Развитие мелкой моторики дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Янгуатова Ирина Степановна

Статья в газету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья для газеты32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Янгуатова И.С., воспитатель МКДОУ №20 г.Аши.

Статья: «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.

 Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Выдающийся педагог В.С.Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

 Работая в подготовительной к школе логопедической группе с детьми, имеющими диагноз общее недоразвитие речи (ОНР), обучаю у таких детей  выраженную в разной степени моторную недостаточность. Поэтому в своей логопедической деятельности по нарушению речи включаю и работу по развитию мелкой моторики рук. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики, из них в своей работе я использую: пальчиковые игры; само-массаж пальцев и кистей; игры с мелкими предметами (мозайка, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.); шнуровки.

На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. И  конечно в своей работе никак нельзя обойтись без помощи родителей. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения.  Родителям важно со всей ответственностью подойти к процессу обучения своего малыша – причем, не только до того, как ребенок выучит свои первые «мама» и «папа». Работу над развитием следует продолжать и после того, как малыш начнет активно лепетать.
        Для этого следует дарить ребенку подарки со специальными играми, содержащими мелкие детали. Нужно помнить, что в подаренных игрушках основное - не красота, а их безопасность и эффективность с точки зрения развития ребенка.

Кроме того, требуется покупать одежду и обувь без липучек – завязывание шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц также будут в ненавязчивой форме развивать мелкую моторику рук.

Систематически работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определенных положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Я рекомендую, родителям и всем кто работает с детьми, шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование движений пальцев рук.

Поэтому, необходимо относиться к данному вопросу со всей ответственностью – и наши дети скажут нам впоследствии «Спасибо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики дошкольников

Развитие мелкой моторики...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"

Материал по теме "Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори" раскрывает особенности использования дидактического материала системы М. Монтессори в развитии мелкой мо...