Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в центрах
статья на тему

Корякина Валентина Павловна

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_eksperimentalnaya_deyatelnost.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

   Корякина Валентина Павловна

воспитатель

МБДОУ «Д/с ов №44»

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в центрах

      По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

      Основная задача дошкольного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

      Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

      Цель исследовательской деятельности – развитие способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» на основе включения в деятельность субъект-субъектных отношений, самостоятельности и активности в процессе познания законов природы.

      Целесообразно в связи с этим оснастить в группе Центр науки (мини-лабораторию). Наличие такого Центра дает педагогу возможность:

  • работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам детей;
  • применять материалы, которые часто используются в группе при большем количестве детей;
  • не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь» и т.д.)

  Работа в Центре ведется по следующим направлениям:

  • работа с детьми;
  • работа с родителями;
  • работа с педагогами ДОУ;
  • работа со школами, музеями, библиотеками и т.д.

       Материалы Центра науки распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

  Основным оборудованием в Центре науки являются:

  • приборы-помощники (лупы, весы, песочные часы, компас, магниты);
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;  
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

     В процессе работы предметно-развивающая среда постоянно пополняется.

     При оборудовании Центра экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

     Работа в Центре объединяет детей и взрослых, отношения строятся на основе партнерства. В совместных исследованиях происходят удовлетворение познавательной активности детей, обогащение новыми знаниями, установление причинно-следственных связей.

    Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Список литературы

  1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-128 с.
  2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1,2/ Сост. Н.В.Нищеева.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с.
  3. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012. – 160 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

Организация экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в группе» (Консультация для педагогов)

описание центра опытно-экспериментальной деятельности на разных возроастных группах...

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

«Самое лучшее открытие- то,Которое ребенок делает сам».Ральф У. ЭмерсонСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и в...