«Использование бизиборда в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Захарова Екатерина Георгиевна

В данной статье рассматривается возможность применения бизибордов учителем-логопедом ДОУ в процессе коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Данный материал может быть использован в работе логопедов, дефектологов, воспитателей с детьми с ОНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nsportal.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование бизиборда в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А. Сухомлинский

В современной системе логопедической работы особое внимание уделяется детям с общим недоразвитием речи в связи с постоянным увеличением их количества в дошкольных учреждениях. У дошкольников с ОНР недостаточно развит сенсорный опыт, познавательные процессы, мелкая моторика, снижен интерес к занятиям.

Традиционные методы коррекционной работы с дошкольниками с ОНР не способствуют развитию у них самостоятельности и стремления к собственной поисковой деятельности, теряется интерес к речевой деятельности. Таким детям нужны современные инновационные методы, формы и приёмы логопедической работы, где будут задействованы различные каналы восприятия. Важно, чтобы окружающий мир ребенка с ОНР был обогащен развивающей предметно-пространственной средой, направленной на его сенсомоторное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Применение логопедических бизибордов в коррекционной работе с детьми с ОНР позволяет:

  • эффективно решать образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи;
  • разнообразить виды деятельности на логопедических занятиях;
  • стимулировать работоспособность, поддерживать интерес и внимание дошкольников в течение всего занятия.

Во время игры с многофункциональным пособием детям с ОНР легче усвоить новые знания, закрепить полученные, так как обучение происходит в непроизвольной для них форме, задействуются различные анализаторы (кожно-кинестетический, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются ВПФ (внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление).

Название «бизиборд» происходит от двух английских слов - «занятой» и «доска». Это развивающая доска со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Кроме этого, доску могут дополнить игрушки или предметы разной формы, цвета и фактуры; то, что можно трогать, жать, переключать. Все это должно быть надежно закреплено на полотне доски, чтобы игра стала безопасной. Мария Монтессори стала одной из первых, кто подал идею обучать детей через знакомство с предметами. Прототип современного бизиборда был изготовлен ею самой в 1907 году. Она решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители их не подпускали. Согласно ее педагогическому подходу ребенок самостоятельно исследует окружающий мир, а знания приобретает за счет любопытства.

Использование бизибордов в качестве развивающего материала на логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР, позволяя:

  1. Дать ребенку возможность познавать мир через тактильное восприятие.
  2. Развивать мелкую моторику и координацию движений. Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели.
  3. Развивать логику и понимание причинно-следственных связей.
  4. Развивать когнитивные функции.
  5. Развивать фонематический слух.
  6. Развивать умение дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки.
  7. Развивать умение определять позицию звука в слове, совершенствовать слоговой анализ слов, закреплять навыки правильного звукопроизношения.
  8. Помогает развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
  9. Способствует развитию речевого творчества.
  10. Помогает в формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Логопедические бизиборды, использующиеся в коррекционной работе с детьми с ОНР, были подобраны или изготовлены мною в соответствии с адаптированной основной образовательной программой Детского сада №30, а также методическими разработками Наталии Валентиновны Нищевой. Созданная система работы реализуется при изучении различных лексических тем в течение всего учебного года, согласно комплексно-тематическому планированию воспитательно-образовательного процесса в старшей и подготовительной группах ОНР. За счёт универсальности логопедических бизибордов, они используются мною: для выработки у детей с ОНР воздушной струи и развития фонематического восприятия; на этапе автоматизации звуков и при обучении составлению описательных рассказов, при пересказе сказок, для обогащения и активизации словарного запаса по различным темам.

Бизиборды «Моя ферма» и «Транспорт» я активно использую для отработки сонорных звуков [р] и [л], а также звуков [с] и [ш]. Дети учатся строить предложения по лексическим темам «Домашние животные», «Домашние птицы», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт». Формируются и затем закрепляются навыки согласования имен существительных с числительными.

Бизиборд «Малахитовая шкатулка» применяю преимущественно для формирования правильной воздушной струи, развития речевого дыхания детей с ОНР. Также его можно использовать при изучении темы «Предметы ухода за телом», при закреплении право- и левосторонней ориентации в пространстве, для формирования понятий времени.

Бизиборд «Малыши и их мамы» направлен на формирование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с прилагательными и числительными; отрабатывается употребление предлогов С, НА, а также навыков мелкой моторики.

При работе с бизибордом «Домик с секретами» происходит закрепление навыков употребления винительного, родительного, предложного падежей в речи детей с ОНР, конструкций с предлогом В, развитие фонематического восприятия.

Бизиборд «Сказка про Репку» предоставляет широкие возможности для отработки лексических тем «Овощи» и «Фрукты», для развития навыков связной речи. С таким бизибордом дети будто попадают в сказку, где герои отныне живут по их правилам. Всем действующим лицам можно придумывать новые роли и каждый день обыгрывать развитие событий с новыми сюжетами. Бизиборд с красочным сюжетом русской народной сказки «Репка» приковывает внимание детей, а игра с ним одновременно развивает мелкую моторику, речь и воображение.

Мониторинг уровня сформированности показателей речевой деятельности по методике Нищевой позволил сделать вывод о положительной динамике состояния звукопроизношения, словарного запаса, грамматики и связной речи у дошкольников с ОНР после применения в работе логопедических бизибордов. Динамика показателей индивидуального речевого развития дошкольников с ОНР наглядно свидетельствует о положительном эффекте от применения логопедических бизибордов в коррекционной работе с ними.

Полученные результаты и практические достижения профессиональной педагогической деятельности транслируются мною в рамках выступлений на заседаниях методического объединения, педагогических советах, а также при проведении родительских собраний. Опыт моей практической деятельности доступен на сайте Детского сада №30. Результаты могут быть использованы в работе логопедов, дефектологов, воспитателей с детьми с ОНР.

В дальнейшем планируется подготовить методические рекомендации по использованию бизибордов в работе специалистов и воспитателей детского сада, а также памятку для родителей, как можно играть и заниматься с бизибордами в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....

Использование сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет боль...

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...

Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личност...

Использование словесных игр игр-превращений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Текст любой игры можно использовать для развития у ребёнка чувства ритма. Главное условие – это ритмичное, чёткое произношение текста педагогом. Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр...