Методическая разработка с презентацией: "Путешествие на планету буквы и звука Ж"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Вотинцева Ирина Аркадьевна

В методической разработке дан конспек проведения логопедического занятия " Путешествие на планету буквы и звука Ж", проводимого в старшей логопедической группе и презентация для сопровождения занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_planetu_bukvy_i_zvuka_zh.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с ТНР «Путешествие на планету буквы Ж»

Логопед: Вотинцева Ирина Аркадьевна ГБДОУ д\с №52

Цели: Коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей старшей группы.

Задачи:

Автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях;

Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.

Продолжать развивать грамматический строй речи: закреплять умение образовывать имена существительные при помощи уменьшительно- ласкательных и увеличительных суффиксов; закреплять умение образовывать относительные прилагательные; умение правильно согласовывать все части речи в предложении в роде, числе, падеже.

Продолжать развивать связную монологическую и диалогическую речь дошкольников;

Развитие логического мышления, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, ручной и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: буквы, компьютер, презентация, звуковые схемы, цветные карандаши.

Деятельность

 учителя - логопеда

Деятельность детей

Оборудование

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся.

Садитесь.

-Ребята, вы слышите, к нам кто - то прилетел

-Ну, что ребята, поможем?

Я думаю, что мы справимся со всеми заданиями.

2.Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

-Сначала вы должны догадаться жителей какой планеты мы будем выполнять задания.

Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается.

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

- Какой звук повторялся?

- Правильно, Ж.

-Сегодня вы будете выполнять задания жителей планеты буквы и звука ж.

3.  Характеристика звука [ж]

-Давайте произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

- Какой он?

- Как вы определили, что он согласный, звонкий?

- Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники».

 «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

4. Образование относительных и качественных прилагательных.

- Вот и первое задание. Сможете ли вы назвать какие это игрушечные ёжики?

-Этот ёж сделан из резины. Значит он какой?

-Этот ёжик сшит из меха. Значит он какой?

-Этот ёжик сделан из стекла. Значит он какой?

- Этот ёжик сделан из дерева. Значит он какой?

-А если потрогать ёжика, то он какой?

-Молодцы, вы справились с заданием. Вот и первая часть карты

- Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

(Вместе с детьми произносим стихотворение)

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

- Вот и буква Ж.

На что похожа буква?

 
Эта буква широка и похожа на жука. 
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук: 
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак) 

5. Упражнение на развитие внимания.

- Подойдите, к рассыпанным буквам и выберите только буквы Ж.

-Молодцы, вы правильно выбрали буквы.

Садитесь на места.

6.Закрепление образа буквы ж, автоматизация в слогах.

- Знакомьтесь, это пчёлка Жужу. Она предлагает пожужжать вместе с ней

ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой слоги

ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЭ,ЫЖ

-Назовите кто изображён на картинках

-Жужу приготовила для Вас игру

 «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим…

Жа-жа-жа – сидят на ветке два…

Же-же-же – живем на третьем…

Жи-жи-жи – в море плавают …

-Молодцы! Вы справились с заданием. Вот и вторая часть карты.

7. Речь с движением.

-Ёжик предлагает сделать зарядку.

Еж готовится к рекордам.

Будем заниматься спортом;

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ежик низко приседает,

И по камушкам шагает, возвращается обратно.

Отдыхать ему приятно.

-Мы хорошо размялись, можно продолжать выполнять задания дальше.

8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ищ(е).

-Посмотрите. Перед вами большущие и маленькие жители, как Вы думаете, как называются большущие жители?

- Правильно. А маленькие?

- Правильно, великаны и гномики. У великанов вещи большущие, а у гномиков маленькие. Вот, например, у человека –комар, у гнома – комарик, а у великана – комарище. Но у них всё перепуталось, давайте поможем им все разобрать:

-У человека сапог

-У человека нога

- У человека снег

9. Количественный слоговой анализ слов 

-Определите сколько частей в словах: снег, сапог, сапожище.

- И с этим заданием вы справились. У нас уже три части карты.

10. Закрепление навыков звукового анализа слов.

- Ребята, это настоящий пират. Он оставил для вас конверт с заданием.

(читает задание)

Чтобы получить недостающую часть карты вы должны правильно составить звуковые схемы слов.

Подпись Пират.

-Вы должны разобрать слова: жаба, жуки.

-Молодцы, вы справились и с этим заданием. Карта восстановлена.

 

-Робот Женя улетел, но когда- ни будь он к нам вернется.

-Вспомните какие задания вы сегодня выполняли.

- Ребята, смотрите робот Женя приготовил для вас подарки.

(дарит подарки)

-Вы сегодня хорошо потрудились, выполнили такие сложные задания. Настало время прощаться с нашими гостями.

Возвращайтесь в группу.

Дети заходят в зал,

здороваются.

Дети садятся на подушки перед экраном.

Дети слышат звук

Дети смотрят видео

-Да

- Звук [ж].

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

- Согласный, звонкий, твердый.

-Когда мы его произносим, струя воздуха встречает преграду, значит это согласный звук.

-Если ёжик сделан из резины, то он - резиновый.

- Если ёжик сделан из меха, то он - меховой.

- Если ёжик сделан из стекла, то он - стеклянный

- Если ёжик сделан из дерева, то он - деревянный

- Если ёжика потрогать, то он - колючий

- Нет, мы видим и пишем буквы

Дети произносят стихотворение

Дети «жужжат»

Дети ищут буквы Ж, среди заранее разложенных логопедом букв (Ж, К, Х),

Садятся на места.

ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЭ, ЫЖ

-Жук, жёлуди, журавль, жук, жаба, Жар- птица

-ежу

-чижа

- этаже

- моржи

(руки на поясе)

(руки вытянуть перед собой)

(поднять вверх руки с напряжением)

(опускаем руки)

(приседаем)

(шагаем)

(выдох, взмахи руками)

-Великаны

-Гномики

-у гнома сапожок, у великана сапожище

- ножка, ножища

- снежок, снежище

Дети определяют

Дети выполняют разбор слов (жаба, жуки)

Дети перечисляют задания.

Прощаются.

Уходят

Слайд «детский сад»

Звук летящего аппарата

Слайд «летающая тарелка»

Видео «Робот Женя просит детей о помощи»

Звук+ Слайд «семья ежей»

Слайд «Характеристика звука [ж]»

Слайд «ежики»

Слайд «Резиновый ежик»

Слайд «Меховой ежик»

Слайд «Стеклянный ежик»

Слайд «Деревянный ежик»

Слайд «Ёжик»

Слайд « 1 часть карты»

Слайд «Буква Ж»

Слайд «Буква Ж- жук»

Звук   + Слайд «Пчелка Жужу»

Слайды со слогами

Слайды с картинками названия которых начинаются на звук [ж]

Слайд «2 часть карты»

Слайд «Ежик -спортсмен»

Слайд «Великан и гном»

Слайд» вещи перепутались»

Слайды

Слайд «3 часть карты»

Слайд «Пират»

Слайд «Конверт»

Слайд «Текст письма»

Слайды с картинкой и звуковым разбором слов.

Слайд «карта»

Видео «Робот Женя благодарит и прощается с детьми»

Слайд «летающая тарелка»

Слайд «схема»

Слайд «подарок»

Слайд «детский сад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Методическая разработка «Новый год шагает по планете»

Традиции встречи Нового года в разных странах....

Методическая разработка по социально - нравственному воспитанию "Планета людей"

Социально - коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития  индивидом социально -культурного опыта необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отноше...

Методическая разработка с презентацией "Путешествие в мир спасателей"

«Путешествие в мир спасателей» Цель: Формировать знания о службе спасения. Задачи: - Расширять знания детей о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. -Воспитывать дружеское отношение друг др...

Методическая разработка для детей подготовительной группы по теме «Фрукты». «Звуки К, Кь. Буква К.»

Методическая разработка для детей подготовительной группыпо теме «Фрукты». «Звуки К, Кь. Буква К.»  Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанни...