Консультация для воспитателей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых»
консультация на тему

Просцова Юлия Николаевна
Консультация
для воспитателей
«Развитие социальной компетентности детей
в процессе ознакомления с трудом взрослых»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_trud.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32 города Каменск-Шахтинский

Консультация

для воспитателей

«Развитие социальной компетентности детей

в процессе ознакомления с трудом взрослых»

 

Подготовила: воспитатель

Просцова Ю.Н.

                                                               

Каменск – Шахтинский

2014

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство-чувство созидателям материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

                                                                                 В.А. Сухомлинский

Среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребёнке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

        Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей –не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст-ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления- обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

     

                                 Основные направления работы с детьми  

 

 

         Знакомство с трудом взрослых               

        

                            Формирование представлений о труде взрослых

                                                       Конкретные сведения

Трудовые действия и трудовые процессы

Материалы, оборудование, инструменты для  осуществления трудовых процессов

Конечные результаты

труда

Отношение человека к труду

Качество действий человека

Характер взаимоотношений

людей в труде

Обобщённые сведения

Значение труда каждого человека

Свобода выбора профессии и работы, возможность проявить свои творческие способности

Почётность и важность любой работы и профессии

Общие сведения

Труд как основа жизни людей

Труд как основа развития страны

Труд как основа благосостояния каждого человека и общества в целом

Труд как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации

Содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых

3-4 года        

-Дети знают, что все люди трудятся.

-Уважительно относятся к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки, мебель и прочие предметы).

Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно относятся к ним; любуются, выделяя ярко выраженные свойства и качества (красивое платье, чашка, ковёр и т.д.

-Испытывают благодарность к людям, выполняющим нужные для детей дела (повар готовит еду).

-С помощью взрослого устанавливают связь между целью и результатом трудового процесса. («Вот как много грязной посуды в мойке. Надо её помыть…А теперь, когда няня помыла посуду и она стала чистой, блестящей, красивой, её можно поставить в шкаф».)

-В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым (наводят порядок в кукольном уголке, аккуратно завязывают шарф сверстнику и т.п.)

4-5 лет

-Продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профессиях. Уважают тех, кто трудится. Понимают цель их труда (няня в детском саду заботится о детях). Уважают труд дворника (не сорят). Стараются помогать взрослым в их повседневном труде

-Имеют представления о структуре трудового процесса, выделяют цель, трудовые действия и результат. Знают, что цель труда определяет, какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата.

-Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым.

-Стремятся подражать труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.

5-7 лет

-Расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда (производственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: школа, больница, театр). Знают, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности, человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество.

-Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщённые представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.(Как хлеб на нашем столе появился?).

-Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.

-Имеют общее представление о труде взрослых (труд-основа жизни и благосостояния каждого человека, страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всём мире.

-Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляя заботу о них и внимание к их работе.

-Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять её компоненты. (Ситуация-пролитый кисель на полу. Цель и мотив(что надо сделать и для чего).Надо протереть пол, чтобы никто не поскользнулся. Отбор средств для работы (что для этого нужно). Надо взять необходимое оборудование.  Результат. Стало чисто.

-Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.

Дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых

«Что хочет делать Маша?»

«Кому это нужно?»

«Выбираем работу»

«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

«Угадайте, что я делаю?»

«Что сначала, что потом?»

«Назови профессию»

«Угадай профессию»

«Кому без них не обойтись?» и т.д.

Вопросы и задания по выявлению знаний у детей о труде взрослых

3-4года

-Кто моет пол, вытирает пыль?

-Кто моет посуду и ставит её в шкаф?

-Кто убирает снег на участке?

-Зачем дворник убирает снег, подметает?

-Кто сшил красивую одежду для кукол?

-Почему нельзя ничего бросать на пол?

-Покажи, куда нужно убирать мусор?

4-5 лет

-Для чего шофёр возит грузы (повар готовит пищу, врач лечит людей)?

-Почему они стараются хорошо работать, трудятся быстро, ловко, аккуратно?

-Чем занимается повар? Какие блюда он готовит?

-Как трудится твоя мама (папа, бабушка) дома?

-Чем занимается твоя мама(папа)на работе?

-Как ты помогаешь маме дома?

-Какие предметы нужны для того, чтобы сделать уборку в помещении(на участке, чтобы приготовить обед)?

5-6 лет

-Какие профессии вы знаете?

-Где работают ваши родители (какая у них профессия, чем они занимаются на работе)?

-Для чего все люди трудятся?

-Кто работает ночью?

-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?

-Какие пословицы о труде вы знаете?

-Какие вы знаете книги, в которых рассказывается о труде людей?

-Для чего человеку нужны инструменты и машины?

-Расскажите, как вы помогаете взрослым в детском саду и дома.

6-7 лет

-Какие профессии вы знаете?

-Какое значение имеет профессия учителя (или др.)?

-Какое значение имеет труд в жизни людей?

-Расскажите о профессиях своих родителей.

-Что вы знаете о работе на селе?

-Какие сельскохозяйственные профессии вы знаете (полеводы, механизаторы, пчеловоды и др.)?

-Какие стихи и пословицы о хлебе вы знаете?

-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему? Расскажи об этой профессии.

-Люди каких профессий работают под открытым небом в стужу, непогоду, ночью и в других трудных для человека условиях?

Пословицы и поговорки о труде

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

Терпение и труд-всё перетрут.

Поспешишь- людей насмешишь.

Звону много, да толку мало.

Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.

Семь раз отмерь- один раз отрежь.

Землю красит солнце, а человека труд.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Глаза боятся, а руки делают.

У него лень за пазухой гнездо свила.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

Муравей не велик, а горы копает.

Один собирает, другой зевает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"

Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....

Консультация для воспитателей "Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых"

Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых....

«Развитие социальной компетентности детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с трудом взрослых»

В публикации описывается содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых ....

Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых

Среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда...

Консультация для воспитателей "Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой".

Дети дошкольного возраста стремятся к познавательной деятельности. В детском саду созданы все условия для формирования положительных качеств личности. Логическое мышление  формируется в процессе ...