Главные вкладки

    "Развиваем пальчики - развиваем речь"
    статья на тему

    Никольская Татьяна Владимировна

    Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений. Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими». Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга. Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные. Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей. Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома. «Пальчики здороваются» Идут четыре братца Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются), Здравствуй, большой! (с большим щепотью) Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным) Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним) Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным) Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем) Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания. «Дружные братья» Ну-ка, братцы за работу, Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак). Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы), Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы), А тебе воду носить (разгибает средние пальцы), А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы), А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы). «Этот пальчик» Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш! (поочередно загибать пальцы в кулачок) «Человечки» Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки». «Помощники» Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол), Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу), Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание), Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем). Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома: • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.); • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал); • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»); • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации; • собирать различные мозаики. Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.

    Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».

    Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

    На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

    Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.

    Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

    Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.

    «Пальчики здороваются»

    Идут четыре братца

    Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),

    Здравствуй, большой! (с большим щепотью)

    Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)

    Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)

    Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)

    Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

    Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.

    «Дружные братья»

    Ну-ка, братцы за работу,

    Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).

    Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),

    Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),

    А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),

    А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),

    А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

    «Этот пальчик»

    Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик - бабушка,

    Этот пальчик - папочка,

    Этот пальчик - мамочка,

    Этот пальчик - наш малыш!

    (поочередно загибать пальцы в кулачок)

    «Человечки»

    Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

    «Помощники»

    Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),

    Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),

    Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),

    Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

    Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

                         складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);

                         нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);

                         шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);

                         можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;

                         собирать различные мозаики.

    Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

    В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

    Консультации для родителей. Развиваем пальчики - развиваем речь.

    Пальчиковые игры развивают не только пластику рук, но и межполушарное взаимодействие головного мозга. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка, постепенно усложняясь...

    Развивая пальчики развиваем речь

    Взаимодействие с родителями...

    Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

    Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

    Развиваем пальчики - развиваем речь!

    Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

    Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

    Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....

    Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

    Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....