Главные вкладки

    Методическая разработка с презентацией: "Путешествие на планету буквы и звука Ж"
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Вотинцева Ирина Аркадьевна

    В методической разработке дан конспек проведения логопедического занятия " Путешествие на планету буквы и звука Ж", проводимого в старшей логопедической группе и презентация для сопровождения занятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_na_planetu_bukvy_i_zvuka_zh.docx23.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с ТНР «Путешествие на планету буквы Ж»

    Логопед: Вотинцева Ирина Аркадьевна ГБДОУ д\с №52

    Цели: Коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей старшей группы.

    Задачи:

    Автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях;

    Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.

    Продолжать развивать грамматический строй речи: закреплять умение образовывать имена существительные при помощи уменьшительно- ласкательных и увеличительных суффиксов; закреплять умение образовывать относительные прилагательные; умение правильно согласовывать все части речи в предложении в роде, числе, падеже.

    Продолжать развивать связную монологическую и диалогическую речь дошкольников;

    Развитие логического мышления, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, ручной и общей моторики, координации речи с движением.

    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Оборудование: буквы, компьютер, презентация, звуковые схемы, цветные карандаши.

    Деятельность

     учителя - логопеда

    Деятельность детей

    Оборудование

    1. Организационный момент

    -Здравствуйте ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся.

    Садитесь.

    -Ребята, вы слышите, к нам кто - то прилетел

    -Ну, что ребята, поможем?

    Я думаю, что мы справимся со всеми заданиями.

    2.Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

    -Сначала вы должны догадаться жителей какой планеты мы будем выполнять задания.

    Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается.

    На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

    - Какой звук повторялся?

    - Правильно, Ж.

    -Сегодня вы будете выполнять задания жителей планеты буквы и звука ж.

    3.  Характеристика звука [ж]

    -Давайте произнесем звук Ж.

    - Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

    - Какой он?

    - Как вы определили, что он согласный, звонкий?

    - Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники».

     «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

    4. Образование относительных и качественных прилагательных.

    - Вот и первое задание. Сможете ли вы назвать какие это игрушечные ёжики?

    -Этот ёж сделан из резины. Значит он какой?

    -Этот ёжик сшит из меха. Значит он какой?

    -Этот ёжик сделан из стекла. Значит он какой?

    - Этот ёжик сделан из дерева. Значит он какой?

    -А если потрогать ёжика, то он какой?

    -Молодцы, вы справились с заданием. Вот и первая часть карты

    - Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

    - Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

    (Вместе с детьми произносим стихотворение)

    Платья звукам надеваем,

    звуки в буквы превращаем.

    - Вот и буква Ж.

    На что похожа буква?

     
    Эта буква широка и похожа на жука. 
    И при этом точно жук издаёт жужжащий звук: 
    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак) 

    5. Упражнение на развитие внимания.

    - Подойдите, к рассыпанным буквам и выберите только буквы Ж.

    -Молодцы, вы правильно выбрали буквы.

    Садитесь на места.

    6.Закрепление образа буквы ж, автоматизация в слогах.

    - Знакомьтесь, это пчёлка Жужу. Она предлагает пожужжать вместе с ней

    ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой слоги

    ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЭ,ЫЖ

    -Назовите кто изображён на картинках

    -Жужу приготовила для Вас игру

     «Доскажи словечко»:

    Жу-жу-жу – молока дадим…

    Жа-жа-жа – сидят на ветке два…

    Же-же-же – живем на третьем…

    Жи-жи-жи – в море плавают …

    -Молодцы! Вы справились с заданием. Вот и вторая часть карты.

    7. Речь с движением.

    -Ёжик предлагает сделать зарядку.

    Еж готовится к рекордам.

    Будем заниматься спортом;

    Ежик лапки напрягает.

    Штангу кверху поднимает. Держит 1, 2, 3, 4, 5,

    Можно штангу опускать.

    Ежик низко приседает,

    И по камушкам шагает, возвращается обратно.

    Отдыхать ему приятно.

    -Мы хорошо размялись, можно продолжать выполнять задания дальше.

    8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ищ(е).

    -Посмотрите. Перед вами большущие и маленькие жители, как Вы думаете, как называются большущие жители?

    - Правильно. А маленькие?

    - Правильно, великаны и гномики. У великанов вещи большущие, а у гномиков маленькие. Вот, например, у человека –комар, у гнома – комарик, а у великана – комарище. Но у них всё перепуталось, давайте поможем им все разобрать:

    -У человека сапог

    -У человека нога

    - У человека снег

    9. Количественный слоговой анализ слов 

    -Определите сколько частей в словах: снег, сапог, сапожище.

    - И с этим заданием вы справились. У нас уже три части карты.

    10. Закрепление навыков звукового анализа слов.

    - Ребята, это настоящий пират. Он оставил для вас конверт с заданием.

    (читает задание)

    Чтобы получить недостающую часть карты вы должны правильно составить звуковые схемы слов.

    Подпись Пират.

    -Вы должны разобрать слова: жаба, жуки.

    -Молодцы, вы справились и с этим заданием. Карта восстановлена.

     

    -Робот Женя улетел, но когда- ни будь он к нам вернется.

    -Вспомните какие задания вы сегодня выполняли.

    - Ребята, смотрите робот Женя приготовил для вас подарки.

    (дарит подарки)

    -Вы сегодня хорошо потрудились, выполнили такие сложные задания. Настало время прощаться с нашими гостями.

    Возвращайтесь в группу.

    Дети заходят в зал,

    здороваются.

    Дети садятся на подушки перед экраном.

    Дети слышат звук

    Дети смотрят видео

    -Да

    - Звук [ж].

    Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

    - Согласный, звонкий, твердый.

    -Когда мы его произносим, струя воздуха встречает преграду, значит это согласный звук.

    -Если ёжик сделан из резины, то он - резиновый.

    - Если ёжик сделан из меха, то он - меховой.

    - Если ёжик сделан из стекла, то он - стеклянный

    - Если ёжик сделан из дерева, то он - деревянный

    - Если ёжика потрогать, то он - колючий

    - Нет, мы видим и пишем буквы

    Дети произносят стихотворение

    Дети «жужжат»

    Дети ищут буквы Ж, среди заранее разложенных логопедом букв (Ж, К, Х),

    Садятся на места.

    ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЭ, ЫЖ

    -Жук, жёлуди, журавль, жук, жаба, Жар- птица

    -ежу

    -чижа

    - этаже

    - моржи

    (руки на поясе)

    (руки вытянуть перед собой)

    (поднять вверх руки с напряжением)

    (опускаем руки)

    (приседаем)

    (шагаем)

    (выдох, взмахи руками)

    -Великаны

    -Гномики

    -у гнома сапожок, у великана сапожище

    - ножка, ножища

    - снежок, снежище

    Дети определяют

    Дети выполняют разбор слов (жаба, жуки)

    Дети перечисляют задания.

    Прощаются.

    Уходят

    Слайд «детский сад»

    Звук летящего аппарата

    Слайд «летающая тарелка»

    Видео «Робот Женя просит детей о помощи»

    Звук+ Слайд «семья ежей»

    Слайд «Характеристика звука [ж]»

    Слайд «ежики»

    Слайд «Резиновый ежик»

    Слайд «Меховой ежик»

    Слайд «Стеклянный ежик»

    Слайд «Деревянный ежик»

    Слайд «Ёжик»

    Слайд « 1 часть карты»

    Слайд «Буква Ж»

    Слайд «Буква Ж- жук»

    Звук   + Слайд «Пчелка Жужу»

    Слайды со слогами

    Слайды с картинками названия которых начинаются на звук [ж]

    Слайд «2 часть карты»

    Слайд «Ежик -спортсмен»

    Слайд «Великан и гном»

    Слайд» вещи перепутались»

    Слайды

    Слайд «3 часть карты»

    Слайд «Пират»

    Слайд «Конверт»

    Слайд «Текст письма»

    Слайды с картинкой и звуковым разбором слов.

    Слайд «карта»

    Видео «Робот Женя благодарит и прощается с детьми»

    Слайд «летающая тарелка»

    Слайд «схема»

    Слайд «подарок»

    Слайд «детский сад»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

    Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

    Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

    Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

    Методическая разработка «Новый год шагает по планете»

    Традиции встречи Нового года в разных странах....

    Методическая разработка по социально - нравственному воспитанию "Планета людей"

    Социально - коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития  индивидом социально -культурного опыта необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отноше...

    Методическая разработка. Экологическо-спортивный праздник «Зеленая планета».

    Цель экологическо-спортивного праздника для детей всего детского сада: укреплять здоровье детей, создавать радостное настроение.Данный праздник реализует следующие задачи: Оздоровительные: р...

    Методическая разработка с презентацией "Путешествие в мир спасателей"

    «Путешествие в мир спасателей» Цель: Формировать знания о службе спасения. Задачи: - Расширять знания детей о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. -Воспитывать дружеское отношение друг др...