"Солнечная рукавичка"
план-конспект занятия на тему

Хоруженко Ольга Игоревна

·        Познакомить с ДПИ саамов: научить читать и составлять геометрический узор (орнамент), подчинять его определённому ритму, на рукавичке выделять центр;

·        Познакомить с техникой «клише»;

·        Работать красками в технике «аппликация»;

·        Прививать уважение к национальным особенностям, традициям разных народов (саамов). Воспитывать культурный плюрализм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solnechnaya_rukavichka_khudtrud.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Солнечная рукавичка» - декоративное панно.

Цель:

  • Познакомить с ДПИ саамов: научить читать и составлять геометрический узор (орнамент), подчинять его определённому ритму, на рукавичке выделять центр;
  • Познакомить с техникой «клише»;
  • Работать красками в технике «аппликация»;
  • Прививать уважение к национальным особенностям, традициям разных народов (саамов). Воспитывать культурный плюрализм.

Оборудование:

  • Саамская мелодия;
  • Набор предметов быта саамов;
  • Таблицы с орнаментом, обереги.

План урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Посадка. Организация рабочего места. ТБ (работа с клеем, ножницами).
  2. Звучит саамская мелодия.

Словарь:

Саамы

Лопари

Лапландия

Ловозеро

Умба

(погост)

Вы любите путешествовать? Мы отправляемся на оленьих упряжках далеко на север Кольского полуострова в Лапландию. (так в старину называли Кольский полуостров). И познакомимся с коренными жителями Кольского полуострова – саамами или лопарями (лопь). (Одобрительно честный как лопарь, вынослив как лопарь). Итак, в путь.

           Там застыл морозный ветер (воздух),

           Зайцы снежные там скачут

           Ледяные там медведи

           На вершинах снежных ходят

           По горам из снега бродят

           Там и лебеди из снега.

Так описана в «Калевале» карело-финском эпосе Лапландия (Кольская земля).

погост

фотографии саамов (рассматриваем)

вежа – тёплый шалаш

кувакса

фотографии одежды и предметов быта: люльки,

посуда, сумочки.

Печок, совик – зимняя одежда

Малица – летняя одежда

Каньги – летняя обувь

Яры, пимы, бурки – зимняя обувь.

Бисер – мелкие цветные камушки, колечки.

Орнамент – повторение, чередование элементов.

Сравнение:

Вывод:

Оберег

Мелкие детали

Физминутка

Итог

Кивните головой

Мелодия.

Познакомимся с народным декоративно-прикладным искусством северного народа, его особенностями. Узнаем, почему его называют искусством, рождённым на снегу.

Вот и саамский погост.

- Какие они, саамы?

Саамы невысокого роста, смуглые. Чёрные волосы, раскосые чёрные (карие) глаза, круглое лицо (саамочка луноликая).

Живут в тундре небольшими погостами. Ведут полукочевой образ жизни.

- Какое основное занятие саамов?

Саам охотник, рыболов.

- Объясните поговорку: «Олень кормит, олень одевает».

Верный друг саама – олень, даёт теплое жилище, пищу, одежду. В суровых условиях только олений мех надёжно защищает от холода, ветров и сырости.

-Какие вещи делают саамы из меха оленя?

Всё особенное у саамов, и одежда тоже. Рассмотрим, что принёс нам Чаккли. (рассматриваем рукавички, обувь, оленьи сбруи).

- Где саамы брали одежду и предметы быта?

Сами шили, изготовляли предметы быта, сами строили жилища.

- Вам нравится одежда? Какая она?

Стремились сделать не только удобной, но и красивой. Украшали.

- К какому виду искусства можно отнести эти вещи? (ДПИ)

Народное декоративно-прикладное искусство.

- Почему прикладное?

Вещи, жизненно необходимые, полезные в хозяйстве.

- Почему декоративное? Зачем?

Наносили декор, украшали.

Рассмотрим особенности оригинального искусства украшения одежды саамов. Создадим в этой традиции панно «Солнечная рукавичка» (каждый сделает свою рукавичку, а потом соберём панно). Почувствуем, почему искусство саамов называют искусством, рождённым на снегу.

- Как и чем украшали?

Лопарки украшали одежду ракушками, сушёными ягодами, жемчужинами, чередовали полоски из разноцветного меха и сукна. Вышивали узоры из бисера.

- Из каких элементов составлены узоры? (Из каких фигур состоит орнамент?)

Геометрические элементы просты, доступны для вышивания каждой мастерицы. Эти элементы чередуются, повторяются.

Вспомните ДПИ народов России (Гжель, Хохлома). Какой мотив использовали мастера? (растительный, природный мотив).

I Особенность. Геометрический орнамент. Обратим внимание на цвет и язык орнамента.

Посмотрите, все знаки в орнаменте имеют определённое значение и смысл, надо уметь читать орнамент.

Человек преклонялся перед силами природы, прославлял её, прося у неё милости, защиты, рука мастера выводила своеобразные заклинания в виде образных знаков.

Давайте откроем тайну символики саамского орнамента. (О чём может поведать орнамент?) Все мысли были проникнуты заботой об удачной охоте, саамы обожествляли солнце, небо, землю; воспринимали их как живые существа, верили в добрые начала всесильной природы.

- Что обозначают эти знаки?

  • синий – цвет неба и воды.
  • синий – сопки.
  • красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг.
  • рога оленей.
  • жёлтый – луна.
  • белый, голубой – тундра, дорога.
  • простой элемент, стилизация – саам.

- Вышивали бисером точки.

  • следы птиц – синий.
  • жилище (вежа).
  • времена года – жёлтый.
  • красное солнце – для саамов символ жизни.
  • синий.

- Почему выбирали такие яркие цвета?

-Много игр у саамов связано с солнцем.

- Игра «Солнечная рукавичка».

Девочка с пакетом, в нём рукавички. Кто вытащил, говорит ласковое, доброе слово и отдаёт рукавичку.

Мы умеем читать орнамент, знаем его символику.

- Чем отличалась одежда?

Мастерица стремилась сделать орнамент в самых разнообразных сочетаниях, фантазируя по-разному с элементами, рождалась одежда, непохожая на одежду соседей, мастерица имела свой почерк. Некоторая одежда достигала совершенства неповторимостью и красотой узора, находится в музеях ДПИ. Поэтому с такой любовью шили мастерицы одежду для своих близких, с великим старанием вышивали ромбики, волны, полоски, веря, что эти изображения будут оберегать, охранять их близких на охоте, призывая добрые силы природы, отпугивая зло,  каждое украшение в одежде – это оберег (оберегать).

- Вам захотелось сделать эти вещи?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Поработаем в традиции ДПИ саамов и сделаем рукавичку. Надо постараться. Представьте, что делаете её для близкого человека, чтобы она оберегала его руки, не терялась, отличалась от других. Замысел рождается в голове у мастера. Фантазируйте, смотрите на доску, по-разному сочетайте элементы.

На доске большая рукавичка.

- Где украсим? (В каких местах украсим?)

Ребята выходят к доске и составляют узоры на доске.

Синий                Желтый

Жёлтый             Красный

- Почему такие яркие цвета?

Обсудить сочетания цветов.

- Какие мастера помогут в работе?

  • Мастер постройки поможет выбрать форму. Какая будет форма? (руки). Приложить руку, сложить пальцы и обвести.
  • Мастер изображения поможет увидеть из чего состоит узор.
  • Мастер украшения поможет придумать узор.

Работаем в 3 мастерских (3 техниках)

(Старинная мастерская, мастера работали вручную).

Индивидуально объясняю приёмы работы в каждой мастерской.

1 мастерская. Украшают рукавичку красками. Расписывают. Кисть держим вертикально, работаем кончиком кисти, от нажима зависит толщина линий. Краску берём густо. Бисеринки по всей рукавичке.

2 мастерская. Техника работы «аппликация». Бумагу используем экономно и рационально. Полоски бумаги, разметка на глаз, сгибанием (см. таблицы).

Сколько деталей, столько раз и сгибаем полоску. Офицерская линейка, самый большой круг;  квадрат, прямоугольник, вершинкой вверх.

3 мастерская. Техника «клише» (рельефное изображение). Для полиграфического изображения набор печатей макают в краску и работают.

Ритмические упражнения под саамскую мелодию.

(Саам поёт, что видит вокруг, мотив придумывают сами, о схватке с медведями, о любви, о временах года).

ОБЩАЯ РАБОТА. КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА.

  1. Вырезать форму
  2. Нанести клей на обратной стороне по краю, собрать воедино панно.

Ребята подходят к столу, собирают панно, вешают на доску и садятся на места.

Вы были художниками, вдохновенно трудились. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своей работой.

Нравится? Ваши впечатления?

Ваши рукавички дружно машут солнышку, зовут его. Скоро придёт день, когда на широте Мурманска кончится полярная ночь – 14 января.

- Как назовёте панно?

«Солнечная рукавичка»

- Используют ли орнаменты народов севера в современной одежде? Какой?

Многие модельеры используют народные орнаменты в одежде (колготки, свитера, вязаные шапочки, варежки), поэтому применяется не ручной, а машинный труд. Это искусство получило вторую жизнь, радует нас. Будете покупать вещи, посмотрите на орнамент, узнаете знакомые мотивы.

Вглядитесь в панно. Зрительно запомните особенности национального орнамента саамов.

- Мы познакомились с искусством, рождённым на снегу. Почему его так называют?

На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека необходима разнообразная игра красок. Ярко светятся на снегу крупинки бисера (красного, синего), ярко горят кусочки сукна, искрится мех, блестят и переливаются наши рукавички.

Ребята, вы познакомились с ДПИ саамов, но у этого народа прекрасные самобытные сказки. На каникулах, в библиотеке возьмите их и познакомьтесь с устным народным творчеством. В сказках мудрость, красота Кольской земли.

«Солнышко» приготовило гостям сюрприз от Чахкли. («Солнышко» подходит с пакетом, гости вытаскивают сувенир – «Каньги»).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В поисках рукавички (по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка»)

Группа: старшаяПримерная основная  общеобразовательная задача НОД: развитие речи детей; ознакомление с многообразием  художественной литературы.Цель НОД:·...

Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")

Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....

Конспект открытого занятия: «Кто-кто в рукавичке живет» (По мотивам сказки «Рукавичка»)

Непосредственно - образовательная деятельность художественно - эстетического цикла в средней группе по программе И. А. Лыковой....

Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе

Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе...

Консультация для родителей на тему:Тепловой и солнечный удары: признаки, скорая помощь при тепловом и солнечном ударах, профилактика

 В настоящее время состояние атмосферы нашей планеты изменилось и, к сожалению, не в лучшую сторону, а это неизбежно привело и к изменению погодных условий, которые все чаще характеризуютс...

Конспект занятие по художественно-эстетическое развитие (рисование) средняя группа. «Рукавички для ребят, рукавички для зверят»

чить понимать речь педагога, отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.Вызвать желание проговаривать отдельные слова и фразы. Расширять словарный запас детей за счет использования прилагатель...

Буклеты "Солнечный и тепловой удар" и "Солнечные ожоги"

Информация  для родителей при солнечных и тепловых ударох, солнечных ожогах, доврачебная помощь....