Использование сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме. Сказкотерапия - это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В настоящее время педагоги в своей работе активно используют сказкотерапию. Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги. Следовательно сказка- эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат ,необходимо использовать сказки в полной мере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_skazki.odt22.8 КБ

Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ  С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Дошкольный возраст-это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребенка. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, формируется мышление.

Развитие речи у детей происходит во всех видах деятельности: в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий формируется мышление у детей, создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности, происходит усвоение слов, обозначающих свойство и качество предметов, усваиваются последовательность событий. Весь приобретенный социальный материал и эмоциональный опыт закрепляется в обобщающем слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

«Сказка» - это один из основных жанров устного народно — поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [2].

 «Сказкотерапия — это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность». В настоящее время педагоги в своей работе активно используют сказкотерапию [1].

Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжеты творчества, мы учимся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Мы формируем определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах. Образы героев приглашают нас принять участие в процессе самопознания.

Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки, сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Таким образом, работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие. У детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Игры и упражнения таких занятий,направленные на высокую двигательную активность,чередованиесостояний активности и пассивностиповышают гибкость и подвижность нервных процессов,развивают моторику и координацию движений,снимают физическое и психическое напряжение,увеличивают работоспособность детей.

Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление,освобождают от стереотипов и шаблонов,дают простор творчеству.

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность,психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас,помогают верно строить диалоги. Эффективной формой работы является:

1.Слушание сказки детьми в записи(магнитофон).

Народные сказки дают образцы ритмической речи,знакомят с красочностью и образностью языка. Малыши легче и быстрее запоминают такие образы, как петушок- золотой гребешок, мышка- норушка, лягушка – квакушка и т.д. Повторение песенок действующих лиц сказок,имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей и они начинают использовать их в играх.

2. Просмотр иллюстраций к сказке,мультфильма,диафильма.

Формирует у дошкольника способностьсловесно передавать содержание не только простых,но и более сложных композиций;научит детей более осмысленному восприятию изображений различных движений, чтобы сформировать у них способность замечать отличительные признаки различных животных.

3. Имитация детьми движений и звукоподражаний животным – героям сказки.

Игры с игрушками – животными; заучивание потешек,стихов о животных. У младших детей возникает интерес к игрушкам – животным, способность развёртывать с ними, хотя и не сложные по содержанию,но эмоциональные игры с имитацией движений и звукоподражания.

4. Показ настольного театра педагогом.

Восприятие детьми развивающего сюжета,запоминание последовательности событий.

5. Показ настольного театра педагогом вместе с детьми.

Возникновение у детей эмоционального и словесного общения в ходе совместной деятельности рука ребенка-рука педагога.

6. Показ настольного театра детьми.

 Ребенок должен видеть не только предмет, но и действовать с ним.

7. пересказ сказки детьми по вопросам педагога с опорой на иллюстрации.

Воспроизведение сюжета сказки детьми по вопросам после предварительного пересказа педагогом с показом иллюстраций. Формирует умение действовать по плану,удерживать в памяти сюжет сказки.

Следовательно сказка- эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат ,необходимо использовать сказки в полной мере.

Список использованной литературы:

1.Васькова О.Ф. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб «Детство-Пресс» 2011.

2.Сборник русских народных песен,сказок ,пословиц,загадок «Живая вода» - М. « Детская литература» 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....

Педагогические возможности сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных...

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...

«Использование бизиборда в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»

В данной статье рассматривается возможность применения бизибордов учителем-логопедом ДОУ в процессе коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Данный материал может быть и...

Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личност...