Консультация для педагогов "Воспитание социальной компетентности"
консультация на тему

Милютина Анна Сергеевна

Семья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации, учится жить по законам общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_sotsialnoy_kompetentnosti.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание социальной компетентности

Семья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации, учится жить по законам общества. Современная семья существенно отличается от семьи прошлых столетий: сокращается число детей, увеличивается количество неполных семей… Вместе с тем в последние годы появилось немало тех, кто уверен: для счастливого детства ребенку нужен дом, где есть отец и мать. Отношения детей и родителей на протяжении последних десятилетий меняются – они становятся более эмоциональными, определяются глубиной привязанности друг к другу. Для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.

Сегодня авторитет родительской власти часто не срабатывает. На смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети все больше времени проводят вне семьи, не всегда заботятся об одобрении своих занятий папой и мамой, нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители. В современных семьях нарастает тенденция, о которой уже в 1969 г. писал американский исследователь Г. Рейнголд: растет роль субъектности и субъективности не только родителей, но и детей. Родительские запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми, а разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают, что надо разрешить, а что запретить.

Воспитание в семье как процесс социализации детей в состоянии осуществить относительно небольшой процент российских семей (по данным статистики, от 20 до 60%). Тем не менее семья остается тем институтом, который имеет решающее значение для социализации ребенка. Механизм социализации в семье А.В. Мудрик определяет как традиционное или стихийное «усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения». Усвоение общественных традиций, обычаев, образцов поведения происходят, как правило, неосознанно, путем запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. Эффективность деятельности семьи и ДОУ в этой области определяется тем, насколько они способны обеспечить усвоение и воспроизводство детьми унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а также подготовку их к активной жизни в обществе; при этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

По единодушному признанию специалистов, наиболее кризисным звеном в цепи социальных сред в настоящее время является семья, поэтому интеграцию социальных институтов важно осуществлять прежде всего через призму интересов семьи как первичного пространства социализации ребенка дошкольного возраста, - возраста, когда его эмоциональный и социальный опыт зависит прежде всего от семейных связей, качества детско-родительских отношений, педагогической компетентности родителей.

В Законе “Об образовании” в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является следующие формы работы:

  • Совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
  • Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья»
  • «круглый стол»
  • деловая игра
  • диспут
  •  деловая игра
  •  диспут
  •  семинар-практикум
  •   консультация
  •  беседа
  •   родительское собрание
  •  вечера-развлечения
  •   брейн - ринг
  •   решение проблемных педагогических задач
  •   тестирование
  •  досуговые формы общения детей и взрослых
  •   вечер вопросов и ответов

Подробнее остановимся на совместной проектной деятельности. Благодаря своей деятельностной природе она позволяет преобразовывать знания, умения, навыки ребенка в качественные характеристики социально компетентного человека. Преимущество ее перед другими видами деятельности заключается в активной позиции ребенка, самостоятельно и осознанно планирующего собственную деятельность. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

Позиция педагога должна помогать социальному развитию детей. Он делится с детьми своими мыслями и чувствами, планами и ожиданиями, показывает заинтересованность  в качестве и результатах работы, в новых идеях. Педагог демонстрирует эффективное, компетентное поведение, так чтобы дети могли воспроизводить его. Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявить индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Индивидуальные интересы относятся либо к определенному типу поведения, которое предпочитается участниками проекта (например, поиск наилучших путей выполнения задания или организация совместной работы), либо к областям знания (например, история орудий труда, разновидности кружевных платков). Педагог не только способствует развитию компетентности, связанной с данными интересами, но и выявляет мотивацию родителей и детей для поддержания увлеченности этой деятельностью. Благодаря его усилиям возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка. В результате эмоционального раскрепощения родителей в семье создается более теплая нравственно-психологическая атмосфера, родители становятся «эмоциональным тылом», преодолевается дистанция в общении, выступающая серьезной преградой в развитии дивалога воспитателя и родителей. Обращение воспитателя прежде всего и только к долгу родителей, их рассудку уступает место прямым обращениям к чувствам и переживаниям матери или отца. В такой роли педагог становится привлекательным как партнер по общению.

Установление основанных на доверии отношений между родителями и педагогами помогает организации совместных исследований и – главное – формированию личности ребенка. Педагогу важно уметь проектировать, планировать систему воздействия на ребенка, ее содержательные и дидактические компоненты, важно уметь прогнозировать и предвосхищать результаты этого воздействия, предвидеть достижения ребенка, новообразования его психического развития. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей могут послужить источником информации и реальной помощи педагогу.

Выделяя  качестве основы проектной деятельности интеграцию семьи и дошкольного учреждения, необходимо обратить внимание на особый механизм взаимодействия родителей и педагогов. Использование проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ должно носить характер тщательно продуманной, хорошо спланированной, целенаправленной работы с семьями воспитанников. Исследователь С.М. Оберемок описывает такой механизм взаимодействия.

Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов . им следует предлагать информацию о возможных способах участия в проектах, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта. Для этого в групповой приемной необходимо выделить специальное место, где будет размещаться все, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей  и детей. Информация должна быть понятной для родителей, привлекательной и должна регулярно обновляться.

Правило второе – добровольность и возможность выбора. Предложения педагога должны соответствовать интересам и возможностям родителей. Для этого им заранее предлагают варианты участия в проекте, можно даже обучить тех родителей, кто выразит такое желание.

Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности. Педагогам необходимо поддерживать и поощрять участие всех членов семьи в проектной деятельности, благодарить каждого участника проекта за его  персональный вклад. В группе можно выделить специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Экспериментальная работа в данном направлении позволяет описать алгоритм реализации семейных проектов.

На первом этапе педагоги разрабатывают положение о смотре семейных проектов, критерии оценки семейных работ, сценарий финала. Родителей знакомят с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами. С детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности.

Второй этап – это собственно проектная деятельность родителей и детей. Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи. Идеи проекта воплощаются в театральных сценках, фотоколлажах, коллекциях, панно, справочниках, рекламах, песнях, книгах.

На третьем, заключительном этапе происходит презентация семейных проектов. Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами.

Хочется еще раз подчеркнуть важность осознания специалистами ДОУ ценности обновления связей семейного общественного воспитания в современных условиях. Совместная проектная деятельность – это важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного  учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие социальной компетентности - важный этап социализации ребёнка"

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в чело...

Социальная компетентность детей дошкольного возраста в изменившихся социальных условиях

Данная статья предназначена для пользования воспитателями,работающими с детьми старших групп детских садов.В этом возрасте у детей происходит формирование социальных навыков,усвоение объективно заданн...

Консультация для воспитателей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых»

Консультациядля воспитателей«Развитие социальной компетентности детейв процессе ознакомления с трудом взрослых»...

Консультация для воспитателей "Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых"

Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых....

Презентация в формате Powr Point Консультация для воспитателей на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию»

Презентация разбита на 2 части, т.к. ее размер больше 3МБПлан:Актуальность2. Теоритическая часть•Социализация•Семейная социализация•Роль семьи в социализации ребенка•Социальная ком...

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»Подготовила воспитатель: Кузнецова С.П. Дошкольный возраст – важный ...