Главные вкладки

    Сценарий родительское собрание во второй младшей группе детского сада. Тема: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников».
    материал (младшая группа) на тему

    Шабанова Ирина Юрьевна

     Как обеспечить полноценное развитие  детей? Разговор об одном из аспектов этой проблемы – о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.  Основная  задача – донести до каждого из родителей важность развития руки ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_sayt.docx21.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход  мероприятия:

    Сообщение педагога:

      Уважаемые родители, сегодня мы хоти поговорить о том, как обеспечить полноценное развитие наших детей и поговорить с вами об одном из аспектов этой проблемы – о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более углубленные знания по этой теме. Наша задача – донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.

           Вопросы к родителям:

    • Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?
    • Как?
    • Как вы играете с пальчиками ваших детей?
    • Для чего вы это делаете?

    Выступление логопеда:

     Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

      Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное  отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

      В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

      Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

      Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

      Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент.  Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что  со временем ваш ребенок достигнет сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

      Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

       А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:

    Что за скрип?                             Сжимаем и разжимаем кулачки.

    Что за хруст?                             Ладони пальцами вверх, переплетаем пальцы.

    Это что еще за куст?                Ладони с растопыренными пальцами перед собой

    - Как же быть без хруста          Пальцы вверх переплетаем.

    Если я капуста?                              Пальцы полусогнуты, изображают кочан.

    Мы капусту рубим, рубим…          Ребро ладони.

    Мы морковку трем, трем…          Кулачками трем друг о друга.

    Мы капусту солим, солим…                   Щепотками.

    Мы капусту жмем, жмем.                  Сжимаем и разжимаем кулачки.

    Что дает пальчиковая гимнастика  детям?

    • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
    • Помогает развивать речь.
    • Повышает работоспособность коры головного мозга.
    • Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение.
    • Снимает тревожность.

      У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

    1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
    2. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

            Кусочки пластилина

            Катает наша Зина,

            Шарики, колбаски,

            И оживают сказки.

            Пальчики стараются,

            Лепят, развиваются.

    Родители выполняют поделки из пластилина.

    1. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами. Для данного возраста будет достаточно ребенку нарезать полоски бумаги.
    2. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
    • Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
    • Катать крупу между большим и указательным пальцами;
    • Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

    Педагог предлагает родителям сделать поделку «Солнышко» из семян кукурузы.

    • Покатать между ладоней шестигранный карандаш:

                                                           Карандаш в руке катаю,

                                                           Между пальчиков верчу,

                                                             Непременно каждый пальчик

        Быть послушным научу!

    1. Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т.д.

    Родители изготавливают поделку из грецкого ореха «Черепаха».

    1. Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, в настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

    Педагог предлагает родителям задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».

    1. Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук (предлагает родителям попробовать).
    2. Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.

            Педагог предлагает родителям сложить из спичек мороженое.  

                                Очень радовались дети:

            Мама принесла в пакете

            Пряников для Машеньки,

                                                    Бубликов для Сашеньки,

            Сашеньке – пирожное,

    Ну а мне – мороженое.

    1. Можно так же использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

         А теперь наши дети покажут, как они делают пальчиковую гимнастику в детском саду. Уважаемые родители присоединяйтесь к нам.

    Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

    Я с игрушками играю:         (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

    Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

    Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг

                                    на друга несколько раз.)

    Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью

                                    правой руки – «катаем  машинку».)

    Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

     Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

    Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

    Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы,

                                            показываем мяч.)

    В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

    Пальчиковая гимнастика «Обувь».

    Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

    Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и  

                                                       поднимают по одному.)

    В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

    И на ножки надевают

    Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

    Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

    Подведение итогов собрания

    Дорогие родители, спасибо за совместную деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

    Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие....

    Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников (консультация для родителей)

    Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, по...

    Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

    Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у люде...

    Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Практикум для родителей

    Родители  сидят  по 5 – 6  человек  за  столами,  на  которых  лежат  разнообразные  предметы :  мозаика,  разные  виды  кон...

    Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников"

    Консультация для родителей на тему:"Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников"...

    Практикум для родителей на тему "Значение пальчиковых игр для развития речи детей во второй младшей группе ".

    Цель практикума заключается в создании условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. Необходимо дать родителям теоретические знания о...

    Семинар - практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

    на данном практикуме родители совместно с педагогами обсуждают развитие мелкой моторики и и координации движений пальцев рук...