Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

Ларионова Мария Васильевна

 В статье описан опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_arsenteva_n.v._larionova_m.v.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с общим недоразвитием речи.

 

  Исправление речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи требует больших усилий и времени. Речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями требуют закрепления в повседневной жизни: дома, на даче, в игровой деятельности, на прогулках… Поэтому одной из важнейших задач логопеда является помощь родителям в осознании своей роли в процессе развития ребенка. В семье ребенок не испытывает дискомфорта из-за дефектов своей речи. Попадая в новую социальную среду, он начинает испытывать неудобства, связанные с непониманием со стороны сверстников и взрослых.

   Родители должны сформировать правильное отношение к речевому дефекту своего ребенка: не ругать ребенка, аккуратно исправлять неправильное произношение, настраивать ребенка на занятия с логопедом.

   В последние годы дети испытывают все больший дефицит родительского общения. Это связано с большой занятостью родителей, увлечением гаджетами. Часто обеспеченные родители пытаются отстраниться от работы с ребенком, нанимая для этого специалистов. Есть родители, которые находят оправдания речевым недостаткам своих детей, ссылаясь на наследственность, припоминая родственников, которые тоже плохо говорили.

Чтобы добиться положительных результатов в исправлении речи родители должны понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, за 20-25 минут сложно справиться с речевыми недостатками и помочь устранить ее можно только с помощью любящих и внимательных, терпеливых и знающих родителей, так как большую часть времени ребенок проводит дома.

   Уже традиционными стали такие формы взаимодействия с родителями как собрания, консультации, домашние задания, открытые занятия, наглядная информация.

На первом собрании  в доступной форме преподносим родителям суть речевого дефекта, не переходя на личности. Знакомим с режимом ДОУ и объясняем, почему его нужно выполнять. Доводим до сведения родителей о важности их участия в общей работе. Для того, чтобы расположить к себе родителей,  собрания проводятся в нетрадиционной форме: круглый стол, диспут, беседы, гостиные… Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе. После собрания раздаем родителям анкеты для полного сбора информации.

После полного обследования ребенка для уточнения диагноза в октябре проводим второе родительское собрание, где родителей знакомим с обобщенными результатами обследования, подсказываем, на что следует обратить внимание в первую очередь. До конца учебного года проводится еще два общих родительских собрания с различной тематикой.

По запросам родителей проводим консультации и мастер-классы на различные темы. Например: «Сладкая артикуляционная гимнастика», «Бросовая пальчиковая гимнастика»…

Большую роль во взаимодействии логопеда с родителями играют домашние задания. Для выполнения домашних заданий необходимо в режиме дня закрепить постоянное время занятий. Это дисциплинирует ребенка и поможет в усвоении учебного материала. Важно довести до сознания родителей необходимость проведения занятий с детьми в игровой форме. При выполнении домашнего задания родители вместе с детьми развивают словарный запас по тематике, рисуя и наклеивая предметные картинки. Желательно, чтобы с ребенком занимался один и тот же человек и выработать единые требования, которые к нему будут предъявляться. Важно быть терпеливым, доброжелательным и достаточно требовательным. Тетради с выполненными домашними заданиями обязательно приносить в понедельник логопеду.  Выполнение домашних заданий можно стимулировать. В своей практике с целью проверки выполнения домашних заданий каждый понедельник нами устраиваются «утренние круги». В ходе этого дети рассматривают картинки друг у друга, делятся своими впечатлениями, мыслями, пересказывают составленные дома рассказы. Это позволяет увеличить объем активного словаря, развивать диалогическую речь. В конце каждый ребенок получает заслуженные наклейки.

С целью развития кругозора и словарного запаса детей вместе с родителями и детьми устраиваем выходы за пределы детского сада. Например: культпоход в театр, экскурсии в музеи, пожарную станцию, пекарню, завод по переработке мусора, к достопримечательностям города. Тема экскурсии перекликается с лексической темой недели. В ходе экскурсий дети учатся общаться между собой, правильно выражать свои мысли. Эти формы  работы позволяют перевести взаимодействие педагогов и родителей в неформальное русло.

В современном мире большую помощь в работе с родителями оказывают цифровые технологии. Они помогают всегда быть на связи с родителями. Через родительские чаты можно оперативно передавать информацию, обсуждать насущные проблемы.

В период пандемии пришлось перестроить педагогическую работу в новый формат. Занятия с детьми проводились в виде онлайн конференций. Для этого заранее готовили учебный материал, презентации, договаривались о времени занятий. Передача и проверка домашних заданий тоже перешла в онлайн пространство. Эти действия не возможны без присутствия и помощи родителей, что позволило родителям глубже вникнуть в образовательный процесс.

Процесс работы с детьми мы публикуем на личных страницах в социальных сетях. Таким образом, постепенно формируется интернет-сообщество родителей и педагогов, объединенных общими целями.

В традицию вошли регулярные встречи клуба «Школы для родителей», на которых презентовались мастер-классы по повышению компетенции родителей в вопросах проведения занимательных занятий по развитию речи детей в домашних условиях. «Трудовые десанты» по изготовлению пособий и дидактических игр для работы с детьми.

Родителям нравятся «Дни открытых дверей», в коде которых они могут присутствовать на фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом. Это позволяет родителям точнее представить уровень развития своих детей и совместно со специалистом наметить дальнейший индивидуальный образовательный маршрут.

Наглядная информация для родителей нами представлена в виде различных уголке логопеда, информационных папок с вкладышами с различными рекомендациями.

Представленные формы работы нами применяются в течение ряда лет, постоянно изменяются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Березина Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
  2. Вакуленко В.С. "Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи"  - М:Форум, 2019
  3. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ "Шаг навстречу" – СПб: Детство-пресс, 2012

4. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции. ФГОС ДО – Волгоград: Учитель, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» ...

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...