Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
методическая разработка по логопедии по теме
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его культуре и истории. Дети с тяжелыми нарушениями речи не способны в полном объеме усвоить материал по знакомству с городом без специальных коррекционных методов и упражнений. В связи с этим, я решила включить в методику работы по формированию связной речи тему знакомства с родным городом. Мной разработано планирование, которое тесно переплетается с основными лексическими темами коррекционной работы в логопедической группе; серии лексических и лексико-грамматических игр и упражнений; иргы и упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте, кроссворды, ребусы, шарады; тексты для пересказа, материал для обучения составлению различного вида рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennaya_metodicheskaya_razrabotkadokument_microsoft_word.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование коррекционной работы по теме:
«Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца»
(средняя, старшая, подготовительная группы)
авторская методическая разработка учителя-логопеда Сазоновой Т.И.
ГДОУ д/с №18 Санкт-Петербург
№ п/п | СРЕДНЯЯ ГРУППА | ||||
Месяц | Тема | Цели, задачи | Виды работы | Связь с воспитателями, родителями | |
1. | Май 1-я неделя | Наш город. Моя улица. | Уточнить представления детей о родном городе. Ввести в речь названия родного города, улицы, на которой живет ребенок. Употребление в речи простых предлогов. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. Развитие общих речевых навыков | Беседа. Рассматривание иллюстративного материала. Игра «Экскурсия» Упражнение «На улице» Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад. Работа над четкостью дикции. А.Кушнер «Нева» | Рассматривание иллюстраций, картинок, рисунков о городе Игра «Экскурсия» Упражнение «На улице» Упражнение «Закончи предложение» Заучивание стихотворения «Нева» (А.Кушнер) |
2. | Май, 2-я неделя | Знакомство с Петром I. Мост императора Петра Великого | Обогащение словарного запаса существи –тельными по данной лексической теме; развитие слухового и зрительного восприятия (умения слушать рассказ и сопоставлять услышанное со зрительным образом); развитие связной речи ( ответы на вопросы предложениями из 3-4 слов); развитие грамматического строя речи (образование существительных при помощи суффикса -ик-) развитие общей и мелкой моторики, конструктивного праксиса; | Рассматривание иллюстраций. Рассказ логопеда, ответы на вопросы. Игра с мячом «Большой - маленький» Конструирование «Мост» по образцу логопеда | Составление предложений по картинкам, используемым логопедом в рассказе. Игра с мячом «Большой - маленький» Конструирование мостов из разного вида конструктора по образцу и чертежу. |
3. | Май, 3-я неделя | Путешествие к Адмиралтейству | Обогащение словарного запаса существительными по данной лексической теме; расширение глагольного словаря; закрепление лексического материала по теме «Транспорт» (обобщающего понятия «Водный транспорт»); развитие грамматического строя речи (согласование существительных с глаголами в роде, числе, падеже, правильное употребление предлога НАД); слоговой структуры речи; развитие зрительного восприятия, развитие умения выделять части из целого, соотносить с образом на картинке; развитие связной речи (ответы на вопросы предложениями из 3-4 слов); развитие слухового восприятия; развитие обшей и мелкой моторики, конструктивного праксиса | Упражнение «Найди капитана» Упражнение «Подбери словечко» д\и «Что над чем?» слушание рассказа логопеда, ответы на вопросы. д\и «Собери постройку» | Игра «Скажи, одним словом» Заучивание стихотворения «Маленький кораблик» (А.Скаченков) Упражнение «Подбери словечко» д\и «Что над чем?» краткий пересказ рассказа логопеда (ответы на вопросы) д\и «Собери картинку» |
4. | Май. 4-я неделя | Лето. Летний сад | обогащение словарного запаса существительными по данной лексической теме; расширение глагольного словаря; развитие грамматического строя, связной речи (пересказ текста), развитие слухового восприятия развитие общей и мелкой моторики | Составление предложений по картинкам Пересказ текста логопеда по опорным картинкам Обводка, штриховка изображений достопримечательностей города | Рассматривание иллюстративного материала. Ответы на вопросы Пересказ текста логопеда по опорным картинкам Пальчиковая игра «Люблю ходить, люблю считать» (Н.Нищева) |
№ п/п | СТАРШАЯ ГРУППА | ||||
Месяц | Тема | Цели, задачи | Виды работы | Связь с воспитателями родителями | |
1. | Октябрь, IV неделя | Деревья осенью. Летний сад | Закрепить знания детей о деревьях, об осени; Систематизировать знания о Летнем саде, развивать зрительное восприятие; вырабатывать грамматически правильную речь: продолжать учить согласовывать предложения в роде, числе, падеже; продолжать учить образовывать сравнительную степень прилагательных; пополнять глагольный словарь; учить составлять предложения из 4-5 слов, развивать умение составлять рассказ по картинке; развивать слуховое и зрительное восприятие, слоговой анализ слов, развивать мелкую и общую моторику; | Игра « С какой ветки детки?» Игра «Узнай, где был художник» Упражнение «Добавь словечко» Упражнение «Измени слово» Составление рассказа о Летнем саде по плану логопеда Упражнение «Запомни - повтори» Раскрашивание листочков | Игра «С какой ветки детки?» Рассматривание картинок о Летнем саде Упражнение «Добавь словечко» Упражнение «Измени слово» Посещение Летнего сада с родителями, в выходные дни; Ответы на вопросы после прогулки (соответствуют плану будущего рассказа) Упражнение «Прохлопай слово» Рисование, составление коллажей |
2. | Декабрь, IV неделя | Новый год. Зимний дворец. Дворцовый мост | Продолжать активизировать словарь детей за счет слов новой лексической темы; уточнить знания детей о Зимнем дворце. Познакомить с Дворцовым мостом, решеткой Дворцового моста. Работать над образованием родственных слов; учить правильному употреблению в речи существительных в винительном и дательном падежах; развивать связную речь; продолжать работать над развитием фонематического слуха, обшей и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. Воспитывать любовь к родному городу | Упражнение «Что на елке?» Игра «Что изменилось?» Упражнение «Подбери слово» Игра «Кому что?» Игра «Составь предложение» Упражнение «Найди звук» Игра «Соедини точки, и узнай мост» | Упражнение «Что на елке?» Игра «Что не так?» Упражнение. «Подбери слово» Игра «Кому что?» Игра «Отбери картинки» Игра «Собери картинку» |
3. | Февраль, I неделя | Путешествие по Санкт - Петербургу | Обогащение словарного запаса существительными по данной лексической теме, расширение глагольного словаря; совершенствование грамматического строя речи - уточнение понимания и правильного употребления в речи предлогов НАД, НА, ПО; развитие умения образовывать слова путем сложения двух основ; формирование фонематического слуха, звукового и звукобуквенного анализа и синтеза, слоговой структуры речи; развитие связной речи (составление рассказа из 4-5 простых предложений); Развитие зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики, конструктивного праксиса; | Упражнение «Расскажи, на чем приехал» Упражнение «Скажи правильно» Упражнение «Составь слово» Игра «Разгадай-ка» составление рассказа о постройке Упражнение «Узнай по силуэту» Игра «Что перепутал Незнайка?» Конструирование моста по чертежу | Рассматривание транспорта, движущегося по Большеохтинскому проспекту. Упражнение «Кто на улице живет?» Упражнение «Что не так?» Упражнение «Составь слово» Выкладывание слов из букв составление рассказа о постройке Упражнение «Узнай картинку» Конструирование мостов |
4. | Февраль, IV неделя | Защитники Отечества. Великие люди России. А.В.Суворов | Развитие словарного запаса по лексической теме. Знакомство с великими людьми, их подвигом. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными) Расширение глагольного словаря Развитие слухового и зрительного внимания Развитие анализа и синтеза предложений Развитие связной речи | Рассматривание иллюстраций, беседа. Рассказ логопеда Упражнение «Сосчитай до пяти» Упражнение «Продолжи предложение» Упражнение «Найди отличия» Упражнение «Сосчитай и назови» Составление рассказа о Суворове по картине, опираясь на прочитанное. | Чтение художественной литературы. Отрывки из книги Орлова «Полководец» Упражнение «Сосчитай до пяти» Упражнение «Закончи предложение» Упражнение «Найди отличия» Посещение музея А.В.Суворова или памятника А.В.Суворову с родителями Ответы на вопросы по плану для составления рассказа |
5. | Май, Ш неделя | Наш город | Закрепить знания детей о городе, полученные в течение года Обогащение словарного запаса существительными по данной лексической теме, расширение глагольного словаря; Совершенствование грамматического строя речи - уточнение понимания и правильного употребления в речи предлогов НАД, НА, ПО; Формирование фонематического слуха, звукового и звукобуквенного анализа и синтеза, слоговой структуры речи; Развитие связной речи (составление рассказа из 4-5 простых предложений); Развитие зрительного и слухового внимания. | Упражнение «Закончи предложение» Игра «Где шарик?» Выкладывание слов из букв, разгадывание кроссвордов Составление рассказов о своем любимом месте в городе | Упражнение «Покажи картинку» Выкладывание слов из букв, разгадывание кроссвордов |
№ п/п | ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА | ||||
Месяц | Тема | Цели, задачи | Виды работы | Связь с воспитателями родителями | |
1. | Октябрь, IVнеделя | Осень в Санкт-Петербурге. | Систематизировать знания детей об осени, осенних изменениях в природе. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные Закрепить знания детей о Летнем саде, труде работников сада осенью Учить составлять предложения из 4-5 слов по картинке. Развивать зрительную, слуховую память. Учить подбирать слова на заданный звук. | Упражнение «Четвертый - лишний»; Игра «Разноцветные листья» Рассматривание картины «Осенью в Летнем саду» и беседа по ней. Игра «Что изменилось?». Игра «Исправь предложение» Игра «Назови картинки на заданный звук» | Упражнение «Четвертый - лишний»; Пальчиковая гимнастика «Осень» Пересказ «Летний сад», «Осенью в Летнем саду» (индивидуальная работа) Игра «Назови картинки на заданный звук |
2. | Октябрь, Vнеделя | Перелетные птицы. Встреча в Летнем саду. | Развитие связной речи( употребление в речи сложноподчиненных предложений), зрительного внимания, мышления. Развитие слухового внимания, творческого воображения. Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с суффиксами -АТ-, - ЯТ-. Развитие диалогической речи. Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному городу. | Упражнение «Кто лишний?» Рассказывание логопедом сказки «Как лебедь остался один» (Н.Нищева «Развивающие сказки, с.40) Упражнение «У кого - кто?» Беседа по сказке. | Индивидуальная беседа по сказке. Развитие мелкой моторики. «Лебедь» -обрывание бумаги. |
3. | Ноябрь, IVнеделя | Как изменился наш город поздней осенью. | Развитие слухового внимания, мышления. Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование единственного и множественного числа существительных) Развитие речевого слуха, внимания, творческого воображения. Развитие связной речи. Совершенствование диалогической и монологической речи. Воспитание любви и уважения к городу, в котором живешь. | Отгадывание загадки об осени (Дни стали короче, длинней стали ночи...) Упражнение «Что не так?» Упражнение «Один - много» Чтение рассказа «Мосты нашего города» (приложение) Ответы на вопросы по содержанию текста и пересказ текста (после повторного прочитывания) | Отгадывание загадок (Книга загадок. Осень) Упражнение «Что перепутал художник?» Упражнение «Один - много» (индивидуальная работа) Беседа по содержанию текста «Мосты нашего города» Индивидуальный пересказ текста. Разучивание стихотворения «Ест мосты в Петербурге...» (приложение) |
4. | Декабрь IVнеделя | Театры нашего города. | |||
5. | Январь, II неделя | Транспорт. Путешествие по городу. | |||
6. | Февраль. III неделя | Великие люди. Суворов. | |||
7. | Март Ш неделя | Пушкин в Петербурге | |||
8. | Апрель неделя IV | Санкт-Петербург -великий город | |||
9. | Май, III неделя | День рождения города. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца
Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...
Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по...
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...
ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом пов...
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...