Формирование у дошкольников познавательной активности через экспериментирование
статья на тему

Родина Любовь Николаевна

Один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников познавательной активности через экспериментирование.

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 24 «РОДНИЧОК» г.Вольска Саратовской области Родина Л.Н., I квалификационная категория

            Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста неразрывно связано с предметной деятельностью. Именно в ней развиваются любознательность ребёнка и его познавательная активность, которая становится мотивационной основой познания.    

         Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых(в пределах возможности ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления ребёнка направлен на получение неожиданных эффектов и выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Все, что окружает ребенка – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое -  вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность ребенка, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

           Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок приобретает возможность вызывать или прекращать какое - либо явление, изменять его в том или ином направлении; получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность.

             Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы показать правильный способ действия или руководить действиями ребёнка, а в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность и познавательную активность. Это предполагает предъявление ребёнку специальных «интригующих», загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Это могут быть:

  • коробочки с секретом;
  • детские музыкальные центры;
  • механические игрушки;
  • клавишные игрушки;
  • игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим                                                     движением и появлением чего-то нового;
  • материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

             Широкие возможности для экспериментирования открывают действия с песком, водой, красками, бумагой, магнитами, природным материалом и многое другое.

             Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж.Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной. Какой же выход из положения? Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролированного детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.
            Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
             Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект «В гости в космос». Формирование у дошкольников познавательной активности.

ознакомление с окружающей деятельностью, развитие познавательных способностей, патриотическое воспитание дошкольников....

Статья.Формирование у дошкольников познавательных интересов через проектную деятельность.

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И т...

Формирование у дошкольников познавательных интересов через развивающие игры с учетом ФГОС ДО.

Формирование у дошкольников познавательных интересов через развивающие игры с учетом ФГОС ДО.14.04.2016 18:27Мир удивителен,  полон тайн и загадок – я хочу их узнать и разгадать.(Из мыслей ...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Развитие познавательной активности через экспериментирование". Рекомендации для педагогов.

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....

Конспект открытого образовательного события по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование "Шоу фокусников"

Открытое образовательное событие по развитию у детей познавательной активности через эксперементирование "Шоу фокусников"...

«Развитие у детей познавательной активности через экспериментирование в подготовительной группе Тема: «Шоу фокусников»

Цель:  Задачи:образовательные: -упражнять в умении анализировать, делать выводы,-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей,  о свойствах моющего средства.развиваю...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по формированию познавательной активности через экспериментирование «Путешествие по волшебным островам»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению  через экспериментирование....