Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1
материал на тему

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим.  В процессе изучения курса семинара педагоги знакомятся с новыми понятиями, узнают, что такое эмоции и эмоциональные проявления, учатся использовать в работе с детьми техники саморегуляции и овладевают способами управления эмоциональным состоянием дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx47.55 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ Павловский детский сад №11

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Формирование эмоциональной стабильности

у  дошкольников»

Руководитель: Безрукова Н.А.


     Модернизация российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Основными приоритетами выступают: личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и развитие его индивидуальности. В соответствии с этим детский сад призван обеспечить воспитанникам гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление их эмоционального развития, формирование добрых чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

     Для успешного эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий: удовлетворение их потребностей в положительно-эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с  взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании их достижений окружающими.

     Взрослый человек не может быть безучастен к  тому, что  происходит вокруг. Поступки, предметы, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувство переживания, радуют и огорчают. Несмотря на это, он может контролировать свои эмоции и не показывать их окружающим. В отличие от взрослых ребенок выражает свои эмоции бурно и непосредственно. И не столько потому, что у него слабо развит самоконтроль – у него нет жизненного опыта.

     Основой для накопления ребенком положительного опыта является эмоционально-комфортный климат в группе детского сада и содержательное, личностно – ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. Каждый педагог в полной мере осознавать: чтобы ребенок в будущем безболезненно адаптировался к требованиям школьной, а затем и взрослой самостоятельной жизни, он должен обладать набором «компетентностей», среди которых важную роль эмоциональная способность выдерживать нагрузки, разочарования,  не бояться  новых ситуаций, уверенность в себе и своих силах. Однако, сложившаяся практика показывает, что уровень знаний воспитателей об эмоциональной сфере дошкольников недостаточен, поэтому работу по формированию эмоциональной стабильности у детей следует начинать с обучения педагогов.

     Для этого, на базе нашего МК ДОУ «Павловский детский сад №11», была разработана программа постоянно действующего семинара с педагогами на тему: «Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников», который  предполагает проведение практических занятий образовательной траектории.

     Важной особенностью педагогической деятельности является ее насыщенность стрессогенными факторами (широта функций педагога, высокая ответственность за исполняемые обязанности, повышенные интеллектуальные нагрузки, необходимость постоянного совершенствования и т.д.). Исследования  многих ученых показывают, что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов  эмоционального  реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации.

В результате у некоторых педагогов возникает состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в раздражительности, подавленности, снижении работоспособности, психосоматических изменениях. Все это негативно сказывается на профессиональной деятельности, здоровье педагога и благополучии детей.

     Взрослый является для дошкольника не только источником информации, но и примером, образцом поведения, во многом определяющим его личностное развитие. Поэтому особое внимание в педагогическом процессе уделяется умению педагога формировать у ребенка чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности, что реализуется на основе мягких воспитательных воздействий, терпимости, саморегуляции эмоционального состояния (Л.Н. Башлакова, Я.Л. Коломинский, А.Б. Николаева, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.И. Чиркова и др.).В этой связи возрастает значение эмоциональной устойчивости специалиста дошкольного профиля в работе с детьми.

     Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим.  В процессе изучения курса семинара педагоги знакомятся с новыми понятиями, узнают, что такое эмоции и эмоциональные проявления, учатся использовать в работе с детьми техники саморегуляции и овладевают способами управления эмоциональным состоянием дошкольников.

   

      ЦЕЛЬ семинара:

  • ПОВЫШЕНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОМПЕТЕНТНОТИ  ПЕДАГОГОВ  В ОБЛАСТИ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ  ДЕТЕЙ.

   

     


ЗАДАЧИ:

  • Формирование у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;
  • Совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;
  • Расширение представлений об эмоциональных состояниях, формирование умения различать и понимать их;
  • Обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

   

     ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ  РАБОТЫ  С  ПЕДАГОГАМИ:

  • Постоянно действующий семинар;
  • Тренинговые занятия;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Информационные стенды;
  • Творческие встречи;
  • Педагогические советы;
  • Беседы в неформальной обстановке;
  • Совместные досуги;
  • Мастер- классы;

ОБЯЗАННОСТИ  РУКОВОДИТЕЛЯ  ПОСТОЯННО  ДЕЙСТВУЮЩЕГО СЕМИНАРА:

  • Составление учебно-тематического плана семинара;
  • Регистрация слушателей на каждом занятии;
  • Диагностирование образовательных потребностей участников;
  • Консультирование слушателей семинара;
  • Составление отчета по итогам работы семинара;
  • Размещение информации о работе семинара на информационном стенде.

   


  В рамках  семинара могут использоваться следующие формы учебных занятий:

- лекции;

- дискуссии;

- посещение открытых занятий;

- мастер-классы;

- практикумы.

     Выбор той или иной формы осуществляет руководитель семинара. Занятия предусматривают, как групповую, так и индивидуальную работу педагогов.

     Программа семинара состоит из 9 учебных занятий, каждое продолжительностью 1 ч. Периодичность их проведения – 1 раз в месяц в соответствии с учебно-тематическим планом.

     Занятие начинается ритуалом приветствия, помогающим установить эмоционально-позитивный контакт руководителя семинара с группой и облегчающим включение в работу, а завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают участников, создают атмосферу группового доверия.

   Каждое занятие имеет следующую структуру:

  • вводная часть, включающая приветствие и разминку;
  • основная;
  • заключительная.

     Цель вводной части - создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы. Разминка включает в себя упражнения, которые повышают уровень активности и способствуют формированию групповой сплоченности.

     Целью основной части является повышение психологической компетентности педагогов; углубление теоретических и практических основ по теме: «Эмоции» (изложение теоретических основ темы занятия; игры и упражнения на закрепление полученных знаний; этюды на отработку эмоциональных состояний). Основная часть включает в себя мини-лекции, представляющие информацию об обсуждаемой проблеме, упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач занятия.

     Цель заключительной части - фиксация педагогами полученных знаний, снятие психоэмоционального напряжения (рефлексия, релаксация). При этом обсуждение итогов или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема

Количество часов

Формы контроля

Психическое здоровье дошкольника

1

Тест «Психическое здоровье»

Эмоции и их виды.

Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольника.

1

Методика оценки уровня социально-психологического климата коллектива.

Тест «Ваш стиль общения».

Банк признаков эмоции.

1

Выполнение этюдов, упражнений согласно теме занятия.

Фундаментально положительные эмоции.

1

Выполнение этюдов, упражнений согласно теме занятия.

Фундаментально отрицательные эмоции.

1

Выполнение этюдов, упражнений согласно теме занятия.

Основы саморегуляции.

1

Опросник  САН (самочувствия, активности и настроения)

Агрессивное состояние  как проявление эмоций.

1

Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»

Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

1

Тест «Конфликтная ли Вы личность».

Итоговое занятие «Педагогический калейдоскоп».

1

Итоговое анкетирование, ситуации, тестовые задания.

ВСЕГО:

9


ЗАНЯТИЕ №1

«Психическое здоровье дошкольника»


     Сегодня мы с вами попробуем раскрыть смысл таких понятий как «здоровье», «психическое здоровье», сформулируем основные критерии психического здоровья, обучимся некоторым способам саморегуляции. В заключительной части проведем рефлексию и релаксацию.

Ритуал – приветствие «Круг радости»

     Давайте дружно встанем в «Круг  радости» для того, чтобы весело приветствовать друг друга, ведь для этого есть причина: здесь собрались настоящие друзья.

     У кого сегодня хорошее настроение?

     Готова ли ты (назвать воспитателя по имени и отчеству) поделиться с нами, своим хорошим настроением? (передаем мяч по кругу, хорошее настроение)

Упражнение «Продолжи предложение»

     Наши дети, как правило, это…

     Мой любимый ребенок – это…

     Трудный ребенок тот, который…

     Я бы не хотела работать с ребенком, который…

     Я бы очень хотела работать с детьми, которые…

     Я бы хотела видеть моих детей…

     Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Здоровье – одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (принимаемый без доказательств): «Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ». Быть здоровым – естественное стремление каждого человека.

     Что же такое здоровье?

     Простота ответа на этот вопрос типа «это когда ничего не болит» – кажущаяся.  До сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». В энциклопедии здоровье трактуется как «нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности».  Г.А.Апанасенко определяет здоровье как «динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость-сохранение особи, репродукция-продолжение рода) и социальных функций».

     Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год).

     Обобщив все эти понятия, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды. 

     Человек - сложная живая система, и ее жизнедеятельность осуществляется на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования: биологическом, психологическом и социальном.

     В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья:

  • Соматическое здоровье;
  • Физическое здоровье;
  • Психическое здоровье;
  • Нравственное здоровье.

Первый уровень – биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами – это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

  • Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
  • Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень – психическое здоровье связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). К компонентам психического здоровья относят:

  • Нравственное здоровье –комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле – здоровый дух» (Mens sana in corpora est).


Третий уровень
 – социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

     В обобщенном и несколько упрощенном виде компонентами здоровья являются:

для соматического и физического здоровья - я могу;

для психического здоровья - я хочу;

для нравственного здоровья - я должен.

     На данном занятии мы рассмотрим здоровье, связанное с психологическим уровнем.

     Психическое здоровье – это когда человек может адекватно воспринимать все, что с ним происходит и, соответственно, адекватно действовать. А, кроме того, составляющими здоровой психики являются душевный комфорт, умение справляться со стрессовыми ситуациями, потребность в общении и самореализации.

      Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психи́ческое здоро́вье (духовное или душевное) —это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

     Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других факторов, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья.

     При каких условиях человек чувствует себя лучше всего? Ведь если мы будем знать, что нужно каждому из нас для нормального существования в этом мире, то сможем хоть как-то приблизиться к состоянию гармонии в собственной душе. А при достаточном усердии и внимании к собственной персоне вполне возможно сделать так, что это состояние поселится в душе надолго, и вы еще сможете поделиться им со своими близкими людьми.

     Поскольку конечным итогом высокоразвитой личности является психологическое благополучие, поэтому для комплексного развития требуется знать основные составляющие психического здоровья и благополучия. Их несколько.

1. Первой и самой важной составляющей является принятие себя как человека, достойного уважения. Это центральный признак ментального здоровья человека. Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов. «Смех - здоровье души», - учит армянская пословица. Человек здоровой психики - это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.

2. Умение человека поддерживать позитивные, теплые, доверительные отношения с другими. Люди с такими качествами имеют более высокий потенциал к любви и дружественным отношениям.

3. Автономность - это независимость и способность человека регулировать свое поведение изнутри, а не ждать похвалы или оценки себя со стороны окружающих. Это способность, благодаря которой человек может не придерживаться коллективных верований, предрассудков и страхов.

4. Экологическое мастерство - способность человека активно выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает его психологическим условиям жизни.

5. Наличие цели в жизни - уверенность в наличии цели и смысла жизни, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.

6. Самосовершенствование - мало достичь тех характеристик, которые были описаны выше, важно развивать собственный потенциал. Т.е. должна быть потребность реализации себя и собственных способностей. Важным аспектом отношения к себе, как к личности, способной к самосовершенствованию, является также открытость новому опыту. По большому счету, психическое здоровье зависит от состояния нашего тела, психики и социального окружения.

     Для взрослых базовыми условиями хорошего самочувствия являются здоровая нервная система и спокойная доброжелательная обстановка.

     Для детей нужны дополнительные условия:

- присутствие родителей;

- внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;

 - больше самостоятельности и независимости.

     Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка — это дошкольное детство (приблизительно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, "появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли" (1989).

    С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.

    Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка - дошкольника.

     Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка.

     Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детьми порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово — "истина в последней инстанции", ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими, предвидения того, как нас воспринимают и отдельный ребенок, и группа детей.

     И вот в одном детском саду был задуман эксперимент. Провести его наметили в старших группах детского сада.

     Центральная фигура воспитательного процесса в детском саду — воспитатель. Специфика его работы заключается в том, что с каждой группой дошкольников поочередно находятся два воспитателя, выполняющие одни и те же обязанности и даже работающие одно и то же количество часов. Итак, служебно-функциональные обязанности педагогов в детском саду идентичны, и, следовательно, можно выявить личностные особенности педагогов, их своеобразие в восприятии детей. Учли мы и следующее немаловажное для нас обстоятельство, заключающееся в том, что общение детей с воспитателем отличается определенной близостью, а на передний план для детей в этом возрасте могут выступить те качества, которые дети особенно ценят в родителях и близких им людях при различного рода контактах: доброта, справедливость, жизнерадостность, общительность и др. При таком близком контакте личностные качества взрослых во всем их разнообразии наиболее ярко запечатлеваются в душе ребенка. Вначале велось целенаправленное наблюдение за воспитателями на занятиях, на прогулках и т. д. Результаты наблюдения фиксировали, отмечая положительные, отрицательные и нейтральные проявления воспитательной работы в общении с ребенком (фиксировались мягкость или категоричность тона, позитивная или негативная оценка деятельности, поощрения).

    Затем, договорившись с воспитателями,  предложили ряду детей, выбранных произвольно в каждой группе детского сада, "замещать" сначала одного, а через некоторое время — другого воспитателя в собственной группе.

    Внешне это выглядело так. Воспитатель во время занятий  или сбора на прогулку обращался к одному из детей: "Ты остаешься за меня!" Десять дошкольников в пяти группах детских садов в естественной ситуации отсутствия воспитателя оставались за него. Воспитатель, уходя, забирал с собой часть детей, чтобы облегчить задачу своему "преемнику". Положительные, отрицательные и нейтральные проявления детей в роли воспитателей внимательно учитывались. Наблюдать за детьми было исключительно интересно. Так, девочка, замещающая воспитателя во время сбора детей на прогулку, должна была вывести их из групповой комнаты в раздевалку. Семь раз она заставляла строиться своих "воспитанников". На ее взгляд, они то медленно строились, то ряды были неровными, то кто-то высовывал голову, нарушая стройность рядов. Даже экспериментатор, изображавший страшную занятость за письменным столом, стал объектом воспитания: "Подвиньтесь в угол, — скомандовала она. — Вы мешаете нам строиться!". Воспитатель оказывается для детей образцом для подражания даже в таких малосущественных, с нашей точки зрения, деталях.

    Но главная неожиданность ждала  впереди, сравнив  результаты, полученные после наблюдения за реальными воспитателями и детьми, "замещающими" их. Представилась редкая возможность увидеть взрослых как бы в зеркале детского восприятия. И оказалось, что дети во многом поняли и уловили их "неодноликость", их отличие друг от друга. Результаты, полученные при наблюдении за детьми сообщили о том,  что характеристики взрослых, полученные в наблюдениях за детьми, во многом совпадают с реальными характеристиками работающих педагогов.

    Означает ли это, что ребенок в роли "маленького психолога" очень точно, ярко и достоверно чувствует взрослого? Разумеется, нет. Он выделяет для себя именно те качества, которые для него важны в данном возрасте, где поддержка взрослого, его сочувствие помогают ориентироваться в системе отношений, познавать, "что такое хорошо, что такое плохо".

     Ф.И.Тютчев, тончайший знаток человеческой души, писал в одном из стихотворений: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..." Дано ли нам предугадать, как "отзовется" в ребенке личность взрослого во всей сложности его качеств, включая и «слово»?

     Что дает взрослому умение видеть себя в зеркале детского восприятия? В конце концов, нам не в обиду наши собственные вспыльчивость, занудливость, авторитарность и тому подобные человеческие изъяны, мы прощаем себе пробелы в эрудиции, неловкость поведения, отсутствие вкуса и другие несовершенства. Но если наши "минусы" не перекрываются нашими "плюсами", это плохо. Может быть, наши недостатки не изживаются нами в силу твердой уверенности, что о них знаем только мы, их обладатели, а дети видят только наш украшенный фасад?

    Мы идем рядом: родители, педагоги и дети. Нам кажется — мы знаем о них все: и что они любят, а что нет, и какие они есть, и какими они станут. Мы внимательно вглядываемся в еще расплывающиеся и мягкие очертания характера, проступающего в их лицах. Мы уверены: они нас не видят, так как смотрят в другую сторону. И вдруг мы удивлены. Да, дети увлекаются, играют, смеются. Но их зоркие глаза не упускают ни наших слов, ни нашего тона, ни нашего взгляда. Нельзя забывать: рядом с нами зорко смотрит на нас — даже тогда, когда он играет — и постигает нас, а через нас — весь мир маленький ребенок — психолог в коротких штанишках.

     А сейчас, мне хочется прочитать вам стихотворение «Когда Вы думали, что я не смотрел…»

Когда Вы думали, что я не смотрел…

«Когда Вы думали, что я не смотрел, я видел, что Вы повесили мой первый рисунок на холодильник, и я немедленно захотел нарисовать другой.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я видел, что Вы накормили бездомную кошку, и я узнал, как хорошо быть добрым к животным.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я видел, что Вы сделали мой любимый пирог для меня, и я узнал, что небольшие вещи могут быть специальными вещами в жизни.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я услышал, что Вы прочитали молитву, и я узнал, что есть Бог, с которым я мог всегда говорить, и я учился доверять Богу.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я видел, что Вы приготовили блюдо и отнесли его другу, который был болен, и я узнал, что все мы должны помогать и заботиться друг о друге.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я видел, что Вы отдаете свое время и деньги, чтобы помогать людям, у которых ничего нет, и я узнал, что те, у кого есть что-то, должны помогать тем, у кого нет ничего.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я видел, что Вы заботились о нашем доме и обо всех в нем, и я узнал, что мы должны заботиться о том, что нам дано и дорого.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я видел, как Вы относитесь к своим обязанностям, даже когда Вы не очень хорошо себя чувствовали, и я понял, что буду ответственным, когда вырасту.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я видел, как слезы текли из Ваших глаз, и я узнал, что иногда вещи могут причинять боль, и это нормально — плакать.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я видел, как Вы заботились обо мне, и я хотел быть всем, чем я мог быть.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я извлекал большинство уроков из жизни, которые я должен знать, чтобы быть хорошим и успешным человеком, когда я вырасту.

Когда Вы думали, что я не смотрел, я смотрел на Вас и хотел сказать, «Спасибо за все вещи, что я видел, Когда Вы думали, что я не смотрел!»

ИГРА «Мы тебя любим»

     Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим».Можно назвать каким-либо ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко» и т.д.)

     Воспитать здорового ребенка может только физически и духовно здоровый педагог. Вряд ли кто станет спорить с тем, сто работа в детском саду – многогранна, необъятна и энергозатратна.

     

     Современный уклад жизни ввергает нас в водоворот событий, содержащих в себе огромное количество стрессовых  факторов. В этих условиях физические и психологические нагрузки приводят к перенапряжению, которое имеет свойство накапливаться. Такой человек не перестает ощущать раздражительность и постоянную усталость. Многие проблемы можно решить, если научиться в нужный момент избавляться от напряжения, расслабляться.

     Методы снятия напряжения, умственного или физического:

  1. Релаксация – последовательное мышечное расслабление;
  2. Аутотренинг – самовнушение на фоне максимального мышечного

          Расслабления;

  1. Визуализация – воссоздание зрительных образов;
  2. Дыхательные техники – сознательный контроль за ритмом, частотой и

          глубиной дыхания;

  1. Медитация.

     Для успешного их применения необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Саморегуляцией следует заниматься не от случая к случаю, в зависимости от настроения, а ежедневно.

2. Относиться к занятиям по саморегуляции как к обязательному ритуалу, такому же, например, как гигиена тела.
3. Помнить, что скептическое отношение к саморегуляции никак не отражается на ее эффективности. Главное — четко выполнять методические инструкции.
4. Не ждать мгновенных результатов.

      Выполняя психотехнические упражнения, педагог прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику.

     А теперь измерим уровень стресса каждого из вас, который вы чувствуете в своей жизни.

ТЕСТ

«Поговорим о плохой погоде и нестиранных носках!»


Попробуем перенестись назад – во времена, когда все стирали руками и вывешивали бельё сушиться во дворе.

Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?

  1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»
  2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».
  3. «Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».
  4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».


Выберите свой вариант ответа, который подходит вам больше всего.

Ключ

Это ситуация – прекрасный пример тех мелких стрессов, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни: ежедневная монотонная работа, плохая погода. Ваш ответ по поводу неудачного для стирки дня – это измеритель уровня стресса, который вы чувствуете в своей жизни.

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьёзно повлияет на ваше здоровье.

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

Уровень стресса: 50. вы не поддаётесь стрессу, вам удаётся сохранять позитивное видение, даже когда всё идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решать по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

3. «Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса:100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, всё заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали всё, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков ещё раз или купите новые.

РЕФЛЕКСИЯ


Что вы сейчас чувствуете?

Какай опыт приобрели в ходе этого занятия?

Наше занятие завершается. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет придела! Я желаю вам успехов на вашем профессиональном и жизненном пути!
 

Уважаемые коллеги, не надо открывать новую главу с понедельника. Откройте новую главу прямо сейчас!

РЕЛАКСАЦИЯ «Внутренний луч»

     Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность…

     Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.

     Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми.

     Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

     Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”


Высказывания Фаины Раневской о здоровье:

— Фаина, — спрашивает у Фаины Раневской ее старая подруга, — как ты считаешь, медицина делает успехи?
— А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а теперь достаточно язык показать.

• Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

• Я себя чувствую, но плохо.

• Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

• Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

***

- Ну, просыпайся, зайка..

- Нет, я сегодня рыбка. У меня нет ножек, и я в садик не пойду.

Рекомендации для сохранения психического здоровья

     Итак, чтобы сохранить психическое здоровье на должном уровне, рекомендуется:


--- Трудиться. Труд – лучшее лекарство (как физический, так и умственный, желательно по очереди).


--- Разнообразить свои дни разносторонними, разноплановыми занятиями (хобби, общение, спорт). Такие виды деятельности возвращают полноту ощущений, придают бодрости, позволяю ощутить приятную усталость, возвращают работоспособность.


--- Найти смысл жизни (дети, семья, волонтерское движение, созидание, помощь окружающим). Когда чувствуешь себя нужным обществу, есть стимул жить и развиваться.


--- Соблюдать режим дня (сон,
здоровое питание).


--- Вовремя, с удовольствием отдыхать (ложиться спать не слишком поздно, гулять на свежем воздухе, путешествовать, знакомиться с новыми людьми).


--- По максимуму исключить вредные привычки.


--- Находить позитив в каждой ситуации (что ни делается, то к лучшему).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"

План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Занятие №2

Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Рекомендации к занятию №2

Рекомендации к занятию №2. Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...