Конспект НОД Тема:"Человек и его здоровье" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Содержит логику образовательной деятельности, виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности

Тема:   «Человек  и  его  здоровье»

для  детей  старшего  дошкольного  возраста.

Интеграция  образовательных  областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие»

- Продолжать развивать  навык  культурного  слушания  музыки.                                      - Развивать  тембровый, ритмический  и  регистровый  слух.

- Побуждать  детей  к  чистому, здоровому интонированию  песен.

- Координировать  чистоту  речи.

- Развивать умение самостоятельно  исполнять танцевальные движения в  ритме и характере мелодии.

- Развивать  силу  голоса, развивать  звуковое  дыхание.  

- Закреплять  умения    детей  играть  на  музыкальных  инструментах: металлофоне, бубне, треугольнике, деревянных  палочках.

- Побуждать  детей  к  импровизационной  игре  на  музыкальных  инструментах.

 «Социально-коммуникативное развитие»

- Знакомить с  правилами  безопасности  и гигиены.

- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

«Познавательное развитие»

- Продолжать знакомить с элементарными музыкальными понятиями: бас, фальцет, баритон. Пополняют  знания  о  голосе  певцов.

- Расширять  кругозор  детей   о здоровье  человеческого  голоса.

«Речевое развитие»

- Развивать  устную речь детей  через  музыкально-игровое  творчество.                                 - Пополнить словарь детей словами: «гортань», «связки», «резонаторные  полости», «тембр».

- Закреплять умение отвечать на вопросы, строя предложения грамматически

верно.

- Координировать  чистоту  речи

«Физическое развитие»

- Укреплять  физическое  здоровье  детей.

- Развивать  двигательную  активность  детей.

Материалы и оборудование: мультимедиа с изображение  популярных певцов и звучанием их песен:  «Гимнастика» в  исполнении В.Высоцкого, «Замок  из  дождя» В. Преснякова, «Морячка»  О.Газманова, мультимедиа, изображающая  гортань  и  голосовые  связки  человека, карточки  для  игры  «Можно-нельзя», музыкальные  инструменты: металлофон, бубен, треугольник, деревянные  палочки.

Музыкальный материал: «Боковой  галоп». Контраданс, музыка  Ф.Шуберта. (Бекина С.И.  «Музыка  и  движение» (упражнения, игры  и  пляски  для  детей  6 – 7 лет), М.: Просвещение, 1984.); распевка «Музыка, здравствуй!» М.С.Лазарев (Программа формирования здоровья детей  дошкольного  возраста  «Здравствуй!» М.Л. Лазарев); песня  «Молоточки», музыка  А.Островского, слова  Р.Киркос  (Сказка  приходит  на  праздник. Р.Ю.Киркос, И.А.Постоева, М,: Просвещение, 2007),  «Угадай  по  голосу», музыка Е.Тиличеевой, слова  А.Гангова, песня  «Молоточки», музыка  А.Островского, слова  Р.Киркос  (Сказка  приходит  на  праздник. Р.Ю.Киркос, И.А.Постоева, М,: Просвещение, 2007)

Детская  деятельность

Формы  и  методы  организации                    совместной  деятельности

Двигательная

1. Танец «Боковой  галоп». Контраданс, музыка  Ф.Шуберта.

Цель: Развивать  двигательную  активность  детей                

Игровая

1. Вокальная игра  «Тихий  голос»

Цель: развивать  силу голоса

2. Музыкальная игра  «Угадай  по  голосу», музыка Е.Тиличеевой, слова  А.Гангова, игра  «Слушаем  тишину»

Цель: продолжать  развивать  тембровый  слух детей

3. Дидактическая  игра «Можно - нельзя».  

Цель: расширять  знания  детей о здоровье голоса.

Познавательно-исследовательская

1.Моделирование  проблемной ситуации:  

Слушание  песен   в  исполнении  певцов  с разными  тембрами  голосов.

Цель: развивать  тембровый  слух детей.  

2. Беседа о  строении гортани человека, голосовыз связок. (мультимедиа)

Цель: пополнить  знания  детей по  теме.

Коммуникативная

1. Беседа  о  здоровье человека

Цель: создать условия  для  взаимодействия  музыкального  руководителя  и  детей по  теме.                                                                        2. Беседа  в  форме  «Ответ-вопрос».

Цель: формировать  умение  отвечать  на  вопрос, рассуждать  по  поводу  здоровья человека.

Музыкальная

1.Восприятие  музыкального  произведения  «Гимнастика» в  исполнении В.Высотского, «Замок  из  дождя» В. Преснякова, «Морячка»  О.Газманова Цель: Продолжать развивать  навык  культурного  слушания  музыки. Развивать  тембровый, ритмический  и  регистровый  слух.

2. Упражнение  «Вибрация»

Цель: развивать  звуковое  дыхание

3. Пение  распевки «Музыка, здравствуй!», музыка М.Л. Лазарева,  «Целебные  звуки», музыка М.Л.Лазарева  

Цель: Побуждать  детей  к  чистому интонированию  4. Песенно-игровое  творчество,  пение  «Угадай  по  голосу», музыка Е.Тиличеевой, слова  А.Гангова.

Цель:  Побуждать  детей  к  чистому, здоровому интонированию. Развивать  тембровый, регистровый, ритмический  слух.                                5. Игра на музыкальных инструментах, песня  «Молоточки», музыка  А.Островского, слова  Р.Киркос

Цель: Побуждать  детей  к  импровизационной  игре  на  музыкальных  инструментах.

6. Музыкально-ритмические движения. Танец «Боковой  галоп». Контраданс, музыка  Ф.Шуберта. Цель: Развивать  двигательную  активность  детей, развивать умение самостоятельно  исполнять танцевальные движения в  ритме и характере мелодии.

Восприятие  художественной  литературы

Проговаривание скороговорок

Цель: Координировать  чистоту  речи.

                                     Логика  образовательной  деятельности

Деятельность  музыкального  руководителя

Деятельность  воспитанников

Ожидаемые  результаты

1

Организационный  момент.    

Движение под музыку  «Боковой  галоп». Контраданс, музыка  Ф.Шуберта.                    .

Двигаются  под  музыку  боковым галопом.

Созданы  условия  для  взаимодействия  музыкального  руководителя  и  детей.  

2

Распевка  «Музыка, здравствуй!», музыка М.Л. Лазарева.

Дети исполняют  распевку.

Голосовой  аппарат  детей распет.

3

Введение в  ситуацию:  

беседа о здоровье человека, о голосе.

Вопросы:

-Здоровый человек это…

-Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что…

-Когда я думаю о здоровье, то представляю себе…

-Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

-Если  бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал…

-Иногда я болею, потому что…

-Когда я болею, мне помогают……

-Когда у человека что - то болит, то он…

Дети  отвечают  на  вопросы

Проявляют   активность.

Закрепляют умение отвечать на вопросы, строя предложения грамматически верно.

4

Слушание отрывков песен:  «Гимнастика» в  исполнении В.Высоцкого, «Замок  из  дождя» В. Преснякова, «Морячка»  О.Газманова.  

Внимательно  слушают  музыкальные  произведения. Рассуждают  о  тембрах голосов, в  каких  регистрах прозвучало.

Развит навык культурного слушания. Умеют  определять  тембры  голосов человека. Пополняют  знания  о  голосе  певцов.

5

Беседа о строении гортани человека.

Слушают рассказ  и  строении  гортани человека, рассматривают с помощью мультимедиа.

Пополнили  знания о строении гортани человека.

6

Упражнение  на  звуковое  дыхание  «Вибрация»

«В-В-В». Губы  расслаблены. Щёки  свободно  свисают.  Лицо  дряблое.

«З-З-З». Ладонь  на  передней  поверхности  шеи. Мышцы  шеи  полностью   расслаблены.

«Ж-Ж-Ж». Кисть    на  груди.

«Н-Н-Н». Кисть  на  голове.

«М-М-М». Вибрирует  всё  тело.

«Р-Р-Р». Вибрирует  горло

Исполняют  звуковое упражнение с закрытыми глазами.

Скоординирована  чистота  речи.

7

Проводится  игра  «Тихий  голос»,

«Угадай  по  голосу», музыка Е.Тиличеевой, слова  А.Гангова.,

игра  «Слушаем  тишину» лёжа (релаксация)

Дети  активно  играют в игры, развивают  силу голоса, определяют  тембры голосов.

Дети  слушают  тишину, расслабляются.

Развит  тембровый, ритмический  и  регистровый  слух. Расслаблены.

8

Чтение  скороговорок:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.

     *     *     *

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

     *     *     *

Летят три пичужки 
Через три пустых избушки.

     *     *     *

Милу мама мылом мыла.

     *     *     *

На дворе растет трава, 
На траве стоят дрова. 
Не руби дрова 
На  траве двора.

     *     *     *

Наш  Полкан  попал в капкан.

Чтение  стихотворения О.Емельяновой.

Я усатый, полосатый Весь  от  носа  до  хвоста.                                    Не  сердитесь, вы, ребята,                         Двухметрового  кота!             А иначе зарычу,       Закогчу и проглочу.    Для  людей  опасны  игры                                                  С хищным беспощадным  тигром!

Уточнение знаний о  тигре:                                                  - Как выглядит тигр?                       - Какой характер у тигра?                                              - Каковы повадки  тигра?

Активно проговаривают  скороговорки.

Скоординирована  чистота  речи

9

Песня  «Целебные  звуки», музыка М.Л.Лазарева  

Дети  спокойным голосом  поют  песню.

Сформировано  умение  чистого здорового пения.

10

Дидактическая  игра «Можно - нельзя». Карточки:

1. Нельзя  много  и  долго  кричать. Это  может  привести  к  появлению  на  голосовых  связках  узелков, которые  будут  мешать  петь.

 2. Нельзя  после  горячей  еды  сразу  есть  или  пить  холодное. Можно  застудить  горло. Оно  осипнет.

 3. Нельзя  в  холодное  время  года  на  улице   петь  и  много  говорить.

 4. Избегайте  пищу  и  напитки, раздражающие  слизистую  оболочку  горла: острого, лишне  солёного, перчёного, чрезмерно  горячего  и  холодного.

 5. Старайтесь  говорить  спокойным, не  крикливым  голосом. Чтобы  голосовые  связки  не  перенапрягались.

 6. Умейте  слушать  товарищей,  тем  самым  давая  отдых  своим  голосовым  связкам.

Дети раскладывают на ковре карточки  и  рассказывают,  что  нарисовано  на  них.

Развито  умение самостоятельной  находить  правильный  ответ  по  карточке. 

Расширился  кругозор  детей   о здоровье  человеческого  голоса. 

11

Песня  с игрой на музыкальных инструментах  «Молоточки», музыка  А.Островского, слова  Р.Киркос

Поют  песню  и  подыгрывают  на  музыкальных  инструментах: металлофоне, бубне, треугольнике, деревянных  палочках.

Развиты  умения    детей  играть  на  музыкальных  инструментах: металлофоне, бубне, треугольнике, деревянных  палочках.

Умеют   импровизировать  на  музыкальных  инструментах.

             

                 Ход  непосредственно  образовательной  деятельности

     Под  весёлую  музыку  дети  заходят  в  зал. Выполняют  «Боковой  галоп». Контраданс, музыка  Ф.Шуберта. (Бекина С.И.  «Музыка  и  движение» (упражнения, игры  и  пляски  для  детей  6 – 7 лет), М.: Просвещение, 1984.) После  дети  спокойно  рассаживаются  на  стульчики.

     Музыкальный руководитель. Я  рада  вас  снова  видеть. Поприветствуем  друг  друга.

     Исполняется  приветствие  (песенка-распевка)  «Музыка, здравствуй!», музыка М.Л. Лазарева.  (Программа формирования здоровья детей  дошкольного  возраста  «Здравствуй!» М.Л. Лазарев)

     Музыкальный руководитель.  Ребята, сегодня  мы  поговорим  о  человеке  и  его  здоровье. Я буду начинать предложение, а вы его продолжите.

Здоровый человек это…

Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что…

Когда я думаю о здоровье, то представляю себе…

Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

Если  бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал…

Иногда я болею, потому что…

Когда я болею, мне помогают……

Когда у человека что - то болит, то он…

     Как  вы  думаете,  меняется  ли  голос, когда  вы  болеете? Каким  становится  голос  при  ангине: звонким  или  хриплым?

     Ответы  детей.

     Музыкальный руководитель. Вы  устали  или  плохо  себя  чувствуете,  какой  у  вас  голос: громкий  или  тихий?

     Ответы  детей.

     Музыкальный руководитель: А  сейчас  послушайте,  какими  голосами   поют  знаменитые  певцы: высоким или низким, звонким или  хриплым, тихим или громким? (мультимедиа)

     Дети  слушают  отрывки  песен:  «Гимнастика» в  исполнении В.Высотского, «Замок  из  дождя» В. Преснякова, «Морячка»  О.Газманова.  

     Музыкальный руководитель. Первый  исполнитель  Владимир Высоцкий поёт  низким  хриплым голосом, басом. Второй   исполнитель  Владимир  Пресняков  поёт песню  «Замок  из  дождя» фальцетом, высоким  голосом  для  мужчины, а  третий  исполнитель  песни  «Морячка»,  Олег  Газманов,  поёт  баритоном,  средним  голосом.

     Попутно  с  исполнением  музыкальный  руководитель  показывает  картинки  этих  певцов.

     Музыкальный руководитель.  Голос какого певца вам понравился  больше? Почему? Почему  все  по-разному  поют? Посмотрите  вот  на  эту  картинку. На   ней  изображено  наше  горло. (мультимедиа)

     Музыкальный  руководитель. Высота звука определяется формой и размерами гортани, связок и резонаторных полостей. Поэтому  голоса разных людей различаются звуковой окраской, или тембром. Тембр голоса воспринимается нашим слухом подобно тому, как воспринимается зрением красочность живописи. Говоря о голосе, мы употребляем эпитеты: серебристый, бархатный, светлый, мягкий, тусклый, темный, резкий, теплый, холодный и   другие.  Давайте  попробуем  почувствовать  звуки,  которые  мы  произносим.

     Выполняется  упражнение  на  звуковое  дыхание  «Вибрация» (Программа  формирования  здоровья  детей  дошкольного  возраста  «Здравствуй!» М.Л.Лазарев)

      Музыкальный  руководитель. Глаза  закрыты. Произносим  звуки, стараясь  почувствовать, в  какой  части  тела  происходит  вибрация  клеток. Каждый  звук  произносится  предельно  долго, пока  не  кончится  воздух.

     «В-В-В». Губы  расслаблены. Щёки  свободно  свисают.  Лицо  дряблое.

     «З-З-З». Ладонь  на  передней  поверхности  шеи. Мышцы  шеи  полностью   расслаблены.

     «Ж-Ж-Ж». Кисть    на  груди.

     «Н-Н-Н». Кисть  на  голове.

     «М-М-М». Вибрирует  всё  тело.

     «Р-Р-Р». Вибрирует  горло.

     Музыкальный  руководитель. Ребята, как  вы  думаете, у  тех,  кто  курит  сигареты, какой  голос: красивый,  звучный  или  хриплый? Поэтому курение вредит здоровью того, кто курит.

     Есть  ль  среди  вас  те,  у  которых  очень  тихий  голос? Я  научу  вас  игре  «Тихий  голос»,  которая  поможет  голосу  сделаться  сильным, громким. Становимся  в  круг. В  центр  выйдет  тот, у  кого  тихий  голос. Давайте  вместе  произнесём  звук  «а»  сначала  тихо, затем  всё  громче  и  громче. Потом,  по  моему  сигналу, все  резко  замолчим, а  тот, кто  стоит  в  центре, пусть  продолжает  громко произносить  звук  «а», пока  у  него  не  кончится  дыхание.

     Проводится  игра  «Тихий  голос»

     Проводится  музыкальная  игра  на  определение  тембра  голоса  «Угадай  по  голосу», музыка Е.Тиличеевой, слова  А.Гангова.

     Музыкальный  руководитель: А  теперь  все  помолчим  и  послушаем  тишину. А  после  скажете,  что вам  удалось  услышать.

     Проводится  игра  «Слушаем  тишину» лёжа (релаксация)

     Музыкальный  руководитель. Много  звуков  в  мире. А  есть  звуки  целебные,  с  помощью  которых  люди  учатся  правильно  и  чисто   говорить,  красиво  петь  песни.

      Проговариваются  скороговорки.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.

     *     *     *

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

     *     *     *

Летят три пичужки 
Через три пустых избушки.

     *     *     *

Милу мама мылом мыла.

     *     *     *

На дворе растет трава, 
На траве стоят дрова. 
Не руби дрова 
На  траве двора.

     *     *     *

Наш  Полкан  попал в капкан.

     Исполняется  песня  «Целебные  звуки», музыка М.Л.Лазарева  (Программа  формирования  здоровья  детей  дошкольного  возраста  «Здравствуй» М.Л.Лазарев)

     Музыкальный  руководитель. Теперь  давайте  подумаем,  что  необходимо  для  здорового  голоса?  И  для  этого мы поиграем в игру «Можно - нельзя». (Дети раскладывают на ковре карточки  и  рассказывают,  что  нарисовано  на  них.)

Карточки:

1. Нельзя  много  и  долго  кричать. Это  может  привести  к  появлению  на  голосовых  связках  узелков, которые  будут  мешать  петь.

 2. Нельзя  после  горячей  еды  сразу  есть  или  пить  холодное. Можно  застудить  горло. Оно  осипнет.

 3. Нельзя  в  холодное  время  года  на  улице   петь  и  много  говорить.

 4. Избегайте  пищу  и  напитки, раздражающие  слизистую  оболочку  горла: острого, лишне  солёного, перчёного, чрезмерно  горячего  и  холодного.

 5. Старайтесь  говорить  спокойным, не  крикливым  голосом. Чтобы  голосовые  связки  не  перенапрягались.

 6. Умейте  слушать  товарищей,  тем  самым  давая  отдых  своим  голосовым  связкам.

     Музыкальный  руководитель. Вот  вы  и  узнали, что  голос  людей  бывает  разных  тембров.  А  как  вы  думаете,  предметы  имеют  тембровый  голос? А  предметы  эти – музыкальные  инструменты. Все  они  звучат  по-разному. Давайте  исполним  песенку  «Молоточки»  и  подыграем  на  музыкальных  инструментах: металлофонах, бубне, треугольнике,  деревянных   палочках.

     Исполняется  песня  с игрой на музыкальных инструментах  «Молоточки», музыка  А.Островского, слова  Р.Киркос  (Сказка  приходит  на  праздник. Р.Ю.Киркос, И.А.Постоева, М,: Просвещение, 2007)

     Музыкальный  руководитель: Молодцы, ребята. Я  желаю  вам  здоровья, чтобы  вы  всегда  пели  красивым,  звонким,  здоровым  голосом. А в группе вы определите, у кого какой голос серебристый, бархатный или светлый, мягкий, а может быть тусклый, темный, резкий, или теплый, холодный. До новых  встреч!    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме : " Средний дошкольный возраст, какой он?"

Родительское собрание о психофизическом развитии детей среднего дошкольного возраста...

Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»

Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»...

Родительское собрание на тему «Средний дошкольный возраст – какой он?»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет, с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта; познакомить родителей с годовыми задачами по ...

Родительское собрание на тему: «Средний дошкольный возраст – какой он?»

познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет, с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта; познакомить родителей с годовыми задачами по работе сред...

Образовательный проект на тему: «Архитектор» дошкольный возраст дети 4 - 5 лет

Цель проекта: 1.Исследование истории развития строительства домов.2.Воспитание любви к малой родине.Задачи:Познакомить детей с историй развития строительства домов с древних времен и до наших дней.Рас...

Подборка игр с опорой на различные анализаторы в соответствии с темами (ст. дошкольный возраст)

Подборка игр с опорой на различные анализаторы в соответствии с темами...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: "Старший дошкольный возраст. Какой он?

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. У ребенка формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребе...