Рабочая программа старшей группы
рабочая программа (старшая группа) на тему

Составлена на основе примерной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_starshoy_gruppy.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЕК»  ЕКАТЕРИНОВСКОГО

 РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято на заседании                                                                                   Утверждаю

педсовета                                                                                                   заведующая МКДОУ

 Протокол №___от                                                                                 детский сад №1 «Тополек»

«____»___________2014 г                                                          ________________Л.Ф.Карелова

                                                                                                        Приказ №_______ от

                                                                                                        «____»__________________2014

Рабочая программа

 Совместной деятельности педагога с детьми

старшей группы (от 5 – 6 лет)

Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

(М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014)

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Составители: воспитатель первой квалификационной

                        категории Васькова О.В.,

                        воспитатель Абрамочкина Н.А.

                                       

                                         

                                      р.п. Екатериновка, 2014 год

Содержание

1. Целевой раздел

  1. 1.1. Пояснительная записка………………………………………………..3
  2. 1.2.Планируемые результаты освоения ООП…………………………….6

2. Организационный раздел

     2.1. Организация жизнедеятельности детей………………………………8

     2.2. Условия реализации программы………………………………………12

3. Содержательный раздел

          3.1. Возрастные психофизические особенности……………………….14

          3.2.Содержание образования по образовательным областям………….18

          3.3. Модель образовательного процесса………………………………..40

         

         

        

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

  Рабочая программа по развитию детей старшей группы (от 5 -6 лет) разработана в соответствии с ООП МКДОУ детский сад №1 «Тополек» р.п. Екатериновка, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

  Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М.А. Васильевой,  разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями и обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных соответствующими федеральными государственными стандартами.

 

   Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей  5 - 6 лет определяются особенностями развития детей данной категории  и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом   требований нормативных  документов: 

- Конституция РФ, ст.43, 72.

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

- Закон РФ «Об образовании».

- Типовое положение о ДОУ

- СанПиН 2.4.1.3049-13

- Устав ДОУ

- ФГОС ДО

Цель и задачи основной образовательной программы

Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,  всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:                                                                                                                                                               1. Забота о здоровье эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными добрыми любознательными инициативными стремящимися к самостоятельности и творчеству.                                                                                                                                      3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;                    4. Креативность процесса воспитания и обучения;                                                                    5. Вариативность использования образовательного материала позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;                                                                                                                                          6. Уважительное отношение к результатам детского творчества;                                         7. Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения                                   8. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи                                             9. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенком дошкольного возраста.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
  3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь  к разумному «минимуму»).
  4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
  5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы  с детьми (игра)
  9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции образовании.

Значимые характеристики

Содержание воспитательно- образовательного процесса строится с учетом возрастных особенностей детей  возрастной группы.

Структура программы:

Непосредственно образовательная деятельность

Возрастная группа

Количество НОД в неделю

Длительность 1 НОД

Старшая группа

14 занятий

25-30 минут

Дополнительное образование (кружковая работа) проводится во вторую половину дня согласно графику, длительностью в соответствии с возрастными особенностями детей и максимальной нагрузкой в образовательной деятельности.

Дополнительное образование

Кружок

Руководитель

Направление

Время проведения

Группа

«Веселые пальчики»

Васькова О.В.

Художественно-эстетическое развитие

Среда 15.30 – 15.50

Старшая группа

«Друзья природы

Абрамочкина Н.А.

Познавательное развитие

Четверг 15.30-15.50

Старшая группа

1.2. Планируемые результаты освоения ООП

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

1. Ребенок   овладевает   основными   культурными   способами   деятельности,  

   проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -

   игре,     общении,      познавательно-исследовательской         деятельности,  

   конструировании  и др.;  способен  выбирать  себе  род  занятий,  участников  

   по совместной деятельности;

2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным  

   видам    труда,  другим    людям    и   самому    себе,  обладает    чувством  

   собственного  достоинства;  активно  взаимодействует  со  сверстниками  и  

   взрослыми,   участвует   в   совместных   играх.   Способен   договариваться,  

   учитывать    интересы    и  чувства    других,   сопереживать    неудачам    и  

   радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе  

   чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

3. Ребенок обладает развитым  воображением, которое реализуется в разных  

   видах  деятельности, и прежде всего в игре; ребенок  владеет разными  

   формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет  

   подчиняться разным правилам и социальным нормам;

4. Ребенок достаточно хорошо  владеет  устной  речью, может выражать свои  

   мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,  

   чувств   и  желаний, построения речевого высказывания в ситуации  

   общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются  

   предпосылки грамотности;

5. У  ребенка  развита  крупная  и  мелкая  моторика;  он  подвижен,  вынослив,  

   владеет основными движениями, может контролировать свои движения и  

   управлять ими;

6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным  

   нормам поведения и правилам  в разных видах деятельности, во  

   взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать  

   правила безопасного поведения и личной гигиены;

7. Ребенок    проявляет    любознательность,     задает   вопросы    взрослым    и  

   сверстникам,  интересуется  причинно-следственными  связями,  пытается  

   самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам  

   людей;  склонен  наблюдать,  экспериментировать.  Обладает  начальными  

   знаниями  о  себе,  о  природном  и  социальном  мире,  в  котором  он  живет;  

   знаком  с  произведениями  детской  литературы,  обладает  элементарными  

   представлениями из области живой природы, естествознания, математики,  

   истории  и  т.п.;  ребенок  способен  к  принятию  собственных  решений,  

   опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения программы

 Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.  При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развитие интегративных качеств ребенка. Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по областям проводится два раза в год (в сентябре и мае). Мониторинг детского развития проводится один раз в год (в  мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психолог и медицинские работники.

 

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится воспитателями групп и специалистами, ведущими занятия с дошкольниками. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга  представляет собой: 

·  Наблюдения за детьми во время разнообразной деятельности;

·  Изучение продуктов деятельности (рисунки, аппликации, постройки);

·  Беседы (по картинкам, по вопросам, из опыта детей и пр.);

·  Дидактические игры и упражнения;

· Поручения детям и пр.

                            ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Организация жизнедеятельности детей

Примерный режим дня

Режимные моменты

Время

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.55

Игры, подготовка к занятиям

8.55 – 10.15

Занятия (общая длительность, включая перерывы)

8.55 – 10.15

Подготовка к прогулке, прогулка

10.15-12.25

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.25-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.10

Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем

15.00 - 15.15

Самостоятельная деятельность

15.15 - 16.00

Полдник

16.00 – 16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20 – 17.30

Уход детей домой

17.30

Физкультурно-оздоровительная работа

Режим двигательной активности

Формы работы

Виды занятий

5-6 лет

Физкультурные занятия

в помещении

2 раза в неделю 25-30

на улице

1 раз в неделю

25-30

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Утренняя гимнастика (по желанию детей)

Ежедневно 8-10

Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 25-30

Физкультминутки (в середине статистического занятия)

1-3 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий

Активный отдых

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

25-30

Физкультурный праздник

2 раза в год до 60 мин.

День здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная активность

Самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

Ежедневно

Самостоятельные подвижные и спортивные игры

Ежедневно

                   Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Планирование образовательной деятельности

        

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Старшая группа

Физическая культура в помещении

Физическая культура на прогулке

2 раза в неделю

Познавательное развитие

1 раз в неделю

Развитие речи

3 раза в неделю

Рисование

2 раза в неделю

Лепка

2 раза в неделю

Аппликация

1 раз в 2 недели

Музыка

1 раз в 2 недели

ИТОГО

2 раза в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

13 занятий в неделю

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

ежедневно

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

         Сетка непосредственно образовательной деятельности

День недели

Старшая группа

Понедельник

Вторник

1. Окружающий мир

2. Физкультура

3. Рисование

Среда

1. Математика

2. Музыка

3. Рисование

Четверг

1. Развитие речи

2. Физкультура

Пятница

1. Развитие речи

2. Музыка

3. Аппликация/Лепка

1. Конструирование

2. Физкультура

Культурно - досуговая деятельность

Праздники

«Осень», Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, «Весна»,  

Театрализованные представления

Кукольный театр «Рукавичка», «Широкая Масленица»,
Концерты

Концерт, посвященный Дню Матери, «Рождественские колядки».

Спортивные развлечения

«Сильные, смелые, ловкие и умелые», «Зимние забавы».

Конкурсы, выставки

Конкурс фото  «Родные просторы», Выставка - конкурс «Мастерская Деда Мороза», Конкурс  праздничных открыток «Подарок для мамочки», Выставка  «Дорого яичко к пасхальному дню»

Проектная деятельность

1. Проект с детьми старшей группы «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора в старшей группе»

2. Проект с детьми старшей группы «Берегись бед, пока их нет»

3. Проект с детьми старшей группы «Юные исследователи»

2.2. Условия реализации программы

Учебно-методический комплект

*Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

Социально - коммуникативное развитие

*Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. Саулина Т.Ф., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008г.

*Развитие игровой деятельности: старшая  группа. Губанова Н.Ф., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

*Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для занятий с детьми 4-7 лет. Павлова Л.Ю., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.

*Трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008г.

Познавательное развитие

*Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. Веракса Н.Е., Галимова О.Р., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

*Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе. Куцакова Л.В., МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2007г.

* Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. Соломенникова О.А., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г..

* Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.В., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

*Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. Помораева И.А., Позина В.А., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

Речевое развитие

*Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Гербова В.В., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

Художественно-эстетическое развитие

*Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. Комарова Т.С., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

Физическое развитие

*Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Пензулаева Л.И., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.

Материально-техническое обеспечение

-Наглядности в соответствии с образовательными областями

-Видеоэкран

-Мультимедийный проектор

-Фотоаппарат

Организация развивающей среды

Предметно-пространственная среда в группе  является:

-содержательно-насыщенной, развивающей;

-трансформируемой;

-вариативной;

-доступной;

-безопасной;

-эстетически-привлекательной.

В качестве центров развития выступают:

-уголок для сюжетно-ролевых игр;

-книжный уголок;

-зона настольно-печатных игр;

-выставки «Наши рисунки», «Наши поделки»;

-уголок природы;

-спортивный уголок;

-игровые уголки;

-уголок экспериментирования.

                 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 3.1. Возрастные психофизические особенности

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20-25 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

.


3.2.Содержание психолого-педагогической работы

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

·         развитие игровой деятельности детей;

·         приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

·         формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Старшая  группа (от 5 до 6 лет)

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Подготовительная группа

Организованная образовательная деятельность

Индивидуальные игры, Совместные с воспитателем игры Совместные со сверстниками игры.  Чтение, Беседы, Наблюдения.

Педагогические ситуации, Экскурсии.

Ситуации морального выбора

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальные игры, Совместные с воспитателем игры

Совместные со сверстниками игры, Ситуативные разговоры с детьми

Педагогические ситуации, Ситуации морального выбора

Беседы после чтения, Беседы социально-нравственного содержания

( формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире; приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми)

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные игры, Совместные со сверстниками игры, все виды самостоятельной детской деятельности.

Рассматривание, продуктивная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,  памяток.

Привлечение родителей к организации предметной среды, участию в досугах, развлечениях, праздниках.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

·         сенсорное развитие;

·         развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

·         формирование элементарных математических представлений;

·         формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов. Учить применять разнообразные способы обследования предметов

(наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.). Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

Сенсорное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Старшая группа

Организованная образовательная деятельность

Игровые ситуации. Рассматривание. Наблюдение, игра-экспериментирование.  Исследовательская деятельность. Конструирование. Развивающие  игры. Экскурсия

Рассказ.  Беседа

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Сюжетно – ролевые игры. Рассматривание. Наблюдение

Игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность.

Конструирование.  Развивающие  игры. Экскурсия.

Ситуативный разговор.  Рассказ

Самостоятельная деятельность

Сюжетно – ролевая игра. Рассматривание. Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность. Строительно-конструктивные игры. Развивающие  игры.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,  памяток, рекомендаций.

Привлечение родителей к организации предметной среды. Участие в выставках, развлечениях, досугах.

Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание образовательной области «Речевое развитие»  направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

·         развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

·         развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

·         практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать за-

менять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят,

медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Старшая группа

Организованная образовательная деятельность

Рассматривание и обсуждение. Игровые ситуации. Чтение . Беседы о прочитанном. Составление рассказов.

Игры-драматизации. Показ настольного театра (би-ба-бо и др.)

Разучивание, чтение стихотворений.

Дидактические игры.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Ситуации общения в процессе закаливания, самообслуживания, гигиенических процедур, на прогулке.

Дидактические игры. Чтение наизусть стихотворений, потешек.  Словесные игры на прогулке

Наблюдения на прогулке. Продуктивная деятельность по впечатлениям от прочитанного.

Самостоятельная деятельность

Сюжетно – ролевые игры.

Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,  памяток, рекомендаций.

Привлечение родителей к организации предметной среды. Участие в  развлечениях, досугах, праздниках.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

·         развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

·         развитие детского творчества;

·         приобщение к изобразительному искусству.

.

Старшая группа (от 5 до 6лет)

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре). Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).

Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др. Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.). Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.).

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.). Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями). Расширять представления о разнообразии народного искусства,

художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Старшая группа

Организованная образовательная деятельность

Продуктивная деятельность.  Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров.  Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно – прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики

Игры.  Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно – прикладного искусства.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Продуктивная деятельность.  Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров.  Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно – прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики

Игры.  Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно – прикладного искусства.

Самостоятельная деятельность

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Рассматривание иллюстраций, предметов и альбомов декоративно – прикладного искусства. Игры.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,  памяток, рекомендаций.

Привлечение родителей к организации предметной среды. Участие в  выставках  творчества, развлечениях, досугах, праздниках, экскурсиях.

Образовательная область «Физическое  развитие»

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

·         развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

·         накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

·         формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении

физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

  Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Старшая группа

Организованная образовательная деятельность

Физкультурные занятия (сюжетные, тематические, комплексные, игровые); физминутки; подвижные игры на прогулке, во второй половине дня.

Пальчиковая, дыхательная гимнастика,  гимнастика для глаз, упражнения для профилактики нарушений осанки; музыкально – ритмические движения, танцы, игры и упражнения под музыку, игры имитационного характера.

  Чтение лит. произведений, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о спорте, физкультуре. Изобразительная деятельность на тему спорта, физкультуры. Изготовление атрибутов к подвижным играм (флажки, карточки, мишени для метания).

Беседы о правилах безопасного поведения во время спортивных и подвижных игр.

Физкультурные праздники(2 раза в год), развлечения, досуги(1 раз в месяц).

Контрольно-диагностическая деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика.

Двигательная активность:

- в утренний прием

- в период подготовки к образовательной деятельности

- на прогулке

- в ходе закаливающих процедур

- во второй половине дня

Ситуативное общение во время двигательной активности (называние  упражнений, проговаривание действий, поощрение речевой активности  детей), обсуждение пользы закаливания и занятия физкультурой.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная активность – подвижные игры, спортивные игры – катание на велосипеде.

Самостоятельные игры мячами, скакалками, обручами, велосипедами.

Сюжетно – ролевые игры,  игры-драматизации, музыкально двигательные импровизации.

Рассматривание  иллюстраций, просмотр   мультфильмов о спорте, физкультуре. Изобразительная деятельность на тему спорта. Изготовление необходимых атрибутов для подвижных игр – мишени, карточки и пр.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,  памяток.

Привлечение родителей к организации предметной среды, участию в досугах, развлечениях, праздниках.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,  памяток.

Привлечение родителей к организации предметной среды, участию в досугах, развлечениях, праздниках, походах, спартакиадах.


3.3. Модель образовательного процесса

Время

Содержание  работы.

Формы работы с детьми, осуществляемые в данное время

Утро

Игра, Ситуативный разговор

Беседа, Рассказ, Чтение

Рассматривание,

Продуктивная деятельность

Театрализованная деятельность (инсценирование, драматизация, выразительное чтение)

Проблемная ситуация.

Дежурство, поручения.

Самостоятельная деятельность в уголках.

Задачи в соответствии с содержанием образовательных областей и их интеграцией.

Завтрак

Совместные действия взрослого и детей.

Поручения, дежурство.

Ситуации общения, ситуативные беседы. Ситуации морального выбора.

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ, формирование представлений о здоровье.  Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование КГН, навыков безопасного поведения

Организованная образовательная деятельность

В соответствии с задачами работы образовательной области и с учетом интеграции образовательных областей

Подготовка к прогулке, прогулка

Совместная образовательная   деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Разнообразные виды деятельности – самостоятельной, совместной.

Задачи в соответствии с содержанием образовательных областей и их интеграцией

Подготовка к обеду,

Обед,

Подготовка ко сну

 

Совместные действия

Поручения, дежурства, Ситуативный разговор, ситуации общения, проблемные ситуации, ситуации морального выбора (необходимость помочь товарищу  и пр.)

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ, Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование КГН.

Оздоровительные мероприятия после сна

 

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна «Тропа здоровья».

Становление ценностного отношения к здоровью и жизни человека, формирование представлений о здоровье, основах ЗОЖ и правилах здоровьесберегающего поведения, накопление опыта ЗОЖ

Подготовка к полднику, полдник

Совместные действия,  Поручения, дежурство.

Ситуации общения.

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ.  Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование КГН, навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.

Вечер

 

 

 

Игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, режиссерская, подвижная, развивающая, театрализованная, хороводная, музыкальная и пр.)

Беседа, Рассказ, Чтение,  Наблюдение,  Рассматривание

Продуктивная деятельность,  Театрализованная деятельность,

Конструирование, Ситуативные разговоры,  Проектная деятельность, Проблемная ситуация, Экспериментирование,

Экскурсии, Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, Слушание музыки, Концерты-импровизации, Попевки , Музыкальные игры,

Двигательные, пластические, танцевальные этюды, Хороводные игры, Тематический досуг. Самостоятельная деятельность в уголках.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...