Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в практике воспитателей ДОУ широко стал использоваться такой метод, как сказкотерапия. На наш взгляд сказкотерапия - это тот метод, который повышает эффективность коррекционной работы с детьми. Мы работаем в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №163» г. Саратова. Речевой статус детей в нашей группе: ОНР 1-3 уровень, осложненный неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Работа с такими детьми требует от педагогов помимо специальной подготовки ещё и творческого подхода. У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие слухового внимания и памяти, недостаточное стремление к познавательному общению со взрослым, быстрая истощаемость произвольного внимания, низкая работоспособность. Помощь ребёнку - вот основная задача, которую мы ставим перед собой, используя те или иные методики. Метод сказкотерапии характеризуется эмоциональным интересом ребенка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzoanie_elementov_skazkoterapii.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в практике воспитателей ДОУ широко стал использоваться такой метод, как сказкотерапия.
На наш взгляд сказкотерапия - это тот метод, который повышает эффективность коррекционной работы с детьми.
Мы работаем в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №163» г. Саратова. Речевой статус детей в нашей группе: ОНР 1-3 уровень, осложненный неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Работа с такими детьми требует от педагогов помимо специальной подготовки ещё и творческого подхода. У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие слухового внимания и памяти, недостаточное стремление к познавательному общению со взрослым, быстрая истощаемость произвольного внимания, низкая работоспособность. Помощь ребёнку - вот основная задача, которую мы ставим перед собой, используя те или иные методики.
Метод сказкотерапии характеризуется эмоциональным интересом ребенка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности.
ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА СКАЗКОТЕРАПИИ ПОЗВОЛЯЕТ РЕШАТЬ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАДАЧИ:
- развивать познавательные способности детей;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольников форме;
- усваивать социальные нормы, взаимоотношения в обществе;
- развивать умение преодолевать трудности и страхи;
- выявлять и поддерживать творческие способности;
- формировать навыки консервативного выражения эмоций;
- развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Метод сказкотерапии позволяет интегрировать коррекционные задачи в образовательные области.
Исходя из вышесказанного, мы решили использовать в своей работе элементы сказкотерапии. Изучив соответствующую литературу, нами был разработан проект «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ».
Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение сказок, формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- создать условия для творческой активности ребенка (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держатся при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без неё, средствами мимики, выразительности движения);
- учить ребенка внимательно слушать сказку, совместно рассказывать сказку, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства;
- активизировать и обогащать словарь детей, работать над улучшением звукопроизношения, уметь заканчивать начатую взрослым фразу;
- развивать зрительное и слуховое внимание, двигательную и тактильную память, устанавливать причинно-следственные связи;
- создать атмосферу, способствующую социально - эмоциональному развитию детей;
- формировать способность к совместной деятельности, коллективным действиям (в танцах, играх);
- совершенствовать общую и мелкую моторику.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- чтение сказок;
- работа над сочинением продолжения сказки;
- работа над сочинением сказки;
- принятие роли сказочного героя на себя;
- игры, упражнения, беседы, загадки;
- арттерапиия;
- куклотерапия.
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, БЫЛИ СЛЕДУЮЩИЕ:
- Чтение сказок: «Лиса и кувшин», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заяц - хваста», «Дюймовочка», «Сказка о золотой рыбке», «Морозко», «Заюшкина избушка » и «Муха-цокотуха».
- Проведение дидактических игр:
-«Запомни и повтори у кого сколько»,
-«Чья сказка быстрее построится правильно»,
-«Кого из сказки я загадала?»,
-«Расскажи сказку по слогам»,
-«Угадай по губам, какого героя я зову»,
-«Сказка о геометрических формах»,
-«Узнай сказку по предмету»,
-«Дорисуй героя».
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов:
-Словесно – режиссерская игра «Золотая рыбка»,
-Игра – импровизация «Любимая сказка»,
-Арттерапия «В подводном царстве»,
-Куклотерапия «Дюймовочка»,
-Психогимнастика «Путешествия жука в сказку»,
-Самостоятельная театрализованная деятельность «По страницам знакомых сказок»,
-Рисованием с применением нетрадиционной техники (кляксография «Муха – цокотуха и её гости»),
-Показ теневого театра «Заяц хвоста»,
-Кукольный театр «Морозко»,
-Пантомимические этюды на произвольное напряжение и расслабление мышц, упражнение на познавательно - эффективную ориентировку «Найди героя сказки»,
-Волшебная математика «Герой волшебных сказок в цифрах».
- Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей:
-Посещение кукольного театра «Теремок»,
-Вечер – развлечений «Вспоминаем сказку»,
-Оформление панно «Сказка в группе»,
-Рисование пластилином сказочных героев «Сказочные герои» на участке детского сада,
-Участие детей во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Мир сказок»,
-Участие родителей в клубе «Детство», где заинтересованные родители получали теоретические и практические знания о том, как правильно выбрать сказку для своего ребёнка, для чего необходимо читать детям сказки т.д.
Подводя итоги проделанной работы можно с уверенностью отметить, что предполагаемый результат превзошел наши ожидания.
Результатом целенаправленной работы явилась положительная динамика в развитии эмоциональной сферы воспитанников.
Этот метод помог детям справиться с такими проблемами, как застенчивость, агрессивность. Дети приобрели навыки общения, стали немного раскованней, активизировались познавательные способности детей, намного улучшилась мелкая и общая моторика, улучшилась речь детей, расширился словарный запас детей.
В ходе проекта речевые упражнения, способствующие правильному звукопроизношению, проводились с использованием сказочных героев, что способствовало правильному выполнению упражнений. На материале сказок, как выяснилось, дети лучше усваивают математические знания.
Любая деятельность с использованием сказок для ребенка интересна и увлекательна, это именно тот метод, который позволяет обучать детей, играя с ними. Стирается грань официальности между педагогами и ребенком, так как они играют, творят и созидают вместе. Поэтому с учетом современных требований к дошкольному образованию и воспитанию этот метод не только можно, но и как нам кажется, нужно использовать педагогам в своей работе с детьми.
Используемая литература:
- Большова Т.В. Учимся по сказке/Т.В.Большова. СПб., Детство-Пресс, 2011.
- Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваем, играя. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
- Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Москва, ЦГЛ, 2004.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикова Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. Москва, ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Консультация для родителей...
«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.»
Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно пост...
Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)
Согласно ФГОС познавательно-исследовательская деятельность выделена, как самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые возможности организации коррекционной...
"Использование элементов кинезиологии в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"
quot;Использование элементов кинезиологии в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"...
Использование кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
В связи с тенденцией роста числа детей со сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, вопрос использования кинезитерапии в коррекционно-педаго...