"Формирование навыков конструктивного общения"
материал на тему
Практическое занятие с педагогами ДОУ с целью формирования коммуникативных навыков, активизации процесса самопознания и самоактуализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_konstruktivnogo_obshcheniya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
практическое занятие с педагогами ДОУ
«Изучи и пойми самого себя,
для того чтобы понимать остальных»
Цель:
- формирование коммуникативных навыков;
- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между ними;
- активизация процесса самопознания и самоактуализации;
- расширение диапазона творческих способностей.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Упражнение на знакомство «Мешочек с вещами»
Цель: знакомство участников друг с другом, самопрезентация
Ресурсы: непрозрачный тканевый мешочек
Ведущий предлагает каждому участнику положить в мешочек любую свою вещь. Во время презентации участник называет свое имя, вытаскивает, не глядя, любой предмет из мешочка, озвучивает то, чем он схож с доставшимся предметом.
2. Тест «Важней всего погода в ДОУ»
Примите результаты теста без обид и задумайтесь …
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
- Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
- Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.
- Съедаете что-то другое.
- Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.
Тот, кто выбирает второй вариант действий – мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.
Выбор третьего варианта свидетельствует об умении сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.
Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Зная об особенностях сотрудников, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Упражнение «Диспут»
Цель: развитие навыков использования различных техник коммуникации.
Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники «загара», «курения», «раздельного питания» и т.д.
Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующая, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы – если содержание аргументации не до конца ясно, или же сделать парафраз – если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, «да, именно это я и имел в виду»).
Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа: «Да, вы меня поняли правильно». Легче всего, просто повторив слова собеседника, убедиться в правильности понимания. Можно парафразировать его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.
В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников диспута.
2. Игра «Восточный рынок»
Цель: сократить дистанцию в общении, снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»
Ресурсы: листы бумаги, ручки, карандаши
Помните картину восточного рынка в сказке «Алибаба и сорок разбойников»? Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «восточный рынок»? (Крики, запах еды и пряностей, яркость, буйство красок, бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…). Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут, но сначала подготовимся.
Каждый из вас получил лист бумаги и ручку/карандаш. Разделите лист на восемь одинаковых частей. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишите свое имя и фамилию. Каждую аккуратно сложите несколько раз так, чтобы текст оказался внутри. Получившиеся заготовки положите на стол в центре комнаты.
Горка записок, сложенных на столе в центре комнаты, тщательно перемешивается психологом
Теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет 8 штук. Затем в течение 5 минут вам нужно будет найти и любым способом вернуть себе все восемь листков с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками.
Психолог во время торга поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей.
Подводя итоги, игроки обмениваются впечатлениями: что понравилось, что огорчило. Какая тактика: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, обман партнера или другая – позволила добиться успеха?
3. Упражнение «Дар убеждения»
Цель: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи
Ресурсы: два спичечных коробка, в одном из которых спрятана цветная бумажка
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка, каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).
Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
4. Процедура «Доброжелательное выспрашивание»
Цель: развитие умения вести диалог, используя коммуникативные подстройки; совершенствование коммуникативных навыков педагогов путем активного игрового взаимодействия.
Двое участников садятся в центр круга и начинают диалог, в ходе которого должны постараться узнать как можно больше информации о партнере по определенной теме.
Сначала для участия в демонстрации приглашаются двое добровольцев. Им на руки даются карточки с тремя темами, на которые они должны «вывести» своего партнера. Темы у участников разные, для демонстрации – шуточные, например:
1 участник | 2 участник |
Ежи Самолет Рубашка | Грибы Снег Ботинки |
Далее участники разбиваются по парам, где отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя партнеров в нужное русло коммуникации. Задача – делать это аккуратно, не вызывая подозрений в преднамеренности выхода на ту или иную тему…
1 участник | 2 участник |
Узнайте семейное Положение Хобби Какую кухню предпочитает | Уровень дохода Кто его начальник Распорядок деловой жизни |
Комментарий: большинство перечисленных тем в деловом взаимодействии считаются «закрытыми». Потому в общении важно, поддерживая общий доброжелательный фон, уметь получать значимую информацию о партнере, но при этом не забывать защитить собственное информационное поле.
В ходе группового анализа фиксируются:
- закономерности создания эмпатийного фона общения;
- необходимость обмена равнозначной информацией (и у меня тоже…)
- необходимость фиксации реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться…
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Упражнение «Свадьба»
Цель: стимулировать исследование поведенческих проявлений и коммуникативных реакций, возникающих в ситуации сопротивления и противоборства.
Многие люди отрицают наличие в себе упрямства как черты характера и типа поведения в процессе коммуникации. Обусловлено это тем, что портрет упрямца встречается нечасто и осуждается окружающими. Упрямство может выражаться в молчаливом сопротивлении, неумении слушать и принимать контраргументы, в настаивании на своем, даже когда понимаешь, что неправ. В содержании этого упражнения ситуация противоборства заложена в основу, но, как известно, невозможно сыграть то, чего в тебе нет.
Участники делятся на две подгруппы и садятся напротив друг друга. Участникам предлагается игровая ситуация.
Представьте себе, что вы все – родственники. Вы собрались обсудить предстоящую свадьбу… Вы будете родственниками со стороны невесты, а вы – со стороны жениха. Позиция со стороны невесты такова: свадьба случается один раз в жизни. Надо, чтобы этот день запомнился. И поэтому необходимо сделать ее пышной и роскошной. Позиция со стороны жениха: свадьба – это нерационально. Лучше, чтобы все было скромно и недорого. Пусть молодые потратят деньги на начало семейной жизни, а не на то, чтобы кормить-поить толпу людей. В разговоре вам надо доказать, что именно ваша позиция верна…
Вопросы для обсуждения:
- что со мной происходило во время упражнения (чувства, переживания, мысли);
- как я себя вел;
- где в жизни я попадаю в подобные ситуации.
- Упражнение «Мусорная скульптура»
Цель: способствовать формированию позитивного отношения к будущему; способствовать формированию восприятия неприятностей и преград как уроков, умения видеть во всем позитивный смысл
Ресурсы: любой бросовый материал, ножницы, клей, скотч, маркеры, фломастеры
I. Визуализация
Представь себе уходящий год, что произошло в этом году? Вспомни события этого года – приятные, радостные, счастливые. Пусть они пройдут перед твоим внутренним взором в виде ярких воспоминаний. Мысленно поблагодари уходящий год за все хорошее, что он тебе принес.
А теперь вспомни и представь те события, которые принесли тебе огорчение и разочарование. Может быть, в твоей жизни есть что-то, с чем хочется расстаться и больше никогда не встречаться: тягостные для тебя отношения, переживания, чувства, болезни, неудачи? Может быть, в уходящем году тобой были совершены поступки, о которых ты сожалеешь? Может быть, ты чувствуешь себя виноватой перед кем-то?
Мысленно попроси прощения у этих людей и выскажи свое сожаление. А теперь поблагодари уходящий год за все испытания и уроки, которые он принес. Быть может, смысл этих уроков тобою еще не понят, но это обязательно случится, когда пройдут твои обиды.
А теперь представь, что ты делаешь уборку в своей душе, подобно тому, как убирают квартиру. Все нужное и ценное ты расставляешь по местам, а ненужное и лишнее убираешь в мусорный пакет. Что бы ты выбросила в этот пакет? Что тяготит тебя и засоряет душу? Ты проходишься по всем закоулочкам своей души, ты отыскиваешь все застаревшее и ненужное. Постепенно твой пакет наполняется, и ты чувствуешь, насколько свободнее и легче стало у тебя на душе…
II. Всем участникам предлагается сделать свою мусорную скульптуру. Каждый ее элемент должен символизировать что-то, от чего хочется избавиться. Скульптуры делаются на полу, для скрепления используется клей, пластилин, скотч.
Во время работы звучит музыка, участники не разговаривают
III. После того, как скульптуры будут готовы, ведущий предлагает посмотреть и подумать, какой смысл, какой урок сокрыт в каждом переживании: «Посмотри и подумай: «Зачем тебе это было дано? Что ты получила в итоге? Как ты изменилась? Куда тебя ведет жизнь? Чему ты сопротивляешься?»»
Ведущий выдает участникам вырезанные заранее из клейкой бумаги звездочки: «Если вам удалось найти смысл в каком-либо событии и переживании, украсьте этот элемент скульптуры звездочкой».
Вопросы для обсуждения:
- что я выбрасываю и почему;
- что я понял из этого упражнения?
- какие чувства оно у меня вызвало?
После общего обсуждения все скульптуры упаковываются в мусорные мешки и торжественно выносятся на помойку.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось-89, 2001.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2007.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО
Работа направлена на развитие у дошкольников познавательной активности и конструктивно-игровых навыков посредством LEGO-конструирования....
Формирование навыков конструктивного общения у педагогов ДОУ
Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаимодействие. Кратко опишем его основные характеристики.Общаясь с воспитанниками и их родит...
на тему: «Формированию навыков конструктивного общения педагога с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении взаимодействии с родителями.Задачи:1. Актуализация существующих проблем во взаимодействии с родителями;2. Содействие повышени...
семинар практикум «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»
семинар практикум «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»...
Презентация "Развитие навыков конструктивного общения"
Презентация для выступления "Развитие навыков конструктивного общения с ребенком"...
Коммуникативный тренинг «Формирование у педагогов навыков конструктивного общения»
Цель: формирование коммуникативных навыков педагогов.Задачи:— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;— отработка навыков понимания других людей, себя, ...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Воспитатель и родители. Навыки конструктивного общения»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:Развивать умение конструктивного взаимодействия педагогов с родителями.Повысить п...