Фольклор в познавательном развитии
статья на тему

Журбина Елена Николаевна

Русский фольклор - это наша историческая память, это кладезь мудрости и это попытка приобщения детей к этой мудрости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_poznavatelnom_razvitii.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

    Фольклор в познавательном развитии

         Русский фольклор необычайно интересен. Это наша историческая память. Это кладезь мудрости и это попытка приобщения детей к этой мудрости. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершенность формы, обобщённость образа).

       Фольклор позволяет разнообразить процесс воспитания, и как сокровищница русского  народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной.

        Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы. Темы таких занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря, содержанием программы экологического образования. Используя фольклор (песенки, пословицы, потешки, поговорки, игры, хороводы) дети приобщаются к нравственным ценностям русского народа: доброте, красоте, правде, трудолюбию, верности, храбрости. Например, «Отгадай загадки» - знакомятся с мудростью русского народа. Потешки, прибаутки, заклички – их ласковый говорок выражает заботу, нежность, веру в благополучие. Значительный нравственный  потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Они – своеобразная энциклопедия этических представлений русского народа. В них, как и в других жанрах народного творчества, заключен практический опыт народа.        

        В пословицах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества – это является богатейшим источником познавательного развития детей. Русские народные игры впитали  в себя многовековой опыт народа, его культуру, традиции. Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру-драматизацию. «Нет сказки без правды», - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся «проживать» сказку, понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел, оценивать поступки её персонажей, а иногда сами становятся сказочниками, дополняя или изменяя содержание произведения. Практически на каждом занятии дети учатся выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать действия героя. Ведь любую прибаутку, потешку, дразнилку, колыбельную можно сразу инсценировать. В работе необходимо также использовать националь-ные песни, танцы, игры.

        В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т.д.

         Игра-драматизация – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, позволяющая ребёнку психологически сблизиться с героями сказки, пережить их счастье и беду. Предпочтение отдаётся народным сказкам экологической направленности, в которых, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений; описываются национальные культурные традиции и праздники. Особое место в играх-драматизациях отводится народной музыке – это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением. На специальных занятиях по фольклору, краеведению дети знакомятся с культурой, традициями народа нашей страны. Таким образом, игры-драматизации на фольклорном материале позволяют реализовать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человеку в ней, приобщают не только к этнокультуре, но и к культуре экологической, вводят в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

        В системе гуманитарно-экологического образования дошкольника определены наиболее эффективные методы использования фольклора.

1.Каждодневное звучание пословиц, поговорок и т. п. из уст воспитателей в разных педагогических ситуациях.

2.Включение разных жанров фольклора в цикл экологических занятий.

3.Сопровождение занятий (по краеведению, развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, физической культуре) фольклором природоведческого содержания.

4.Специальные фольклорные занятия.

5.Окружение ребёнка предметами национального характера

          В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы:

  • Доступность содержания детям дошкольного возраста;
  • Познавательная и нравственная значимость;
  • Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

        Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, загадок, закличек, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой… Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

         В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например,

  • Если зимой вечером на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.
  • Кошка скребет пол – жди метели.
  • Собака в снегу валяется – не за горами вьюга.
  • Утром нет росы на траве – жди дождя.
  • Пчёлы облепили цветущую акацию – будет дождь.
  • Воробьи купаются в пыли – к дождю.
  • Ласточки и стрижи летают низко – скоро начнётся дождь.

Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть, кому-то из детей удастся самому «открыть» приметы погоды?

        Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому-то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.п.

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых; приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житей-

ским неурядицам. В дошкольных учреждениях заклички и приговорки используются прежде всего как игровой приём.

Наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю.

                     Радуга-дуга,

                     Пришли нам дождя.

Когда идёт дождь, дети радостно закликают его, «задабривают».

                     Уж дождь-дождём,

                     Поливай ковшом,

                     Поливай весь день

                     На наш ячмень.

                     На бабью рожь,

                     На мужиков овёс,

                     На девичью гречу,

                     На маличье просо.

                      Дождик, дождик, пуще,

                      Дам тебе я гущи,

                      Выйду на крылечко,

                      Дам огуречка,

                      Дам и хлеба каравай –

                      Сколько хочешь поливай.

Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко.

                      Солнышко-вёдрышко,

                      Выгляни, высвети.

                      Твои детки плачут,

                      Пить, есть хотят.

                      Солнышко, солнышко,

                      Выгляни в окошечко,

                      Дам тебе веретёшечко,

                      Насыплю горошечка.

С просьбой «подарить» хорошую погоду можно обращаться к радуге.

                      Радуга-дуга,

                      Перебей дождя!

                      Радуга-дуга,

                      Не давай дождя,

                      Давай солнышко –  колоколнышко!

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит – к вёдру; если будет ползать по ладошке – жди дождя.

                      Коровушка, бурёнушка,

                      Завтра дождь или вёдро?

                      Если вёдро, то лети,

                      Если дождик, то сиди.

                      Божья коровка,

                      Вёдро иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.

                      Синички-сестрички,

                      Тётки-чечётки,

                       Краснозобые снегирюшки,

                       Щеголята-молодцы,

                       Воры-воробьи!

                       Вы на воле полетайте,

                       Вы на вольной поживите,

                       К нам скорей весну ведите!

Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили в клетке, им трудно адаптироваться в природе. Поэтому эту закличку можно использовать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображают разных птиц.

К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.

                       Весна-красна, появись,

                       Солнышком ярким обернись!

                       Растопи нам снежок,

                       Зазелени неш лужок.

 *****************************************************************

                       Весна, весна красная!

                       Приди, весна, с радостью,

                       С радостью, с радостью,

                       С великой милостью,

                       Со льном высоким,

                       С корнем глубоким,

                       С хлебами обильными!

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развивать интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами).

                       Ножки, ножки,

                       Бегите по дорожке,

                       Нарвите горошка

                       Полное лукошко!

                       Домой принесите,

                       Всех угостите!

                       

                        Ножки, ножки,

                        Куда вы бежите?

                        В лесок, во борок.

                        Грибы, ягоды собирать,

                        К зиме припасать!

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознаком-

ления с окружающим миром. Например, педагог показывает детям иллюстра-

ции лошадей различной масти и читает потешку.

                       У нашего дядюшки

                       Четыре лошадушки:

                       Первая лошадь, пегая,

                       Мимо двора бегала.

                       Другая – гнедуха –

                       Ушла с голодухи.

                       Третью – савраску –

                       Свёл со двора Тараска,

                       А четвёртый – соловой.

                       Его давит домовой.

                       Сиди, Ерёма, дома.

Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая – с большими белыми пятнами; гнедая – Краснова-

то-рыжая, с чёрным хвостом и чёрной гривой; савраска – желтоватого цвета с

чёрным хвостом и чёрной гривой; соловой – лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые «прибли-жают» окружающий мир, делают его реальным и понятным.

Дошкольники наблюдают, как убирают сено; педагог объясняет, для чего это делают, и читает прибаутку.

                         Стучит, бренчит на улице –

                         Фома едет на курице,

                         Тимошка на кошке –

                         Туда же по дорожке.

                         «Куда, Фома, едешь?»

                         Сено косить».

                          «На что тебе сено?»

                          «Коровок кормить».

                          «На что тебе корова?»

                          «Молоко доить».

                          «На что тебе молоко?»

                          «Ребёнка поить».

Среди прибауток много небылиц. Их можно использовать для игр типа «Бывает – не бывает».

Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержание прибауток.

Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в

поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

                         А мы землю парили, парили.

                         А мы землю пахали, пахали.

                         А мы просо сеяли, сеяли.

                         А мы просо пололи, пололи.

                         А мы просо косили, косили.

                         А мы просо рушили, рушили.

                         А мы просо веяли, веяли.

                         А мы просо сушили, сушили.

                         А мы кашу варили, варили.

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые надо объяснить: землю парить – давать ей отдых; рушить просо – дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.

                         Уродися, репка,

                         Ни густа, ни редка,

                         С мышиный хвост,

                         С тараканий нос.

Это пример пожелания наоборот: на самом деле просят репку уродиться крупной, сочной.

                          Я колышек тешу,

                          Огород горожу.

                          Огород горожу

                          Да капустку сажу,

                          Сажу беленькую, развеселенькую.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

                          Уж как я ль мою коровушку люблю!

                          Уж как я ль ей крапивушку нажну!

                          Кушай вволюшку, коровушка моя,

                          Ешь досыта, Бурёнушка моя!

Пословицы и поговорки надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д. Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

                          Апрель водой славен, почками красен.

                          Без росы и трава не растёт.

                          Гусь как воевода в красных сапогах.

А чтобы понять суть некоторых пословиц, надо поставить опыты.

Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводят два опыта.

  1. позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: по форме, величине и т.д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши».
  2.  Показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой – «От худого семени не жди

доброго племени».

Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет», воспитатель обсуждает с детьми следующие вопросы:

  • Почему некоторые птицы ночуют в снегу?
  • Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?
  • Почему трава под снегом остаётся зелёной?
  • Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?

Потом дети ставят опыт (помещают бутылки с тёплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делают вывод: снег сохраняет тепло.

После проведения опытов следует объяснить переносный смысл пословиц и предлагается детям зарисовать полученные результаты в своих альбомах- дневниках.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следствен-

ные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы.

Хорошо дать детям попробовать спелые ягоды рябины обыкновенной и калины (обязательно предупредить детей, что не все ягоды съедобны, например жимолость, волчье лыко, воронец и т.д.), а затем зарисовать их в альбоме-дневнике.

Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообрази-тельности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило,

ритмически организованного описания чего-либо. Нужно подбирать загадки, которые позволят детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами. В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например,

                    Это что за потолок?

                    То он низок, то высок,

                    То он сер, то беловат,

                    То чуть-чуть голубой,

                    А порой такой красивый,

                    Кружевной и синий-синий.

                   

                     Постелен ковёр,

                     Рассыпан горох,

                     Ни ковра не поднять,

                     Ни горох не собрать.

        Чтобы дети могли отгадать эти загадки, надо организовать цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложить изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: в ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (тёмные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землёй или во время летних затяжных дождей).

Разбирая загадки, обращать внимание на сравнения, образные выражения

(небо – ковёр, ночь – чёрный лебедь, день – белый лебедь). Это поможет детям составить свои интересные и образные загадки.

         Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

В сообщении рассказывается о произведениях фольклора, которые помогают раскрыть причинно-следственные связи в окружающей природе....

Фольклор в познавательном развитии детей

Воздействие художественной литературы на развитие детей....

Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

Консультация для воспитателей«ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии ...

ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Формы и цели фольклора в позновательном развитие детей....

консультация для родителей "Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимост...

Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Фольклор является необходимым фактором воспитания личности дошкольника, он способствует формированию образного мышления,обогащению речи, воспитанию любви к родному краю, пониманию собственной принадле...