Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
статья на тему

Никитюк Ольга Михайловна

В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре  и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна  имеет большое значение для их коррекции речи и физического развития, что особенно важно для проживающих  на севере, где возможности для занятий плаванием даже в летнее время ограничены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Никитюк О.М.

Пузыня А.Э.

На современном этапе основные задачи логопедической группы заключаются в помощи нормальному формированию речи дошкольника, обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей.

В дошкольном периоде дети с ОНР обращают на себя внимание замедлением физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития с проявлением общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Купание – один из богатейших источников здоровья детей с общим недоразвитием речи. Водные процедуры способствуют оздоровлению, физическому развитию и закаливанию. Свойства воды оказывает на здоровье ребенка термическое (закаливающее), гигиеническое, механическое и физическое воздействие. Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. В процессе нахождения ребенка в воде развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.

Движение в воде благотворно влияет на весь организм в целом. Развивает мышечную систему ребенка. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывают благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. При плавании ребенок дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования и плавание является эффективным укреплением скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить, например такое распространенное заболевание как плоскостопие. В результате  деятельности повышается пластичность нервной системы ребенка, отчего он становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке, что особенно важно для детей с ОНР.

Основной целью работы в данном направлении является не научить ребенка плавать, а, прежде всего, помочь ему преодолеть страх перед водой: научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками, ногами.

Посещение купальни призваны решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи ставят целью формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости и др.) и двигательных способностей (координации движений, дыхательных функций) у детей, осознанности двигательных действий, о телесной рефлексии, развитии пространственных ориентировок; развитие внимания, мышления, памяти.

Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры, нравственно-волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства.

Задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Ежемесячно воспитатели логопедической группы  совместно с инструктором по ФИЗО организуют выезд детей в бассейн «Тропическая купальня» ООО «Огни Мурманска - Спорт».  «Тропическая купальня» имеет водную горку «тобоган»; гидромассаж; гейзеры; водопад.

Работа с детьми  строиться на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Посещение тропической купальни делится на V этапов:

финская

финская

сауна

сауна

купание

или

купание

или

купание

турецкая

турецкая

парная

парная

игры

водные

горка,

процедуры

свободное

плавание

  1. Купание (13 мин.)

На первом этапе проводятся разнообразные игры в воде на дыхание, движение, погружение, ориентировку.

«Тепики», «Мы погреемся немножко», «Морской бой», «Хлопай»

Цель: познакомить со свойствами воды, учить не бояться брызг, задерживать дыхание и погружаться под воду, свободно передвигаться в бассейне.

«Водокачка», «Качели», «Коробочка», «Покажи пятки», «Ветер»

Цель: способствовать овладению выдохом в воду.

«Собачка», «Дровосек в воде», « Щука», «Смелые ребята»,

    « Хоровод», «Охотники и утки»,  «Удочка».

Цель: учить свободно передвигаться в бассейне, по сигналу опускать голову в воду, задерживать дыхание.

«Насос»

Цель: научить детей погружаться с головой в воду несколько раз подряд.

«Собачка», «Караси и карпы»

Цель: учить свободно передвигаться в бассейне, по сигналу опускать голову в воду, задерживать дыхание.

«Караси и щука», « Невод»

Цель: способствовать освоению в воде, преодолению сопротивления воды.

«Мы веселые ребята», «Карусель», «Цапли», «Кораблик», «Белые медведи»

Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях, действовать согласованно,  не бояться воды.

«Катание на досках»

Цель: учить не бояться воды, свободно держаться на простейшем плавсредстве.

«Морская звезда (звездочка)», «Сделай морскую фигуру»

Цель: учить детей задерживать дыхание, ложиться на воду, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.

«Рыбка в сетке», «Мяч в воздухе»

Цель: совершенствовать у детей умение ориентироваться в воде; развивать внимание.

    II.       Финская сауна или турецкая парная (6-7мин.)

На втором и четвертом этапе происходит чередование: одно посещение бассейна дети ходят в финскую сауну, другое – турецкую парную.

Сауна улучшает, стимулирует и тонизирует деятельность всего организма, благотворно воздействует на сердечно-сосудистую и костно-мышечную систему, улучшает общее самочувствие. Установлено, что в сауне у человека усиливается кровоток. В крови увеличивается содержание гемоглобина, число лейкоцитов, эритроцитов. Повышается сопротивляемость организма, в том числе к болезнетворным микробам.

Сауна используется при профилактике неврозов и психоневрозов, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. С применением сауны снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей. Особенно этот эффект заметен там, где дети находятся в коллективных учреждениях.

Турецкую баню может посещать широкий круг людей (в том числе дети, пожилые люди), и это относится к одним из ее несомненных достоинств. А все потому, что в хаммаме поддерживается температурный режим, более низкий в сравнении, например, с русской баней.

Пар способствует эффективному раскрытию пор, что хорошо для очищения кожи, улучшается структура кожи, поскольку в хаммаме пересушить ее попросту невозможно. Лежаки из мрамора лишь дополняют релаксирующее действие. Кровь начинает циркулировать настолько хорошо, что в турецкой бане у пациентов с нарушениями периферического кровообращения и застойными явлениями заметно улучшается состояние. Показан хаммам и людям с хроническими заболеваниями органов дыхания. Благодаря лечебному пару можно избавиться от легких простудных заболеваний, например насморка и кашля. Помогает баня при ларингите, тонзиллите, фарингите, вазомоторном рините. Рекомендуют ее даже при бронхитах и пневмонии.

Турецкая баня укрепляет состояние волос, хорошо действует на мышечную ткань и суставы.

Хаммам помогает и пищеварительной системе. Благодаря высокой температуре восстанавливается полезная кишечная микрофлора, что ставит заслон перед дисбактериозом. Хорошо реагирует и печень: усиленное желчеотделение предотвращает застой в протоках и улучшает ее работу.

III.         Купание (13 мин.)

На III этапе проводятся водные процедуры: гидромассаж, гейзер, водопад.

Гидромассаж - он благотворно влияет на кожный покров малыша, при этом делая его более чувствительным. Также для детей это помогает предотвратить развитие различных желудочно-кишечных заболеваний. Плюс ко всему, если ребенка мучает запор, гидромассаж справится и с этой проблемой. Ни для кого не секрет, что крепкий иммунитет – это залог крепкого здоровья ребенка. Данная процедура стимулирует иммунную систему, при этом, заставляя организм ребенка бороться с различными вирусами и бактериями. Процедура  поможет снять возбуждение и расслабит все мышцы ребенка.

Гейзер позволит насладиться прекрасным массажем и получить необходимый заряд энергии. От обычного гидромассажа отличается подачей струи теплого воздуха, которая проходя через водяной слой, превращается в миллион пузырьков. Аэромассаж по своему воздействию считается более мягким, но при этом обладает прекрасным терапевтическим эффектом, благотворно влияет на нервную систему, а также позволяет снизить напряжение в мышцах и суставах.

Водопад, под струями которого можно массировать шею и спину.

 IV.       Финская сауна или турецкая парная (7-8мин.)

 V.         Купание (20 мин.)

На V этапе дети катаются на водной горке и свободно купаются.

Спуск с горки - это море смеха, веселья и масса удовольствия, только позитивные впечатления. Свободное купание в плавсредствах.

Посещение детьми бассейна  имеет большое значение для их коррекции речи и физического развития, что особенно важно для проживающих  на севере, где возможности для занятий плаванием даже в летнее время ограничены.

«Тропическая купальня» является волшебным местом, где можно целиком окунуться в мир с незабываемыми ощущениями круглогодичного лета, одновременным спокойного расслабляющего плавания и релаксацией, получением наслаждения и безудержного веселья.

Литература:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
  2. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
  3. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 88 с.
  4. Степанкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 96 с.
  5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство пресс, 2005. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Согласно ФГОС познавательно-исследовательская  деятельность выделена, как  самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые  возможности  организации коррекционной...

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

Использование кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

В связи с тенденцией роста числа детей со сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, вопрос использования кинезитерапии в коррекционно-педаго...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»  Эйтенеер Инга Григорьевнаучитель-логопед М...

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...