Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Нугаева Светлана Сабировна

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в практике воспитателей ДОУ широко стал использоваться такой метод, как сказкотерапия. На наш взгляд сказкотерапия - это тот метод, который повышает эффективность коррекционной работы с детьми. Мы работаем в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №163» г. Саратова. Речевой статус детей в нашей группе: ОНР 1-3 уровень, осложненный неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Работа с такими детьми требует от педагогов помимо специальной подготовки ещё и творческого подхода. У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие слухового внимания и памяти, недостаточное стремление к познавательному общению со взрослым, быстрая истощаемость произвольного внимания, низкая работоспособность. Помощь ребёнку - вот основная задача, которую мы ставим перед собой, используя те или иные методики. Метод сказкотерапии характеризуется эмоциональным интересом ребенка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzoanie_elementov_skazkoterapii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в практике воспитателей ДОУ широко стал использоваться такой метод, как сказкотерапия.

На наш взгляд сказкотерапия - это тот метод, который повышает эффективность коррекционной работы с детьми.

Мы работаем в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №163» г. Саратова. Речевой статус детей в нашей группе: ОНР 1-3 уровень, осложненный неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Работа с такими детьми требует от педагогов помимо специальной подготовки ещё и творческого подхода. У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие слухового  внимания и памяти, недостаточное стремление к познавательному общению со взрослым, быстрая истощаемость произвольного внимания, низкая работоспособность. Помощь ребёнку - вот основная задача, которую мы ставим перед собой, используя те или  иные методики.

Метод    сказкотерапии характеризуется эмоциональным интересом ребенка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности.

ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА СКАЗКОТЕРАПИИ ПОЗВОЛЯЕТ РЕШАТЬ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • развивать познавательные способности детей;
  • развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольников форме;
  • усваивать социальные нормы, взаимоотношения в обществе;
  • развивать умение преодолевать трудности и страхи;
  • выявлять и поддерживать творческие способности;
  • формировать навыки консервативного выражения эмоций;
  • развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Метод сказкотерапии позволяет интегрировать коррекционные задачи в образовательные области.

Исходя из вышесказанного, мы решили использовать в своей работе элементы  сказкотерапии. Изучив соответствующую литературу, нами был разработан проект «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ».

Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение сказок, формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • создать условия для творческой активности ребенка (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держатся при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без неё, средствами мимики, выразительности движения);
  • учить ребенка внимательно слушать сказку, совместно рассказывать сказку, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства;
  • активизировать и обогащать словарь детей, работать над улучшением звукопроизношения, уметь заканчивать начатую взрослым фразу;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, двигательную и тактильную память, устанавливать причинно-следственные связи;
  • создать атмосферу, способствующую социально - эмоциональному развитию детей;
  • формировать способность к совместной деятельности, коллективным действиям (в танцах, играх);
  • совершенствовать общую и мелкую моторику.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • чтение сказок;
  • работа над сочинением продолжения сказки;
  • работа над сочинением сказки;
  • принятие роли сказочного героя на себя;
  • игры, упражнения, беседы, загадки;
  • арттерапиия;
  • куклотерапия.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, БЫЛИ СЛЕДУЮЩИЕ:

  1. Чтение сказок: «Лиса и кувшин», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заяц - хваста», «Дюймовочка», «Сказка о золотой рыбке», «Морозко», «Заюшкина избушка » и «Муха-цокотуха».
  2. Проведение дидактических игр:

-«Запомни и повтори у кого сколько»,

-«Чья сказка быстрее построится правильно»,

-«Кого из сказки я загадала?»,

-«Расскажи сказку по слогам»,

-«Угадай по губам, какого героя я зову»,

-«Сказка о геометрических формах»,

-«Узнай сказку по предмету»,

-«Дорисуй героя».

  1. Организация совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов:

-Словесно – режиссерская игра «Золотая рыбка»,

-Игра – импровизация «Любимая сказка»,

-Арттерапия «В подводном царстве»,

-Куклотерапия «Дюймовочка»,

-Психогимнастика «Путешествия жука в сказку»,

-Самостоятельная театрализованная деятельность «По страницам знакомых сказок»,

-Рисованием с применением нетрадиционной техники (кляксография «Муха – цокотуха и её гости»),

-Показ теневого театра «Заяц хвоста»,

-Кукольный театр «Морозко»,

-Пантомимические этюды на произвольное напряжение и расслабление мышц, упражнение на познавательно - эффективную ориентировку «Найди героя сказки»,

-Волшебная математика «Герой волшебных сказок в цифрах».

  1. Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей:

-Посещение кукольного театра «Теремок»,

-Вечер – развлечений «Вспоминаем сказку»,

-Оформление панно «Сказка в группе»,

-Рисование пластилином сказочных героев «Сказочные герои» на участке детского сада,

-Участие детей во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Мир сказок»,

-Участие родителей в клубе «Детство», где заинтересованные родители получали теоретические и практические знания о том, как правильно выбрать сказку для своего ребёнка, для чего необходимо читать детям сказки т.д.

Подводя итоги проделанной работы можно с уверенностью отметить, что предполагаемый результат превзошел наши ожидания.

Результатом целенаправленной работы явилась положительная динамика в развитии эмоциональной сферы воспитанников.

Этот метод помог детям справиться с такими проблемами, как застенчивость, агрессивность. Дети приобрели навыки общения, стали немного раскованней, активизировались познавательные способности детей, намного улучшилась мелкая и общая моторика, улучшилась речь детей, расширился словарный запас детей.

В ходе проекта речевые упражнения, способствующие правильному звукопроизношению, проводились с использованием сказочных героев, что способствовало правильному выполнению упражнений. На материале сказок, как выяснилось, дети лучше усваивают математические знания.

Любая деятельность с использованием сказок для ребенка интересна и увлекательна, это именно тот метод, который позволяет обучать детей, играя с ними. Стирается грань официальности между педагогами и ребенком, так как они играют, творят и созидают вместе. Поэтому с учетом современных требований к дошкольному образованию и воспитанию этот метод не только можно, но и как нам кажется, нужно использовать педагогам в своей работе с детьми.

Используемая литература:

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке/Т.В.Большова. СПб., Детство-Пресс,  2011.
  2. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваем, играя. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
  3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной  работы. Москва, ЦГЛ, 2004.
  4. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикова Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. Москва, ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре  и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.»

Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно пост...

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Согласно ФГОС познавательно-исследовательская  деятельность выделена, как  самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые  возможности  организации коррекционной...

"Использование элементов кинезиологии в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"

quot;Использование элементов кинезиологии в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"...

Использование кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

В связи с тенденцией роста числа детей со сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, вопрос использования кинезитерапии в коррекционно-педаго...