик?»

    Выкладывание слов из букв,

    разгадывание кроссвордов

    Составление рассказов о своем

    любимом месте в городе

    Упражнение «Покажи

    картинку»

    Выкладывание слов из букв,

    разгадывание кроссвордов

    № п/п

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

    Месяц

    Тема

    Цели, задачи

    Виды работы

    Связь с воспитателями

    родителями

    1.

    Октябрь,

    IVнеделя

    Осень в Санкт-Петербурге.

    Систематизировать знания детей об осени, осенних изменениях в природе.

    Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

    Закрепить знания детей о Летнем саде, труде работников сада осенью Учить составлять предложения из 4-5 слов по картинке.

    Развивать зрительную, слуховую память.

    Учить подбирать слова на заданный звук.

    Упражнение «Четвертый - лишний»;

    Игра «Разноцветные листья»

    Рассматривание картины «Осенью в Летнем саду» и беседа по ней.

    Игра «Что изменилось?».

    Игра «Исправь предложение»

    Игра «Назови  картинки на заданный звук»

    Упражнение

    «Четвертый - лишний»;

    Пальчиковая гимнастика

    «Осень»

    Пересказ «Летний сад», «Осенью в Летнем саду» (индивидуальная работа)

    Игра «Назови  картинки на заданный звук

    2.

    Октябрь,

    Vнеделя

    Перелетные птицы. Встреча в Летнем саду.

    Развитие связной речи( употребление в речи сложноподчиненных предложений), зрительного внимания, мышления.

    Развитие слухового внимания, творческого воображения.

    Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с суффиксами -АТ-,

    - ЯТ-.

    Развитие диалогической речи. Воспитание

    бережного отношения к природе, любви к родному городу.

    Упражнение «Кто лишний?»

    Рассказывание логопедом сказки «Как лебедь остался один» (Н.Нищева «Развивающие сказки, с.40)

    Упражнение «У кого - кто?»

    Беседа по сказке.

    Индивидуальная беседа  по сказке.

    Развитие мелкой моторики.

    «Лебедь» -обрывание

    бумаги.

    3.

    Ноябрь,

    IVнеделя

    Как изменился

    наш город

    поздней осенью.

    Развитие слухового внимания, мышления.

    Развитие зрительного внимания.

    Совершенствование грамматического строя речи (образование единственного и множественного числа существительных)

    Развитие речевого слуха, внимания, творческого воображения.

    Развитие связной речи.

    Совершенствование диалогической и монологической речи.

    Воспитание любви и

    уважения к городу, в

    котором живешь.

    Отгадывание  загадки об осени

     (Дни стали короче, длинней стали ночи...)

    Упражнение «Что не так?»

    Упражнение «Один - много»

    Чтение рассказа «Мосты нашего города» (приложение)

    Ответы на вопросы по содержанию текста и пересказ текста (после повторного

    прочитывания)

    Отгадывание загадок (Книга

    загадок. Осень)

    Упражнение

    «Что перепутал художник?»

    Упражнение «Один - много» (индивидуальная

    работа)

    Беседа по содержанию

    текста «Мосты нашего города»

    Индивидуальный пересказ текста.

    Разучивание стихотворения «Ест мосты в Петербурге...» (приложение)

    4.

    Декабрь IVнеделя

    Театры нашего города.

    5.

    Январь, II неделя

    Транспорт. Путешествие по городу.

    6.

    Февраль.

    III неделя

    Великие люди. Суворов.

    7.

    Март

    Ш неделя

    Пушкин в Петербурге

    8.

    Апрель

     неделя

    IV

    Санкт-Петербург -великий город

    9.

    Май,

    III неделя

    День рождения города.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца

    Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

    Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...

    Повышение лексико-грамматической компетенции старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в проектной работе «Мой город – Москва»

    Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более п...

    Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

    Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по...

    Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...

    ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

    Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом пов...

    Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...