Главные вкладки

    Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
    статья ( группа) по теме

    Троицкая Татьяна Николаевна

    Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл relaksatsionnaya_gimnastika.docx27.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование релаксирующей гимнастики и упражнений  в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями

    Троицкая Т.Н.,

    Воспитатель ГБДОУ д/с №126 г. Санкт-Петербурга

       В специальной литературе[1], [2] отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития. В связи с этим авторы[2], [4] подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами. Эта работа может проводиться параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а также может быть непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействий на детей, страдающих речевыми нарушениями. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение, что необходимо для исправления речи у дошкольников. Релаксационные упражнения на занятиях по ритмике используются во всех структурных компонентах. Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звуков надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, другие, наоборот, с расслаблением. Ребенку желательно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

    Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

    В работе с детьми мы используем систему упражнений мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук после того, как по предложению педагога они с силой сжимают кулачки или представляют, что поднимают, держат тяжелую штангу. Затем педагог просит разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние.

    Так же он выделил следующие  этапы обучения дошкольников расслабляться.

    На первом этапе обучающемуся предлагается: (1) лечь на спину, согнуть руки в локтевых суставах и резко напрячь мышцы рук; обратить внимание на возникающее ощущение мышечного напряжения; (2) расслабить мышцы и дать рукам свободно упасть; обратить внимание на возникающее мышечное расслабление и так повторить напряжение и расслабление мышц несколько раз; (3) сокращать бицепсы, напрягая их сначала сильно, потом все более и более слабо; осознавать слабые мышечные сокращения и оставаться в состоянии полной неподвижности с расслабленными мышцами-сгибателями 15 мин; научиться достигать исчезновения самых легких степеней напряжения бицепсов; после этого назначают упражнения, направленные на обучение расслаблению остальных поперечно-полосатых мышц-сгибателей и разгибателей туловища, шеи, плечевого пояса и др., в последнюю очередь - мышц лица и глаз (отводят глаза в сторону и вызывают ощущение напряженности мышц), мышц гортани и языка, участвующих в акте речи.
    Второй этап обучения - «дифференцированная релаксация». Человек обучается сидя расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении, далее после специальных упражнений - расслаблять мышцы при письме и чтении, не участвующие в этих актах.
    На третьем этапе обучения предлагается в повседневной жизни замечать, напряжение каких мышц возникает у него при аффективных состояниях, от которых он желал бы избавиться (страх, тревога, смущение); уменьшить, а затем и предупредить сопровождающие их локальные мышечные напряжения и таким образом избавиться от этих нежелательных эмоций.
    Сеансы обучения (обычно коллективные) проводятся инструктором 1 - 3 раза в неделю. Кроме того, самостоятельные сеансы проводят 1 - 2 раза в день по 30 - 60 мин каждый. Курс обучения занимает от нескольких месяцев до года в зависимости от скорости усвоения новых навыков.

    Первоначально навыки релаксации следует формировать в двигательной сфере. Например, детям можно предложить игру «Тряпичные куклы и оловянные солдатики». По команде взрослого: «Тряпичные куклы» — дошкольники поднимают руки над головой, дают им медленно упасть, опускают голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде взрослого: «Оловянные солдатики» — дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Необходимо обратить внимание ребенка на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия. Опыт показывает, что эти упражнения эффективны и понятны детям.

    Список литературы:

    1. Частные методики адаптивной физической культуры. Под ред. Л.В.Шапковой. – М, 2003.
    2. Физическая реабилитация. Под ред. С.Н. Попова. - М.: Высшее образование, 2005.
    3.  Статья «Релаксационные упражнения для детей» Татьяна Аргамакова.
    4. Статья «Комплексная релаксационная гимнастика» Фролова Н.Д. 2008 / 2009 учебный год

    Перспективный план релаксирующих игр и упражнений  по лексическим темам

    Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

    Месяц

    Неделя

    Лексическая тема

    Звук –

    буква

    Релаксационная гимнастика

    Сентябрь

    Обследование детей

    «Глубокое дыхание», «Замедленное движение»

    «Рот на замочке»

    «Злюка успокоилась»

    Октябрь

    I

    Музыка. Музыкальные инструменты.

    А

    «Бубенчик», «Дудочка»

    II

    Осень. Признаки осени.

    О

    «Дождик»

    III

    Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах.

    У

    «Кулачки»

    IV

    Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах.

    И

    «Лимон»

    V

    Перелётные птицы.

    Э и Ы

    «Полет высоко в небе», «Кукушка», «Птички»,

    Ноябрь

    I

    Лес. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы.

    Б - Б’

    «Дерево»

    II

    Посуда: классификация, материалы, из которых она изго-товлена.

    П – П’

    «Лентяи»

    III

    Одежда, обувь, головные уборы и материалы, из которых они сделаны.

    Б – П

    Б’- П’

    «Вязаные шапочки»

    IV

    Дикие животные и их детёныши..

    Т –Т’

    «Шишки»

    Декабрь

    I

    Зима. Признаки зимы.

    Д – Д’

    «Снежная баба»

    «Сосулька»

    II

    Домашние животные и их детёныши.

    Т – Д

    Т’ – Д’

    «Спящий котёнок»

    III

    Животные Севера.

    В –В’

    «Олени», «Холодно – жарко»

    IV

    Новогодние праздники. Зимние забавы.

    Ф-Ф’

    «Горка», «Подарок под елкой»

    Январь

    III

    Рождество. Русские народные праздники.

    В – Ф

    В’-Ф’

    «Улыбнись»

    IV

    Санкт-Петербург. Музеи. Искусство.

    К – К’

    «Лебедь в Летнем саду»

    V

    Транспорт. Виды транспорта.

    Г – Г’

    «Палуба», «Корабль и ветер»

    Февраль

    I

    Профессии на транспорте.

    К – Г

    К’ – Г’

    «Вибрация»

    II

    Правила дорожного движения.

    Й

    «Левое и правое»

    III

    Российская Армия. Защитники Отечества.

    Е - Ё

    «Штанга»

    IV

    Стройка. Профессии на стройке. Инструменты.

    Ю

    «Отдых»

    Март

    I

    Мамин праздник. Семья.

    Я

    «Любопытная Варвара»

    II

    Весна. Признаки весны.

    С –С’

    «Ласковое солнышко», «Солнышко и тучка»

    III

    Ателье. Профессии в ателье. Инструменты.

    З – З’

    «Тансующие руки»

    IV

    Дом. Мебель.

    С – З

    С’–З’

    «Скручивание»

    Апрель

    I

    Электроприборы.

    Ш

    «Пылесос»

    II

    Космос.

    Ж

    «Желание»

    III

    Труд людей весной.

    Ш -Ж

    «Весенний дождик»

    IV

    Насекомые.

    Щ

    «Порхание бабочки», «Муравей»

    Май

    I

    Животные жарких стран.

    Ч

    "Слон"

    II

    Откуда хлеб пришёл.

    Ц

    «Колобок отдыхает»

    III

    Море. Морские обитатели.

    Л – Л’

    «Рыбки», «Водопад»

    IV

    Школа. Школьные принадлежности.

    Р – Р’

    «Пара»

    V

    Лето. Признаки лета.

    Ъ и Ь

    «Загораем», «Цветок», «Летний денек»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

    Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

    Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

    Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

    ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

    В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

    Использование словесных игр и игр-превращений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

    Текст любой игры можно использовать для развития у ребёнка чувства ритма. Главное условие – это ритмичное, чёткое произношение текста педагогом. Народные тексты, которые лежат в основе большинст...

    Использование сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

    Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет боль...

    Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

    Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...

    «Использование бизиборда в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»

    В данной статье рассматривается возможность применения бизибордов учителем-логопедом ДОУ в процессе коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Данный материал может быть и...