"Что, зачем и как?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Фадеева Елена Геннадьевна

Тема: «Что, зачем и как?»

 

Форма проведения: совместная деятельность  детей и родителей

Примерная продолжительность: 50 мин.

Адресат: дети 6-7 лет  и их родители

Цель мероприятия:

· привлечение родителей к участию в педагогическом процессе по познавательному развитию детей;

· обучение родителей способам и приемам организации совместной с ребенком поисковой деятельности;

· развитие у детей функционального мышления, когнитивных умений и способностей;

· активизировать мышление детей и родителей.

 

 

 

План:

Упражнение 1.  Зачем сделано?

Упражнение 2. Назвать предмет одним главным словом.

Упражнение 3. Односложные загадки.

Упражнение 4.  Назвать полезные и вредные функции предметов.

Упражнение 5.  Хлопни в ладоши или подпрыгни.

Упражнение 6.  «Зачем?»

Упражнение 7.  «Не пропаду на необитаемом острове».

Упражнение 8.  Что из этого можно сделать?

Упражнение 9. Что этим предметом можно сделать.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnaya_deyatelnost.chto_zachem_i_kak.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что, зачем и как?»

Форма проведения: совместная деятельность  детей и родителей

Примерная продолжительность: 50 мин.

Адресат: дети разного возраста и их родители

Цель мероприятия:

  • привлечение родителей к участию в педагогическом процессе по познавательному развитию детей;
  • обучение родителей способам и приемам организации совместной с ребенком поисковой деятельности;
  • развитие у детей функционального мышления, когнитивных умений и способностей;
  • активизировать мышление детей и родителей.

План занятия:

Упражнение 1.  Зачем сделано? 

Упражнение 2. Назвать предмет одним главным словом.

Упражнение 3. Односложные загадки.

Упражнение 4.  Назвать полезные и вредные функции предметов.

Упражнение 5.  Хлопни в ладоши или подпрыгни.

Упражнение 6.  «Зачем?» 

Упражнение 7.  «Не пропаду на необитаемом острове». 

Упражнение 8.  Что из этого можно сделать?

Упражнение 9. Что этим предметом можно сделать. 


Ход занятия:

Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Тема сегодняшней встречи «Что, зачем и как?

Главное слово сегодня на занятии – это функция. Что такое функция? Нас окружают разные предметы. Но нам ведь важны не сами предметы как таковые, а функции, которые они выполняют. Поэтому функция отвечает на вопросы: «Зачем создан предмет?», «Что предмет должен делать?».

Упражнение 1. Зачем сделано? (Назовите главную функцию)

Детям называют (показывают) различные предметы и спрашивают: Что это такое? Зачем это сделано? Какова главная функция?

Если будет названа второстепенная или вредная функция, спросите: «Разве для этого был задуман предмет (объект)?»

Например: какова главная функция мясорубки? (— Рубить мясо).

— А почему именно рубить? Как сказать точнее? (— Измельчать).

— А почему только мясо? Разве лук и картошку нельзя измельчать?  (— Измельчать продукт).

—Именно так и формулируют главную функцию мясорубки инженеры.

Назовите главные функции объектов:

  • Парашют — спускать людей и грузы с высоты по воздуху.
  • Нота — изображать звук на бумаге.
  • Пушка — метать снаряды в цель на большие расстояния.
  • Закон — устанавливать общеобязательные правила поведения.
  • Компас — указывать направление.
  • Парикмахер — стричь, брить, завивать, укладывать волосы.
  • Часы — показывать и хранить время.
  • Магнитофон — воспроизводить звук, записанный на диск.
  • Грим — раскрашивать лицо.
  • Билет — удостоверять право или принадлежность к чему-либо.
  • Телевизор — показывать изображения и сопровождать их звуками.
  • Книга — хранить знания, читать текст.
  • Принтер — печатать знаки на бумаге.
  • Нож — резать предметы.
  • Каша — служить пищей, утолять голод.

Упражнение 2. Назвать предмет одним главным словом.

Детям показывают или называют рукотворный предмет (изготовленный людьми) и спрашивают: «Что это такое? Зачем он сделан? Как назвать его одним главным словом, чтобы все поняли, что это такое? Какое слово обозначает функцию?»

 Например: детям показывается зеркало.

 Зачем сделано зеркало? (смотреться в него).        

А как сказать это одним словом? (смотрелка, отражалка).

 Назовите главные функции следующих предметов:

  • Окно — светилка и смотрелка 
  • Зубы — жевалка 
  • Телефон — слушалка, говорилка и передавалка 
  • Свечка — светилка.
  • Автомобиль, поезд — возилки.
  • Корабль — плавалка.
  • Стол — держалка. 
  • Стул — сиделка.
  • Мышеловка — ловилка. 
  • Скворечник — ночевалка, отдыхалка, защищалка, высиживалка, хранилка. 
  • Книга — читалка. 
  • Библиотека — читалка, хранилка, выдавалка.

Упражнение 3. Односложные загадки. (Это упражнение обратно упражнению 2)

Сейчас я вам буду загадывать односложные загадки.

 Что такое:

  • Светилка — это окно, свеча, солнце, стакан со светлячками, солнечный зайчик...
  • Хранилка— это шкаф, сундук, сейф, карман, мешок...
  • Смотрелка — бинокль, телескоп, лупа, окно, подзорная труба, самолет-разведчик. Дверная скважина — тоже смотрелка, но это не главная функция.
  • Нагревалка — печка, радиатор, отражатель, резиновый мешок с горячей водой, кухонная плита.
  • Варилка — кастрюля, скороварка, котел, кофейник, турка.
  • Носилка — коромысло, рюкзак, сумка, авоська, портфель.
  • Трубилка — рог, труба, фанфара, альт.
  • Гладилка — утюг, мастерок у штукатура, рука на кошке.
  • Держалка — вешалка, наручники.

Упражнение 4. Назвать полезные и вредные функции предметов.

Упражнение выполняется подобно приведенному примеру. Спросите ребенка:

— Зачем сделан автомобиль?

— Чтобы возить людей и грузы.

— А еще что может делать автомобиль?

— Разгоняться, тормозить, гудеть, возить молоко, брызгать грязью, сбивать людей, портить воздух выхлопными газами, светить фарами, ломаться, обгонять другой транспорт.

— А какова все-таки его главная функция?    Возить людей.

Предложите детям назвать полезные и вредные функции окружающих их предметов.

Упражнение 5. Хлопни в ладоши или подпрыгни

Какие из приведенных слов не обозначают функцию? Я буду называть слова, а вы, когда услышите функцию предмета, хлопайте в ладоши, если будет другое слово – подпрыгните.

Нагревать, жара, жарить, увеличивать, смотреть, смелость, рисовать, держать, тормозить, тормоз, смешить, измельчать. 

Не функции: жара, смелость, тормоз.

Упражнение 6. «Зачем?» (это «коронная» игра функционального анализа и очень трудная).

Детям называет какой-нибудь предмет, состояние или функцию, а потом на любой ответ много раз подряд задает вопросы, начинающиеся с вопроса «зачем?».

Например:

— Зачем сделан стол? (Чтобы ставить и класть на него разные предметы: тарелки, ложки, вилки, еду).

— Зачем ставить на него тарелки и класть ложки? (Чтобы удобно было есть).

— Зачем есть? (Чтобы быть сытым).

— Зачем быть сытым? (Чтобы не умереть с голоду).

— Зачем не умирать с голоду? (Чтоб выжить).

— Зачем жить? (Чтобы быть счастливым).        

— Зачем быть счастливым? (Это цель жизни!)

Вот к какому глобальному философскому вопросу мы подошли, задавая на первый взгляд невинный вопрос «Зачем?»

Список исходных объектов для упражнения: стол, корабль, лекарство, книга, колесо.

Упражнение 7. «Не пропаду на необитаемом острове». 

 Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров и у вас нет предмета, который вам нужен, но вы знаете, что одно и то же дело можно выполнить разными способами.

Придумайте, чем можно забить гвоздь, если нет молотка? (Камнем, кирпичом, топором, поленом, тяжелой железкой, каблуком).

1) В чем или на чем можно плавать по озеру, если обычных плавательных средств нет? (в бочке, ванне, корыте, надутой автокамере, в озере).

2) В чем можно принести ягоды из леса, если нет корзинки?  (в шапке, рубашке, бересте, руках, а лучше всего — в животе).

3) Очень хочется рисовать, а красок, кисточки, карандаша — чем обычно рисуют — нет. Дайте 10 ответов на вопрос: чем и на чем можно рисовать? (кирпичом на асфальте; щепкой на песке; мокрой тряпкой на доске; пальцем на запотевшем стекле; мылом на сухом стекле; ягодой на скатерти…).

4) На улице сильный мороз. Ты отдал сестренке свои рукавицы. Как тебе быть? (держать руки в карманах, под мышками, в рукаве; обернуть их шарфом или платком; все время растирать руки (не снегом!); быстро идти домой)

Упражнение 8. Что из этого можно сделать?

Детям предлагаются слова:

  • из спичек (сложить разные геометрические фигуры, буквы, цифры, различные узоры, домики, поиграть «в бирюльки», «сложить» задачки);
  • из снега (горку, крепость, башню, зверей, иглу);
  • из бумаги китайцы делают более 100 разных предметов, назвать хотя бы 10.  (можно сделать, кроме книг, газет, тетрадей, конвертов, обоев, еще: тарелки одноразовые, салфетки, скатерти, порох, кальку);
  • из картошки (драчену, крахмал, чипсы, пюре);
  • из скрепок (отвес; выложить буквы, цепочку; получить кусок прямой проволоки);
  • из пуговиц (коллекцию, жужжалку, шашки, фишки);
  • из воды (фонтан, кофе, суп).

Упражнение 9. Что этим предметом можно сделать (кроме главной функции)?

Назовите, что с этими предметом можно сделать, кроме его главной функции:

  • карандашом (измерить длину; использовать его как указку; размешивать краски; разглаживать фольгу);
  • прищепкой для белья (скреплять листы бумаги; использовать в качестве подсвечника (если сверху прикрепить свечку); как «прижималку» при склеивании; как тисочки; как фиксатор);
  • Гвоздем (царапать, проколоть дырку, определить силу магнита; гвоздь можно использовать как вешалку, как ось; из гвоздя можно сделать кольцо, опилки);
  • Консервная банка  (кроме сохранения продуктов, может быть использована как: горшочек для цветов, как мера для сыпучих тел; пепельница);
  • Зеркало  (кроме главной функции — получать отражения: пускать солнечные зайчики; определять, дышит ли человек; если зеркало разбить, то осколком можно перерезать веревку; зеркалом можно закрыть на стене грязное пятно);
  • Ложкой (лекарство, соль, сахарный лесок; источник звука; размешивать жидкости)

Ведущий благодарит за внимание, участие, сотрудничество.

Подведение итогов занятия, прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Зачем логопед задаёт домашние задания?"

Материал предназначен для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей детей с патологиями речи....

Зачем нужны запреты?

Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....

Конспект занятия по ОЗОЖ "Зачем нам нужен нос"

Познакомить детей с особенностями строения и выполняемыми функциями носа. Показать его важность в жизни человека...

Зачем ребенку развивающие игры

Игра - это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать...

Тема: Зачем детям нужна мама.

Родительское собрание....

Наказывая, подумай "Зачем?"

Семь правил для всех. При дефиците любви становится наказанием сами жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь....

Наказывая подумай "Зачем?"

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь....