Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

В сообщении рассказывается о произведениях фольклора, которые помогают раскрыть причинно-следственные связи в окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx10.26 КБ

Предварительный просмотр:

Произведения фольклора открывают в воспитании дошкольников широкие возможности. Произведения устного народного творчества, расширяя знания ребенка об окружающем мире, имеют огромные познавательные значения.

При отборе фольклорных произведений я опираюсь на следующие принципы:

  1. Доступность содержания детям дошкольного возраста.
  2. Познавательная и нравственная значимость.
  3. Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Поэтому устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: пословицы, поговорки, частушки, приметы, сказки и т.д.

Значительный потенциал познавательной деятельности заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией представлений русского народа. В них заключен практический опыт, всевозможные знания и миропонимание в красочной и лаконичной форме.

Пословицы и поговорки надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов. Например:

  • вода с гор потекла, весну принесла.
  • октябрь, что март: то плачет, то смеется.
  • береги нос в большой мороз.
  • весна да осень - на дню погод восемь.
  • зима красна снегом, а осень хлебом.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно - следственные связи в природе: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословице. Например, в беседе о ядовитых ягодах. Или: не учи рыбу плавать. Эту поговорки можно использовать для проверки знаний и наблюдательности при рассматривании или беседе ор рыбах.

Значительно значение на развитие наблюдательности, умении сопоставлять, анализировать, делать выводы оказывает знание и использование приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например, самая простая примета, это дым костра. Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или солнце и полное безветрие. Солнечную погоду предсказывает вечерняя роса. Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

Это все несложные предметы, но есть приметы и посложнее. Например, на рыбалке, если в безветренный день вдруг рыба перестает «клевать» - это верный признак близкого и длительного ненастья. В работе с детьми можно использовать и такие приметы:

1 .Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнется дождь.

  1. Воробьи        купаются в пыли - к дождю.
  2. Если        зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.
  3. Соба        в негу валяется - не за горами вьюга.

Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовывать: что ожидать, что было на самом деле. Может быть кому - то из детей удастся самому «открыть» приметы погоды.

Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что - то делают, обращаются к кому - то. Заклички были преисполнены глубочайшей верой наших предков во


всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: помогали легче перенести невзгоды, надежду на хороший урожай и т.п.

В детском саду заклички и приговорки используют, прежде всего, как игровой прием. Например, наблюдая за радугой, можно попросить ее напоить землю. Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко, например:

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить.

Солнышко, солнышко Выгляни в окошко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

К весне, которую все ждут с нетерпением, обращаются с разными закличками. В одних просим, чтобы быстрее растаял снег:

Весна, весна красная,

Приди, весна ясная.

Солнце весело печет.

Снег водою с крыш течет.

В других, чтобы был богатый урожай. Холодно на дворе. Надо песенку - закличку спеть морозу, чтобы он не морозил людей. Люди всегда обращались к морозу, чтобы он не злился, был добрым.

Ты, мороз - мороз - мороз, не показывай свой нос!

Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.

Мы саночки возьмем и на улицу пойдем.

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки. В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающем миром. Например:

Травка - муравка со сна поднялась,

Птица - синица за зерно взялась.

Или:

Ледоход: лед идет. Вышел на берег народ,

Смотрит, как река играет, лед в кусочки разбивает.

Среди потешек - прибауток много небылиц. Их можно использовать для игр типа «Бывает - не бывает». Например:

Думали - думали, как повеселиться Думали - думали на рыбах покататься.

В сани рыб запрягли, погоняли, чем могли.

Длинным шестом, рыбьим хвостом.

Кнутом. А потом сапогом да пирогом!

Ехали, катались, пели да смеялись.

Долго веселились, да в сугроб свалились.

Барахтались, встали.

Кругом поглядели - рыбы улетели,

А сани остались, славно покатились.


Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснить их через «критику» содержание потешек. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающее его от других и по которым необходимо его правильно найти через сравнение их с отдаленно сходными. Например, «без рук, без ног, а рисовать умеет». Причем нужно сконцентрировать все свои знания, выделить в них самое главное и точно определить предмет, описываемый в загадке. Отгадать загадку - значит найти решение логической задачи, произвести довольно сложную мыслительную операцию при отгадывании такой загадки, которая строится на перечислении признаков предмета или явления, важно произвести анализ (т.е. выделить все признаки) и синтез, т.е. объединить их в одно целое и отнести их к тому или иному предмету или явлению, характеризующемуся в загадке.

Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений. Загадки заставляют ребенка задуматься над вопросом: что из чего состоит? Для чего используется? На что похоже? и т.п., подводя тем самым к пониманию сущности предмета или явления самостоятельным выводам.

  • Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весна)
  • Сидит - зеленеет, падает - пожелтеет, лежит - почернеет, (лист)
  • Слышать слышу, а видеть не вижу.
  • Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно, (лед)

Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знание детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить к ней на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, наведение порядка на участке).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» М., 1997 г.
  2. // Дошкольное воспитание «№ 1, 2 2000 г. № 7 2004 г.
  3. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
  4. Веретейникова С.А., Клыков А.А. «Четыре времени года» М., П., 1971.
  5. Аверина Т.В. «Первоцвет», Самара, 2000 г.
  6. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой». М., ТВ Центр Сфера, 1998 г.
  7. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль, 1996 г.
  8. Козлова С.А. «Мой мир», М. 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Статья о важности использования фольклора на  музыкальных занятиях....

консультация для родителей "Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимост...

Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Фольклор является необходимым фактором воспитания личности дошкольника, он способствует формированию образного мышления,обогащению речи, воспитанию любви к родному краю, пониманию собственной принадле...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...