Взаимодействие воспитателя со специалистами в период адаптации детей к детскому саду
материал (младшая группа) на тему

 Гурзо Татьяна Викторовна

Поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его  родителей. Общая задача педагогов ДОУ— помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitatelya_so_spetsialistami.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие воспитателя со специалистами

в период адаптации детей к детскому саду»

Адаптация ребёнка предусматривает приспособление к новой социальной среде и своей роли в ней. Каждому ребёнку приходится «социализироваться», т. е. учиться жить среди других людей. В детском саду он попадает в коллектив детей, где впервые самостоятельно, без помощи родителей вступает с ними и с другими взрослыми в межличностное взаимодействие. Ребёнок учится понимать других людей, получает первый опыт общения, который пригодится ему в школе и во взрослой жизни. Но не все дети в одинаковой мере готовы и физически, и психологически к этапу взросления. По мнению педагога Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его  родителей. Четкий режим дня, длительное отсутствие близких родственников, новые требования к поведению, тесное общение со сверстниками в группе, незнакомое пространство создают  стрессовую ситуацию для ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время и определенные усилия для того, чтобы подстроиться к новым жизненным обстоятельствам. Залогом сохранности здоровья и  психики  в этот момент  является четкая,   продуманная работа воспитателей, психологов и  медиков, благоприятный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимосвязь с родителями.

Общая задача педагогов ДОУ— помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее. Семейное воспитание способствует его разносторонней подготовке к поступлению в дошкольное учреждение (укреплению здоровья, развитию психологической самостоятельности и уверенности, развитию элементарных гигиенических навыков), а педагогический коллектив ДОУ создаёт максимально комфортные условия для пребывания, воспитания и развития ребёнка в ДОУ.

Успешная адаптация детей обеспечивается благодаря внедрению в практику работы педагогического коллектива комплекса мероприятий, отвечающим следующим требованиям:

- эффективное использование пространства ДОУ и специальной предметно-развивающей среды, способствующей полноценному развитию ребёнка, удовлетворяющей его двигательную и познавательную активность, обеспечивающей психическую и физическую безопасность воспитанников;

- формирование доверительного отношения родителей к ДОУ путём тесного взаимодействия с семьями, организованного на базе новых вариативных форм (семейных гостиных, родительских клубов и т. д.; предварительного ознакомления детей и родителей с условиями пребывания в дошкольном учреждении во время проведения Дня открытых дверей, знакомства с будущими воспитателями и специалистами, работающими с детьми раннего возраста;

- современное информирование родителей о необходимости подготовки ребёнка к поступлению в детский сад, по вопросам формирования у него познавательной активности, самостоятельности, умения общаться доступными ему средствами, а также оздоровления и физического развития в домашних условиях;

- обеспечение личностно ориентированного подхода всех специалистов ДОУ к каждой семье и каждому ребёнку на всех ступенях дошкольного образования.

Адаптация к непривычным условиям проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать  этот период с всесторонней комплексной поддержкой. Комфортное пребывание ребенка в ДОУ обеспечивают воспитатели совместно со специалистами: заведующая, методист, педагог-психолог, медицинская служба, музыкальные руководители.

Воспитатели: создание предметно-пространственной среды, способствующей комфортной адаптации детей в ДОУ, организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, консультирование.

Воспитатель по физкультуре: проведение занятий с детьми и родителями с использованием различных оздоровительных технологий, досуг.

- система работы ДОУ по профилактике и сохранению здоровья и физическому развитию детей в период адаптации охватывает различные мероприятия в режиме дня;

Педагог-психолог: диагностирование, психогимнастика, консультирование.

- психолого-педагогическая компетентность родителей формируется посредством активного общения специалистов и родителей;

Музыкальный руководитель: проведение игр-занятий ,постановки кукольного театра, консультирование.

- систематическое совместное музыкальное и художественное творчество детей и взрослых является эффективным средством комфортной адаптации;

Заведующий: проведение экскурсий по ГДОУ, беседы с родителями, оформление родительских договоров.

Старший воспитатель: проведение социологических опросов (анкетирования),координация работы специалистов узкой специализации.

Учитель-логопед: диагностика, консультирование.

Медицинская служба: консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика.  

 Как показывает педагогическая  практика, ни одна, даже самая лучшая инновационная образовательная  программа не сможет обеспечить стойких  положительных результатов, если  в дошкольном образовательном учреждении отсутствует  сообщество "дети – родители – педагоги".

Показателем результативности  взаимодействия воспитателей и  специалистов ДОУ является  наличие родительской активности  в проводимых в детском саду  мероприятиях, а для детей благоприятный микроклимат и комфортное пребывание в детском саду.


  Литература

1. Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно –методическое пособие к курсовым работам и спец. семинарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980

2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие  ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011

3. Жердева Е.В. '' Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности , адаптация ,сценарии дня)'' .- Ростов н/Д: Феникс , 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его  родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать  этот период с всесторонне...

«Взаимодействие ГДОУ и семьи в период адаптации детей к детскому саду»

Достичь высокого уровня образования воспитанников детских садов, сохраняя их соматическое и психическое здоровье, удовлетворить пожелания родителей и интересы детей  возможно исключительно при ус...

Консультация "Сотрудничество воспитателя с родителями в период адаптации детей к детскому саду".

Период адаптациии сложный этап в жизни не только детей раннего возраста, но и их родителей. Как сделать так, чтобы адаптация прошла успешно, дети чувствовали себя комфортно в новой обстановке, о родит...

Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду

В статье анализируются четыре основные причины, которые осложняют адаптацию ребенка в детском саду и предлагаются пути решения. Автор рассматривает как рекомендации для воспитателей дошкольных образов...

Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Адаптация  к саду. Её прохождение ребенком. Методы и приемы в работе с родителями в период адаптации....