Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая группа)

Лапшина Светлана Николаевна

Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности, для успешного обучения ребенка в школе и для дальнейшей жизни ребёнка. Но развитие связной речи невозможно без формирования словаря и грамматического строя.  Поэтому одной из актуальных проблем в логопедической работе с детьми с ОНР является формирование лексико-грамматического строя речи.Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности, для успешного обучения ребенка в школе и для дальнейшей жизни ребёнка. Но развитие связной речи невозможно без формирования словаря и грамматического строя.  Поэтому одной из актуальных проблем в логопедической работе с детьми с ОНР является формирование лексико-грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе

с детьми с общим недоразвитием речи.

Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности, для успешного обучения ребенка в школе и для дальнейшей жизни ребёнка. Но развитие связной речи невозможно без формирования словаря и грамматического строя.  Поэтому одной из актуальных проблем в логопедической работе с детьми с ОНР является формирование лексико-грамматического строя речи.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, что новый материал усваивается детьми легче всего в процессе игры, и рекомендовал педагогам стараться делать занятия более занимательными. Но в то же время занимательность не должна стирать грани между игрой и обучением.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного возраста и является основной деятельностью ребенка – дошкольника. Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них особенности поведения в игре. Поэтому  одной из основных задач, стоящих перед логопедом в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР, является широкое использование игр, при этом следует помнить об их значении в целом как средстве физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Наиболее распространенными игровыми методами, используемыми в коррекционной работе, являются:

  • Дидактическая игра;
  • Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Игровые методы, используемые в логопедической практике, позволяют решить сразу несколько задач:

  • Пробуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения или грамматического строя речи.
  • Плавно  регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучать их подчиняться правилам игры.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
  • Повышать познавательную активность и работоспособность.
  • Увеличивать  объем коррекционного воздействия, включать игровые упражнения в различные режимные моменты.
  • Расширять и обогащать  диапазон  игровых умений и навыков.

Игровая деятельность, используемая в ходе коррекционной работы, выполняет ряд важных функций в развитии личности ребенка.

  • Развивающая функция игры является главной. Она способствует повышению интеллекта, чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
  • Компенсаторная функция игры основана на том, что игра это альтернатива действительности, когда игровое пространство становится новой реальностью  и используется для коррекции состояния и поведения ребенка.
  • Обучающая функция игры: игра расширяет практический опыт ребенка, закрепляет его знания об окружающем мире, активизирует мышление, повышает интерес к познавательной деятельности.

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Для повышения активности детей на занятиях используются различные игровые приемы, например:

  • Создание игровой ситуации.
  • Загадывание и отгадывание загадок;
  • Внезапное появление объектов, игрушек;
  • Выполнение педагогом различных игровых действий;
  • Введение элементов соревнования;
  • Инсценировки: коротких рассказов, стихотворений; бытовых сценок; элементы драматизации;

Оптимальной формой использования игры в процессе логопедических занятий являются игровые обучающие ситуации, которые тесно связаны с ходом самого занятия. Благодаря игровой обучающей ситуации решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Игровые обучающие ситуации подразделяются на три типа, использование которых обладает различными дидактическими возможностями:

  • игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами формируют у детей реалистические представления о животном и растительном мире;
  • игровые обучающие ситуации с литературными персонажами способствуют активизации умственной деятельности у детей;
  • игровые обучающие ситуации – путешествия развивают воображение детей.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

  • Основные компоненты - дидактические и игровые задачи, игровые действия, правила.
  • Дополнительные компоненты - сюжет, роль.

Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания и выступает непременным условием решения игровой и дидактической задач. Структура дидактических игр позволяет усложнять игровые правила и действия по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Дидактическая игра включает различные игровые моменты: загадки, движения, элементы ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шутки, воображаемые ситуации, интересные сюжеты, роли, использование различных персонажей. Различные структурные элементы игры служат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая оказывает влияние на содержание их игр в дальнейшем.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Одной из разновидностей словесных дидактических игр являются речевые игры. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Таким образом, ребенок использует ранее приобретенные знания в новых связях и обстоятельствах.

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • психологически подготавливать детей к речевому общению;
  • обеспечивать многократное повторение речевого материала;
  • тренировать детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь определенных навыков развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; запоминания речевого материала.

В последнее время в работе логопедов часто используются коррекционно-развивающие игры. Так как речь формируется не изолированно, а в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта, то коррекционно-развивающие игры представляют собой варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. Коррекционно-развивающие игры носят сугубо вербальный характер, при этом их речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком.

Коррекционно-развивающие игры имеют большое значение в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

                        

Один из важных принципов в использовании коррекционно-развивающих игр имитационный: ребенок сначала слышит (и видит) модель и повторяет речевые стереотипы, а потом повторяет их «к месту». Коррекционно-развивающие игры являются одним из наиболее эффективных видов психоречевой гимнастики.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

Игровое обучение, по сравнению с традиционным, повышает эффективность формирования словаря и  развития грамматического строя речи, способствует более быстрой автоматизации звуков в результате проговаривания и запоминания большого количества речевого материала. Дети практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания. Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе повышает у детей интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказок и сказочных сюжетов в работе с детьми с Общим недоразвитием речи ,

Материал сказок дает возможность детям-логопатам  усвоить сложный материал в доступной,яркой ,занимательной форме,помогает им раскрыться как творческой личности ,раскрепоститься,снять напряжение!...

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Выступление на педсовете: Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

laquo;Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьмис общим недоразвитие речи» Актуальность.Инновационные процессы на современном этапе развития обще...

Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

В данной статье рассказывается о использовании дыхательной гимнастики в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда...

"Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи"

Представленный опыт работы формировался на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №55 «Веснушка» г. Южно-Сахалинска в течение трех лет с детьми, имеющими общее недоразвитие реч...

Консультация для педагогов на тему «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...