Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца
статья по логопедии на тему

Сазонова Татьяна Ивановна

Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца

Сазонова Т.И.,

учитель-логопед ГБДОУ д/с №18  компенсирующего вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать – от того зависит, каким гражданином будет наш воспитанник»

В.А.Сухомлинский

 В настоящее время знакомство детей с историческим и культурным наследием своего народа и города в частности,  приобретает актуальность и становится для образовательного пространства Санкт-Петербурга приоритетным. Такие нравственные качества как любовь к Родине, готовность к подвигу во имя Отечества, чувство собственного достоинства должны воспитываться у детей с раннего детства. Дети-дошкольники очень любознательны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца. Мы должны заронить в душу ребенка чувство любви к городу, интерес к его истории, бережное отношение к его памятникам. И чем больше ребенок будет знать о своей стране, своем городе, истории, знаменитых людях и достижениях, тем больше условий возникает для  формирования зрелого гражданина и настоящего человека.

За многие годы  работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его культуре и истории. Работая  логопедом, я убедилась, что дети, имеющие общее недоразвитие речи, не способны в полном объеме усвоить весь материал по знакомству с городом без специальных коррекционных методов и упражнений. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей данного вида речевой патологии обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы –фонетико - фонематического, лексического, грамматического. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов  (восприятия, внимания,  памяти, воображения), создает дополнительные  затруднения  в  овладении связной монологической речью. В связи с этим я решила включить в методику работы по формированию связной речи тему знакомства с родным городом, вести коррекционную работу, направленную на преодоление речевого нарушения, на основе воспитания юного петербуржца. На мой взгляд, это будет способствовать преодолению речевого нарушения и формированию настоящего юного петербуржца. Работа с детьми с общим недоразвитием речи очень специфична, требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Исследуя литературу, я пришла к выводу, что необходимо тщательно отбирать предлагаемый многими авторами материал. Так как дети данного речевого развития не всегда точно способны осознать исторические события и их последовательность, не могут освоить географические понятия, а многие сведения для них либо формальны, либо недоступны. В процессе работы над книгами, приходилось перерабатывать текст на понятный, доступный язык, адаптировать речевой материал. Для осуществления работы использую такие методы и приёмы, которые соответствуют особенностям детей дошкольного возраста и данного речевого нарушения, основанные на специфических для дошкольного возраста видах деятельности. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо помнить о ведущем виде деятельности - игре. Именно в игре ребенок становится активной личностью, только в игре можно осуществить связь времен, воспитывать петербуржца в лучших традициях. Всю работу с детьми я провожу в игровой форме с учетом возрастных особенностей и речевых отклонений своих детей. Опираясь на психологические особенности детей, на начальном этапе работы моей задачей является: накопление первоначальных знаний детей о городе. В связи с этим я знакомлю детей с реками и каналами, мостами и решетками, садами и парками, дворцами и скульптурами, т.е. стараюсь давать только доступный материал.

Опираясь на общие основы формирования связной речи детей с общим речевым недоразвитием, свою  работу строю по трем этапам, включающим коррекционно-образовательные задачи:

  1. подготовительный этап, направленный на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка;
  2. основной этап, включающий все виды обучения рассказыванию (пересказ, рассказывание по картинам, описание предметов, рассказывание с элементами творчества). 
  3. этап подготовки к обучению грамоте, главной задачей которого является обучение детей чтению, звуковому анализу и синтезу, профилактика дисграфии и дислексии.

Для успешной реализации задач подготовительного этапа работы мной разработаны серии лексических и лексико-грамматических упражнений:

  1. лексические упражнения: «Подбери слово», «На что похоже», «Узнай, о чем это», «Кому что нужно?», «Скажи по-другому», «А как наоборот?», «О ком так можно сказать?»
  2. лексико-грамматические упражнения: «Закончи фразу», «Исправь предложение», «Подумай и ответь», упражнения на составление словосочетаний из двух данных слов, упражнения на составление: предложений по данным словам, предложений по картинке, предложений - ответов на вопросы, упражнения для развития «поэтического слуха», отгадывание загадок и объяснение: « Что помогло  догадаться?», заучивание стихотворений.

Для осуществления задач основного этапа использую: тексты для чтения и пересказа Л.Ермолаевой, К.Лебедевой, Н.Нищевой, О.Крупенчук в адаптированном варианте, а так же составленные мной и апробированные; иллюстрации и фотографии основных достопримечательностей; рисунки, выполненные родителями воспитанников.  

При подготовке детей к обучению грамоте использую разработанные мной игры и игровые упражнения: «Назови букву, которая сломалась», «Какая буква спряталась?», «Составь слово из слогов», «Буквы рассыпались», «Узнай, что написано», «Какая буква потерялась?», «Добавь слово», «Подбери нужное», «Придумай слово к схеме» и другие,  а так же разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад и т.п.

Все три направления осуществляю параллельно с самого начала коррекционной работы.

Коррекционно-образовательная работа по данной теме ведется по двум разделам, в каждый раздел входят циклы занятий:

  1. Путешествие по Петербургу
  1. История рождения моего города.

 В первом цикле занятий дети знакомятся с тем, как рождался и рос у моря град святого Петра, какие возрождались здания и памятники.

  1. Город красивых мостов

Обращая внимание детей на большое количество мостов и особенности их конструкций, отмечаю красоту, прочность, пользу  каждого моста.

  1. Любимые места отдыха Петербуржцев

На занятиях данного цикла дети знакомятся с историей создания Летнего сада,  учатся отмечать гармонию природы и искусства. Наряду с этим дети знакомятся с другими садами и парками нашего города, уточняют, в каких парках они любят отдыхать. Что интересного происходит во время прогулки, почему они так называются. Родители и педагоги рассказывают детям о своих любимых местах в городе, и чем они им памятны.

  1. Знаменитые люди великого города

Педагоги учреждения знакомят детей с живописцами, поэтами и писателями, композиторами, архитекторами, спортсменами, учеными, военачальниками, прославлявшими наш город, прославляющими его сейчас.

  1. Петербургское метро

Совместно с воспитателями  беседуем о роли труда взрослых  в современном обществе, знакомим с профессиями работников метрополитена, рассказываем о строительстве станций, обобщаем представление о роли машин, современной техники в деятельности строителей. Дети узнают о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве.

  1. Петербург – город моего детства
  1. Я живу в Санкт-Петербурге

Знакомство с ближайшим окружением. Дети запоминают домашний адрес, осознают себя в городском пространстве. Создают художественные образы.

  1. Я и мои петербургские друзья

Дети рассказывают о своей семье, друзьях, домашних животных. Учатся составлять словесные портреты друзей, рассказы о путешествиях с друзьями, совместно с педагогами и родителями учатся передавать свои переживания в художественно-эстетической деятельности.

Основные воспитательно-образовательные задачи работы:

  1. Развитие интереса к познанию истории Санкт-Петербурга, творениям мастеров.
  2. Помочь ребенку увидеть город по-своему, сделать собственное открытие видения архитектурных сооружений, ансамблей, жизни людей и их отношение к родному городу.
  3. Развитие личностных интересов к духовным ценностям человека
  4. Воспитание нравственных качеств.

Для осуществления поставленных задач по данной теме:

  1. Разработала перспективное планирование для детей средней, старшей и подготовительной групп.
  2. Разработала серию конспектов занятий по данным возрастным группам.
  3. Осуществляю постоянную связь с педагогами учреждения (воспитателями группы, музыкальным руководителем), посредством бесед, консультаций, открытых мероприятий( занятий, мастер-классов).
  4. Подобрала и систематизировала картотеку словесных игр, игровых упражнений, тексты для чтения детям, для пересказа, стихотворный материал о городе, рифмовки, кроссворды, шарады, головоломки.
  5. Изготовила серию игр по своим авторским разработкам.
  6. Подобрала иллюстративный материал.
  7. Изготовила пособия для проведения занятий.

Для успешного решения коррекционных задач, работаю в сотрудничестве с воспитателями, как незаменимыми помощниками коррекционно-образовательного процесса. С воспитателями дети закрепляют знания, в план художественно-эстетической деятельности вносятся темы согласно перспективному плану логопеда. Работаю в тесной связи с родителями, повышая их педагогическую культуру через родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, показ различного вида занятий. Важным этапом является привлечение родителей к экскурсиям и прогулкам по городу, при этом я даю некоторые краткие рекомендации (что и как наблюдать). В качестве закрепления впечатлений родители делают фотографии или совместные с детьми рисунки, коллажи  посещенного ими места. На основе собранного материала мы составляем альбом «Прогулки по городу»: фотографии, рисунки, рассказы детей о своих экскурсиях, проводим выставки совместных работ детей с родителями. С их помощью и непосредственным участием мы организуем  праздники, посвященные дню рождения города и открытые занятия.

Таким образом, разнообразие форм проведения занятий, игр, увлекательных путешествий, использование музейных объектов позволяет получить ребенку новые знания о жизни города, освоить духовный опыт петербуржцев, на уровне чувств и эмоций помогает ребенку почувствовать свою сопричастность великой истории города и страны,  а так же решить основную задачу  - преодолеть речевое нарушение. Установление ребенком собственных отношений с людьми, историей, культурой родного города, станут источником его дальнейшего развития  и в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

          Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мы...

Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по...

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»  Эйтенеер Инга Григорьевнаучитель-логопед М...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...