Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
    консультация на тему

    В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в этом возрасте в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает. Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры необходимо с этого возраста. Экологическое воспитание и воспитание умения видеть и понимать красоту немыслимы без чувства восхищения природой.   

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Эстетическое чувство, получаемое

    человеком от природы, должно возвыситься

    на ступень эстетического вкуса,

    приобретаемого воспитанием и развитием.

    В.Г. Белинский

    Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

    Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

    Экологическое воспитание и воспитание умения видеть и понимать красоту, немыслимы без чувства восхищения природой. Восхищение этой красотой делает человека лучше. Красота положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней… «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем только сможем. Сколько чудесных ощущений и впечатлений может ребенок получить от общения с природой! От нас, взрослых, зависит научится ли ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту природы.

    В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология не только наука – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, такой большой и такой хрупкой…

    Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

     В  теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

    Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного отношения к окружающей среде, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в этом возрасте в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает. Природа с ее богатейшим разнообразием явлений, растений и животных, непосредственное общение с ней составляют очень важный компонент в нравственном развитии ребенка, настраивает на сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие данных качеств является основой экологического образования.

    Главная цель экологического образования – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

    В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:

    - Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

    - Формирование знаний о природе;

    - Развитие переживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому так важна роль воспитателя в формировании у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитании сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

    Реализацию поставленных задач педагогам необходимо начинать с создания обогащенной эколого-развивающей среды группы, участка, дошкольного учреждения (огород, цветники).

    Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы. Труд и наблюдения детей за растениями в уголке природы необходимо организовывать в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной).

    Таким образом, создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой, формирования у них прочных, осознанных знаний, трудовых навыков и умений, развития наблюдательности. А на основе знаний и навыков воспитываются и бережное отношение к природе и интерес к ней.

    Уход за комнатными растениями  педагог делает в основном сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть как льется вода из лейки, как уходит в землю; отдельные дети могут и немного помочь: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д.

    В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко и обильно цветущие. Это герань, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), фикус, кливия.

    Также в уголке природы помещают  календарь природы, где воспитатель  каждый день с детьми отмечает состояние погоды, читает стихи и загадки про времена года.

    В конце зимы воспитатель вместе с детьми сажает лук в наполненный землей ящик и в воду, а затем наблюдает за ростом зеленого лука и его корешков, осторожно поливает его. В конце апреля  в группе организуют огород, сажают чеснок, лук, а также крупные семена бобов, фасоли, настурции, затем поливают и наблюдают за ростом растений.

    Для проведения занятий необходимы наглядные пособия: натуральные объекты живой и неживой природы, иллюстрированные пособия (модели, муляжи, картины, фотографии, развивающие и дидактические игры и т.д.).

    Такая обогащенная среда позволит воспитателю организовать с детьми различные виды деятельности, а так как ребенок – это активное, деятельное существо, его достаточно направить в нужное русло, показать, как действовать в созданных условиях. Хорошо продуманная, созданная материальная база обеспечивает ребенку возможность наблюдать и ухаживать за растениями, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.

    Формирование у младших дошкольников экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам необходимо проводить в процессе интеграции организованной образовательной деятельности, экологических развлечений, наблюдений, прогулок по экологической тропе, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Для экологического образования можно использовать любой содержательный материал.

    Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении проходят через систему сезонных ежедневных прогулок, в процессе которых формируются основы и начальный опыт природосообразного поведения дошкольника, умения и навыки наблюдений за природными объектами, положительное отношение к природе, способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

    Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит народному творчеству, поскольку оно восходит к тем далеким временам, когда образное отражение природы и ее законов помогало приспосабливаться к условиям меняющейся среды.

    В детском саду с удовольствием используются Потешки с пением о солнышке, особенно в младших группах, хороводные песни, игровые песни, хороводные игры, загадки, сказки.

    Для воспитания любви дошкольников к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать разнообразные художественные произведения, имеющиеся в арсенале народного фольклора, образы природы звучат по особому, неповторимо, утверждая и славя ее красоту и ценность.

    Целесообразное сочетание экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у дошкольников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления, как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды.

    Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно и осуществляться в дошкольный период в том случае, если система работы в детском саду сочетается на ребят в семье.

    Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, примеры положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам. Таким образом, уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. Поэтому нужно стараться  довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

    "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

    Консультация "Нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

    Консультация для родителей "Нравственно-патриотического воспитания детеймладшего дошкольного возраста"...

    Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

    Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так д...

    Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

    Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...

    Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

    Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе. ...