Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (подготовительная к школе группа)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
перспективный план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie._podgotovitelnaya_gruppa.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №3 г.Елец
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Составила: воспитатель: Желонкина Н.А
Сентябрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа « Хлеб – от поля до нашего стола» | Закреплять знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. Закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку. Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | Сюрпризный момент: дети получают посылку, в которой находится хлеб. Беседа о хлебе. Рассказывание пословиц о хлебе. Рассматривание иллюстраций на тему: откуда хлеб пришел. Дидактическая игра « Цепочка» Знакомство с многообразием изделий из хлеба. |
Экскурсия на поле. Наблюдение за трудом взрослых. | Познакомить детей с профессиями людей, которые выращивают хлеб: тракторист, комбайнер, шофер, агроном. Дать детям понять, что хлеб добыт великим трудом людей. | Наблюдение за трудом трактористов, комбайнеров, шофером. Знакомство с профессией агронома (проверяет качество зерна для посева). Дидактическая игра «Кто потрудился». Художественное слово: чтение стихотворений о комбайнерах, трактористах. |
Труд: посев злаковых культур. | Формировать у детей трудовые навыки: учить засевать злаковые культуры; познакомить со способами заделки семян в почву. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Наблюдение за трудом взрослых: вскопка земли лопатами, рыхление граблями. Практическая деятельность: дети делают палочками бороздки и засеивают в них зерна. Чтение пословиц о труде, хлебе. |
Оформление альбома «Как хлеб на стол пришел». Составление гербария « Злаковые культуры» | Обобщить и закрепить знания детей о хлебе, труде хлеборобов. Познакомить со способами изготовления гербария. Словарная работа: гербарий, злак, корень, стебель. | Сбор материала для альбома и гербария. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе. Дидактическая игра «Вершки и корешки», «Кто, где работает». Практическая работа: изготовление гербария с помощью воспитателя. |
Октябрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Наблюдение за осенними цветами на клумбе. Труд: пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы). | Продолжать организовывать наблюдения детей на прогулке за клумбой. Учить осторожно окапывать вокруг цветка; вместе с землей аккуратно пересаживать цветы в горшочки. | Наблюдение за растениями, еще цветущими на клумбе. Обратить внимание детей на проблему: можно ли продлить жизнь растению, если осенью его перенести в теплую комнату и ухаживать за ним? Трудовой десант: выкопать растение, пересадить в горшок, ухаживать за ним постоянно. |
Беседа об обязанностях дежурных в уголке природы «Ты в ответе за тех, кого приручил» | Познакомить детей с новым растением-фиалкой узумбарской (сенполией). Дать знания о правилах ухода за ней: учить различать политое (земля темная, сырая) и неполитое (земля светлая, сухая) растение. Формировать умение выполнять работу по уходу за растениями в определенной последовательности. Продолжать воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. | Рассматривание уголка природы, его обитателей. Игра – соревнование «Обитатели нашего уголка» Беседа об обязанностях дежурных. Практическая деятельность: Уход за фиалкой. Дежурство в уголке природы. |
Труд на огороде: посадка чеснока. | Продолжать учить детей работать на огороде, правильно делать грядки, высаживать зубчики чеснока на определенном расстоянии друг от друга (8-10см). Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. | Беседа с детьми об осенних работах людей на огороде, наблюдение за взрослыми на огороде. Показ способа посадки чеснока в землю. Практическая деятельность: посадка чеснока. Дидактическая игра « Вершки и корешки» |
Занятие « Осенние заботы Подрастая» | Формировать знания и представления детей о способах заготовки овощей на зиму: их не только закладывают в погреба, но и делают различные соленья. Познакомить детей с необходимыми условиями для засолки, что при засолке используются различные специи. Используя графические модели, закрепить последовательность трудовых действий детей. Закреплять умение аккуратно выполнять трудовые действия. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов собственного труда. | Сюрпризный момент: дети получают в подарок корзину с огурцами. Загадывание загадки об огурцах. Беседа о засолке огурцов. Обсуждение по схеме трудового процесса. Совместный труд: засолка огурцов. |
Ноябрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа « Для чего растению нужны семена» | Закрепить представление, что семя—конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений. Развивать память, внимание, наблюдательность. | Повторение с детьми — травы, кусты, деревья. Сюрпризный момент—приходит Лесовичок. Закрепление правил поведения в природе. Беседа о семенах. Дидактическая игра «С какой ветки детки». Рассматривание семян. Загадывание загадок. |
Беседа « Почему зерно в землю сеют» | Закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; ввести в детский словарь новые слова: «гумус», «лаборант», «укоренение». | За неделю до занятий дети под руководством педагога сеют семена в емкости с разным грунтовым составом: песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля. Ведут наблюдения за прорастанием семян и развитием растений. Рассказ детям о профессии лаборанта. |
Наблюдение за аквариумными рыбками. Отсаживание мальков в садок. | Закреплять навыки ухода за аквариумными рыбками: как кормить, чем кормить. Формировать желание ухаживать за рыбками, чтобы создать им лучшие условия для жизни. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы. Учить детей отсаживать мальков в садок. Формировать бережное отношение к животным. | Наблюдение за рыбками. Беседа об устройстве аквариума. Беседа об уходе за рыбками. Практическая деятельность: кормление рыбок. Отсаживание мальков в садок |
Труд в уголке природы: зарядка аквариума. | Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные – катушка, физа, прудовик). Уточнить представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок. Воспитывать наблюдательность. | Дети получают подарок от Хрюши—банку с рыбкой. Загадывание загадок о рыбке. Беседа о рыбке. Проблемная ситуация: рыбке в банке плохо, надо обустроить ей аквариум. Дидактическая игра «Что за рыбка». Беседа о правилах обустройства аквариума. Совместный труд: зарядка аквариума. |
Декабрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Обобщающая беседа « Как растет растение» | Помочь детям обобщить представления о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности; в установлении связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития; в развитии речи – доказательства; способствовать накоплению детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям. | Рассказ воспитателя о растениях. Сюрпризный момент: Незнайка приносит искусственный цветок. Сравнение искусственного растения с живым. Чтение стихотворения «Зеленое платье планеты» Беседа Незнайки с детьми, как опыляются растения. Дидактическая игра «Подбери семена». Дидактическая игра «Вырасти растение». Зарисовка стадий роста любого растения. |
Беседа « Зимующие птицы». Изготовление кормушек для птиц. | Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах, что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года, проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; Учить детей делать кормушки для птиц. | Загадывание загадок о птицах. Дидактическая игра « Голоса птиц». Беседа о птицах. Чтение В. Бианки « Холодно в лесу, голодно!», З. Александрова « Новая столовая». Изготовление кормушек для птиц. Установка кормушек на участке. |
Труд: посев овса для попугайчика в уголке природы | Познакомить детей с семенами овса. Учить детей сеять семена в землю. Обогащать словарь детей за счет введения новых слов в активное пользование: вырастить овес, посевы, проросли семена. Воспитывать интерес к самостоятельному выращиванию растений из семян. Прививать трудолюбие, желание заботиться о птичке. | Рассматривание семян овса. Подготовка почвы для посева. Показ способа посева (с помощью моделей). Труд: посев семян овса. |
Беседа « Покормите птиц зимой» | Продолжать развивать познавательный интерес детей к жизни природных обитателей, заботливое отношение к ним; формировать практические природоохрани- тельные умения. | Беседа о зимующих птицах. Игра-инсценировка «Зимний разговор через форточку» Б. Брехт. Дидактическая игра «Прилетели птицы». |
Январь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Опыт: защитные свойства снега. | Закреплять представления о защитных свойствах снега. | Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхности сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы. |
Труд в природе: снегозадержание. | Познакомить с новым способом работы на участке—снегозадержанием с целью сохранения посадок от заморозков. Продолжать учить работать сообща. Формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание | Беседа о защитных свойствах снега. Художественное слово: пословицы «Спасибо, мороз, что снега принес», «Снега надует –хлеба прибудет». Труд: утепление снегом корней деревьев. |
Наблюдение за черепахой. | Обобщить знания детей о живом объекте (дышит, двигается, питается, растет, размножается, спасается от врагов). Закрепить знания о внешнем строении черепахи, условиях ее содержании, способах передвижения. Воспитывать познавательный интерес детей. Прививать любовь к животным. | Рассматривание черепахи, наблюдение за ее повадками. Беседа о способах ухода за черепахой. Чтение историй из жизни черепах. (Е. И. Золотова. «Знакомим детей с миром животных»). |
Беседа о комнатных растениях. Опыт: растение теряет воду через испарение. | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые – еще и опрыскивать; другие – с плотными, толстыми стеблями, листьями – засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения; поливать растения надо по разному – в соответствии с их потребностями. | Рассматривание растений уголка природы. Дидактическая игра « Найди растение по описанию» Обучение разным способам полива влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Опыт: растение теряет влагу через испарения (поместить пакетик на лист и надежно прикрепить его к стеблю растения в горшке. Поставить растение на 2-3 часа на солнце. Посмотреть, что будет. Сделать выводы. |
Февраль
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Опыты с луком. Чтение экологической сказки « Зеленый друг» | Выявить значение влаги, тепла, света для роста растений. | В уголке природы размещаются три луковицы: a) луковица помещается в банку без воды в уголке природы; б) луковица помещается в банку с водой на подоконнике; в) луковица в банке с водой закрывается пакетом из-под молока или другим предметом . Результаты опытов зарисовать. |
Наблюдение « Бегония – путешественница» | Закрепить знания детей о разновидностях бегонии (крапчатой, лотосовидной, вечноцветущей), об основных частях растений и их функциях. Закрепить умение устанавливать связи между состоянием растения и условиями среды. | Беседа о комнатном растении – бегонии. Рассматривание бегоний разных видов. Дидактическая игра «Чего не хватает» (строение растений). Труд: уход за растениями. |
Черенкование комнатных растений. | Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение. Закреплять знания детей о способе выращивания растения растения – черенковании. Продолжать учить приемам правильной посадки черенков. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. | Дидактическая игра «Хорошо – плохо». Беседа « Из чего можно вырастить растение?». Демонстрация приемов посадки черенков. Практическая деятельность: черенкование растений. Пальчиковая игра «Алые цветы». |
Посев семян перца для выращивания рассады. | Учить детей выращивать рассаду из семян. Продолжать учить детей приемам посева семян овощных растений. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений. Вызвать желания самим вырастить растение из семян. | Беседа о том, как можно ускорить рост растения – посеять семена на рассаду. Рассматривание семян перца. Показать приемы посева семян: сделать лунки определенной глубины, положить в них по одному семечку, легко зарыть их в землю. Практическая деятельность: посев семян. |
Март
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Труд на участке: посыпаем дорожки песком. | Продолжать учить детей трудиться в коллективе. Развивать умение использовать знания о труде взрослых при организации и осуществлении собственной трудовой деятельности. Воспитывать чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела. | Беседа: почему дорожки на участке стали скользкими и что необходимо сделать. Показать, как посыпают дорожки песком. Практическая деятельность: оказание помощи дворнику в посыпке дорожек песком. |
Наблюдение « Зеленая служба Айболита» | Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода. Уточнить представление о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями. | К детям приходит в гости доктор Айболит, который проверяет состояние комнатных растений. Рассматривание комнатных растений. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем», Беседа о способах ухода за ними. Айболит выписывает рецепты лечения больных растений. |
Подкормка комнатных растений. Опыт с почвой «Волшебница земля» | Провести опыт по выявлению почвенного питания для жизни растений. Познакомить с составом почвы. Объяснить, для чего нужен перегной, песок. Учить подкармливать комнатные растения . Формировать бережное отношение к земле. | Проведение с детьми опыта: выращивание растения в горшочках с почвой в условиях подкормки и без нее. Наблюдение за растениями. Беседа о составе почвы. Чтение поговорок, пословиц о земле |
Занятие « Комнатные растения – спутники нашей жизни» | Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. | В гости к детям приходит божья коровка и приносит письмо от комнатных растений. Дидактическая игра «Враг или друг?». Беседа о насекомых вредителях. Дети рассказывают божьей коровке о комнатных растениях своего уголка природы, способах ухода за ними (по моделям). Дидактическая игра «Что как размножается» Практическая часть: посадка комнатных растений (стеблевыми черенками, отпрысками, листьями фиалки, луковицами). |
Апрель
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Наблюдение за трудом взрослых по уходу за деревьями и кустарниками. | Дать детям знания о весенней обрезке деревьев и кустарников: такая обрезка не вредит деревьям, а способствует лучшему их росту, формированию кроны. Формировать трудовые навыки при оказании посильной помощи взрослым. Прививать любовь к природе. | Беседа о весенней обрезке деревьев и кустарников. Наблюдение за трудом взрослых. Практическая деятельность: помощь взрослым в обрезке деревьев (дети собирают и относят в указанное место срезанные ветки, помогают рыхлить землю в приствольном пространстве. |
Трудовая акция «Прибери участок – сделай земле подарок!» | Продолжать воспитывать желание помогать взрослым в уборке территории, поддерживать порядок. Учить детей планировать свою деятельность, распределять обязанности, работать сообща. Закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах | Объяснить детям необходимость уборки территории детского дома после долгой зимы. Распределение обязанностей. Практическая деятельность: уборка участка ( чистка бордюра, подметание дорожек, уборка мусора). |
Совместный труд детей и воспитателя: пикирование рассады овощных культур (перца). | Дать детям понятие «рассада», представление о ее пикировании (пересадке в отдельные горшочки). Закрепить знания о строении астения, об условиях, необходимых для его нормального роста и развития. | Рассматривание подросшей рассады. Показ приема пикирования рассады. Труд: пикирование рассады. Пальчиковая игра « Веселый кулачок» |
Познавательное занятие: « Путешествие в живую природу» | Закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых. Развивать речь детей, прививать навыки учебной деятельности. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров. | С помощью карты дети отправляются в путешествие в живую природу. На «остановках» «Лес», «Озеро», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Кустарники», «Цветы» проводятся беседы с детьми. Д/и «Угадай, о чем я говорю». |
Май
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Обобщающая беседа с элементами труда «Как узнать растения» | Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы; у них есть корень, стебель, листья, цветы; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; применению детьми знаний о состоянии растений при недостатке влаги и умений помогать им; выполнять трудовые действия в нужной последовательности и правильно; получать результат, совпадающий с целью. | Дидактическая игра « Четвертый лишний». Дидактическая игра « Разложи правильно». Беседа о растениях. Игра—обследование растений. Выполнение трудовых действий по уходу за растениями. Чтение Ф. Троицкий «От чего зацвел цветок» |
Труд: высадка рассады, выращенной для цветника и огорода. | Продолжать учить детей высаживать растения в грунт, формировать трудовые умения и навыки, чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела. | Показать детям, как правильно высаживать рассаду в грунт. Распределить между детьми обязанности, инвентарь. Художественное слово: поговорки о труде. Труд: высадка рассады в грунт. |
Занятие «В огородном царстве, государстве» | Расширять и уточнять представления детей о взаимосвязи животного и растительного мира, о единстве природы: растения выращивают из семян и рассады, их рост и развитие зависят от наличия влаги, света, тепла, питательных веществ, насекомые помогают развитию растений. Закреплять навыки посева семян. Воспитывать любовь к природе. Дать детям почувствовать радость труда. | Художественное слово: чтение стихотворений о солнце, земле, пословицы о весне, труде. Игровой момент: появление насекомых, солнца, тучки. Практическая часть: посев семян, полив, установка табличек с изображением посаженных культур, установка пугала. |
Беседа « Красота природы и красота души» | Формировать представления детей о том, что человек часть природы; взаимоотношения человека с природой – это отношения живого с живым, показать зависимость состояний растений от внешних условий (деревья и кустарники не могут расти без листьев, потому что не хватает необходимых условий – тепла, света, воды). | Беседа «Человек – часть природы». Опыт: все живое излучает тепло. Релаксационная пауза. Игра « На какое дерево Я похож». Рассматривание иллюстраций и картин с изображением природы, времен года, животных и птиц. Беседа о живом дыхании природы. Обсуждение пословиц и загадок о природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (младшая группа)
Перспективное планирование...
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (средняя группа)
перспективный план...
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (старшая группа)
перспективный план...
Перспективное планирование по теме: «Организация межвозрастного общения детейс ОВЗ во внеурочной деятельности образовательной организации".
Становление личности воспитанника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленны...
Педагогический совет на тему"Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ"
Тематический педагогический совет по совершенствованию работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологического воспитания....
Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством труда в природе».
Мы все прекрасно знаем, что труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Он оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развит...