Главные вкладки

    «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Киселёва Элла Анатольевна

         Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей.

        С целью повышения эффективности коррекционно-необходимо  выстроить модель сотрудничества учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса: воспитанниками, воспитателями, специалистами, родителями (законным представителями).

       Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует   эффективности и прочному закреплению результатов коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-7 лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы

    «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

    Подготовил:

     учитель-логопед  МАДОУ ЦРР-д/с № 14

     г. Кропоткин  Киселева Э.А.

         Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткина, медицинского персонала и родителей.

        С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях МАДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса: воспитанниками, воспитателями, специалистами, родителями (законным представителями).

       Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует   эффективности и прочному закреплению результатов коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-7 лет.

         Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга.

         Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый в работе  с детьми-логопатами, способствует развитию координации движений, развитию  общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более  плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

        Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то  инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по ФК прослеживается в ряде задач, которые ставят перед собой специалисты в коррекционно-развивающей работе:

    -развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

    -развитие  координации движений;

    -развитие общей и мелкой моторики;

    -закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

    -развитие речевого и физиологического  дыхания;

    -формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

    -развитие мимической мускулатуры  лица.

        В нашем саду реализуются 2 основные образовательные программы: для детей общеразвивающих групп и для детей компенсирующих групп. На основе основной адаптированной программы учитель-логопед и инструктор по ФК разрабатывают рабочие программы для работы с детьми, посещающие компенсирующие группы.

         Особенности планирования образовательной деятельности инструктора по ФК состоят в том, что раздел по развитию общих двигательных умений и навыков  дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

         Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия.

       В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей, с уровнем моторного и психоречевого развития детей. На основе этих данных специалисты определяю цели и задачи коррекционно-развивающей работы, составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

        При разработке  рабочей программы для детей  групп компенсирующей направленности, инструктор по ФК использует  формы работы с детьми, применяемые и учителем-логопедом.   Речевой материал, материалы для развития движений и физических упражнений, способствующих  развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов инструктор по ФК согласовывает с учителем-логопедом.

       На занятиях  инструктор по ФК  широко использует нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья»,  «Змейка-шагайка», «Косички»,   «Мешочки для метания»,     «Коррекционные следы»,   «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала учитывается  уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

       Общеразвивающие упражнения подбираются с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей,  укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.  

    Учитель-логопед использует данный материал как динамические паузы, физкультминутки

    При закреплении и повторении основных видов движений, используется  речевое сопровождение в соответствии  с лексической темой.  Правильно подобранное  речевое сопровождение позволяет  создать мотивацию деятельности Комплексы артикуляционной  гимнастики подбирает учитель логопед в соответствии с лексической темой , речевыми нарушениями дошкольников, с учетом  возраста  детей и этапов логопедического воздействия.  Инструктор по ФК использует  артикуляционные упражнения в виде артикуляционных сказок.  На совместных занятиях артикуляционную гимнастику проводит учитель-логопед. 

       Пальчиковая гимнастика  способствует  тренировке пальцев и кистей рук, развитию “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираются совместно с учителем - логопедом, с учетом лексической темы, обязательно  с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры.  

    Разработанные  инструктором комплексы занятий с использованием суд-жока (массажных мячиков)  использует в  работе учитель-логопед.  Эти игры-упражнения  переключают внимание детей, делают занятия интересными, необычными.

    Инструктор по ФК подбирает комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методу  Стрельниковой, который  способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развитию продолжительности выдоха, его силы и плавности, профилактике простудных заболеваний. Данные комплексы упражнений использует и учитель-логопед.         Двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес  к занятию,  формируют физиологическую потребность в движениях, совершенствуют основные виды движений.

         Оздоровительно-развивающие игры инструктор по ФК и учитель –логопед применяют совместно для решения двигательных задач,  развития умения согласовывать движения с речью, снятия психоэмоционального напряжения. Проведение  инструктором по ФК и учителем –логопедом зрительных гимнастик с использованием различных тренажеров способствует укреплению мышц глазного яблока, профилактике нарушений зрения у детей дошкольников.  Зрительные гимнастики так же подбираются в соответствии с лексической темой,  временем года, темой занятия.

         Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц. Проводится в конце занятия.

        Одно из новых направлений в нашей работе  - это реализация оздоровительных образовательных проектов. В реализации проектов участвуют педагоги, дети и родители. Проекты способствуют более глубокому проникновению в проблему формирования у детей правильного дыхания, развития мелкой и общей мускулатуры, совершенствования координации движений. С детьми, имеющими общее нарушения речи были реализованы проекты «Наши глазки», «Учимся дышать правильно», «Береги здоровье с  молоду». 

        В соответствии с   планом  1 раз в квартал  учитель-логопед и инструктор по ФК проводят  интегрированные  занятия. Эти занятия проводятся в форме игры, все задания подчинены одной теме, сюжету. Например: «Прогулка в осенний лес», «Зимние забавы», «Весна-красна», «В здоровом теле – здоровый дух!» .  Содержание занятий согласовывается с учителем-логопедом. Учитель-логопед также принимает участие в занятиях.   На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены одной  теме.

         Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, также в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

         Таким образом, взаимодействие в работе инструктора по ФК и   учителя- логопеда способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.  Хочется отметить, что результаты уже очевидны:  большинство детей  научились результативно, мягко, выразительно и точно выполнять физические упражнения,  через движения передавать своеобразие конкретного образа (персонажа, животного). В двигательной деятельности проявляют быстроту, ловкость, выносливость, силу.  В ходе выполнения физических упражнений дети стремятся к лучшему результату, осознавая зависимость между качеством и результатом.

         Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов  логопедической работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

    В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...

    Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

    В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре  и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...

    «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.»

    Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно пост...

    Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

    Согласно ФГОС познавательно-исследовательская  деятельность выделена, как  самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые  возможности  организации коррекционной...

    «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»

    laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»  Эйтенеер Инга Григорьевнаучитель-логопед М...

    Проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

    В  городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны &nda...