«Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
статья по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Елена Вячеславовна

     Одним из видов инноваций в педагогической деятельности являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazki.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

                      ГПО по организации логопедической  работы  в г. Мичуринске

            «Логосказки в коррекционной работе с детьми,  

                       имеющими общее недоразвитие речи».

                                                Доклад

                           

                         Подготовил: Кузнецова Е. В.

             учитель-логопед

                                                                 МБДОУ «Детский сад

                                                                  комбинированного вида №11 «Олененок»

                                                       г. Мичуринск, 2022

                                                         

Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

  У детей в дошкольном возрасте овладение родным языком является важным приобретением. К сожалению, в наше время количество детей, которые не могут самостоятельно овладеть речью постоянное увеличивается. Все чаще встречаться дети с общим недоразвитием речи, которое, во-первых, отрицательно влияет на становление всей речевой деятельности, во-вторых, обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Одно из главных условий всестороннего полноценного психического развития ребенка является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей среды, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем лучше его социализация и коммуникация. 

Недостаточный уровень владения связной речью зачастую представляется родителям детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР), второстепенной проблемой. Улучшение звукопроизношения и подвижки в овладении ребенком лексико-грамматическим строем языка, достигнутые благодаря работе логопеда, воспринимаются как сигнал для завершения коррекционной работы. Однако связной речи являются, одним из важнейших признаков наличия у ребенка общего недоразвития речи и также требуют коррекции, особенно в старшем дошкольном возрасте. В противном случае ребенку не удастся успешно подготовиться к поступлению в первый класс и усвоить программу общеобразовательной школы. Логопед должен приложить много усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно Л.Н. Ефименкова отмечает, что особенно связная речь как особая сложная форма коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи «самостоятельно не формируется», и старшим дошкольникам с ОНР требуется систематическая коррекционная помощь со стороны логопеда.

   Поэтому перед логопедами стоит задача подобрать такие формы и методы обучения детей с речевыми нарушениями, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность детей, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу, чтобы дети, отдыхая, учились и развивались.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники.

Одним из видов инноваций в педагогической деятельности являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми

    Взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. Джова́нни Франче́ско Рода́ри отмечал: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность 
новыми путями, могут помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Именно особенностями детской психики определяется выбор логосказки (логопедической сказки) как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи детей.

   

   Логосказка - это театрализованное представление, в котором знакомые детям персонажи сказок вовлекают маленьких артистов в действие спектакля, стимулируя их произносить звуки, слоги, слова. При помощи игровых действий дети легко вступают в общение со взрослыми и детьми, учатся испытывать различные эмоции: сочувствие, радость, переживание за героев сказки, соотносить движения со словами, различать и передавать интонационную выразительность речи. Логопедическая сказка является наиболее эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает кругозор представлений детей, делает обучение более доступным и интересным, способствует более глубокому и качественному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

Игра тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности дошкольников, в игровой деятельности ребенок способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам, тогда как вне игры это представляет для дошкольника сложную задачу.

Сама идея использования логосказок на занятиях логопеда даёт широкий спектр для совместного творчества взрослых и детей. Дети не просто слушают сказку – они становятся участниками действия, проявляя интерес и познавательную активность.

Учитывая быструю утомляемость, неустойчивость внимания детей с ОНР, необходимо в течение занятия использовать разнообразные виды наглядности. К сказкам разработаны и изготовлены разнообразные дидактические, наглядные пособия, предназначенные для развития речевой активности, речевого дыхания, артикуляционной моторики, грамматического строя речи, автоматизации звуков. Яркие и доступные материалы создают у детей эмоционально положительный настрой к предлагаемой деятельности и в значительной мере способствуют коррекции речевых нарушений.

Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.

Используя логосказки, учитель-логопед решает коррекционные задачи:
- создает благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

– развивает психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществляет сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом, создает атмосферу взаимопонимания.

- развивает все стороны речевой функциональной системы в интересной и занимательной форме для ребенка.

Существуют разные виды логопедических сказок:

- артикуляционные

- пальчиковые

- фонетические

- лексико-грамматические

- сказки, способствующие формированию связной речи

- сказки по обучению грамоте

Остановимся на тех сказках, которые чаще всего логопеды  применяют в своей работе.

  1. Артикуляционные сказки:

В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

Пальчиковые сказки. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы.

Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

  1. Фонетические сказки:

У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).

  1. Пальчиковые сказки

Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.
Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

  1. Сказки по обучению грамоте
    Логосказки:
    - знакомят детей с гласными и согласными звуками,
    - формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
    - развивают слуховое внимание;
    - развивают фонематический слух;
    - знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
    - формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
    Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

  1. Лексико-грамматические сказки
    Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

  1.  Сказки, способствующие формированию связной речи


Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
- Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

- Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

- Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.

- Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.

- Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку.
-Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.

-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.

   Таким образом, применения логопедических сказок позволяет добиться правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения и развития речи.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Для успешной и плодотворной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать логопедическая сказка....