Взаимодействие педагога с ребенком в игре
статья по теме

Блинова Анастасия Витальевна

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_pedagoga_s_rebenkom_v_igre.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога с ребенком в игре

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»

Л.С.Выготский

Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

«Детская игра - это не забава». П.Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными, навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Игра - это работа детей, но без педагогического взаимодействия с ребенком, игра детей не состоится. Педагог ребенку друг, помощник, партнер.

Почти все исследователи, изучавшие детскую игру, единодушно отмечают, что она является наиболее свободной и самостоятельной деятельностью ребенка. Это выражается не только в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного их употребления независимостью от их конкретного значения, определяются тем значением, которое сам ребенок придает им в игре. Ребенок отдается игре со всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая при этом максимальное удовольствие и всестороннее развитие. Педагог для ребенка всегда является самым близким соучастником, партнером, другом.

Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми. Говоря об игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду, прежде всего их совместную игру, далее занятия, труд.

Именно в игре устанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь к личностно-ориентированному    взаимодействию с ребенком. Это педагогический профессионализм.

Благополучие и развитие детей в дошкольном учреждении полностью зависит от тех взрослых, которые с ними работают.                                   

Наблюдая за процессом игровой деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения, сотрудники:

  • Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают диски, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.);  
  • Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждают детей к принятию роли и наделению ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.);
  • В качестве непосредственных участников игры предлагают детям образцы игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; рассказывает, как играть в игры с правилами: «Съедобное - несъедобное», «Испорченный телефон», произносит считалку для установления очередности или выбора водящего и пр.);
  • Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: сберегают время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам;
  • Создают условия для развития общения между детьми в игре;
  • Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.);
  • Развивают способы игрового общения детей как носителей роли (диалоги персонажей, ролевые действия с учетом роли партнера);
  • Развивают у детей умение общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликт и пр.);

  • Создают условия для развития творческой активности детей в игре;
  • Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов;
  • Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению игровых персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.);
  • Стимулируют         детей         пользоваться         предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование;
  • Способствуют возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и пр.);
  • Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по необходимости, как равноправные партнеры;
  • Реализуют индивидуальный подход в организации игры детей;
  • Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.);
  • Способствуют поролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают роли мамы, хозяйки для девочки, роли, связанные с мужественными профессиями, для мальчиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов);
  • Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре;
  • Способствуют развитию у детей разных видов игры;
  • Организуют сюжетно - ролевые игры; игры с правилами;
  • Способствуют возникновению режиссерской игры; игры-драматизации;
  • Побуждают детей к играм-фантазиям (придумывание сказок и т.д.);
  • Организуют подвижные и спортивные игры;
  • Используют дидактические игры в образовательном процессе;
  • Используют игровые приемы в разных видах деятельности.

 Есть некоторые недостатки в работе. В практике педагогов ДОУ отмечается негибкое использование прочих помещений, провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Игровые уголки с постоянной экспозицией и тематикой, что значительно снижает интерес детей, не способствуют взаимодействию в игре.

К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными типами и сюжетами «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и др., которые вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной  деятельности  детей,   креативности,   реализацию   индивидуальных особенностей и способностей детей.

Рекомендации педагогам ДОУ по организации игровой деятельности:

- создание гибкого режима дня с учетом здоровья детей, их интересов, творческих запросов, индивидуальных особенностей развития;

-переориентирование педагогов ДОУ с репродуктивных методов взаимодействия с детьми в игре, на продуктивные;

- создание условий развивающей среды (по интересам детей);

- понимание педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в игре как одного из самых лучших профессиональных качеств воспитателя;

- «признание в ДОУ приоритетной самостоятельной игровой деятельности, направленной на творческую, созидательную, познавательную активность дошкольника.

Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новой информации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, где ребенок может играть, игровой техники и т.д.), которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений, складывающейся системы ценностей.

Игровая   деятельность,   как   доказано   А.В.Запорожцем,   В.В.Давыдовым, Н.Е.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения - образа, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.

Интервью с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Взрослый как мой игровой партнер».

По результатам проведенного интервьюирования можно сделать вывод, что взрослые являются активными участниками игрового общения.

По данным опроса выявлено:

83% детей считают, что взрослые умеют играть;

50% детей определили, что взрослые играют хуже других;

50% детей отметили, что лучше;

66% опрошенных не могут определить значение слова «партнер по игре;

33% детей ответили, что это тот, кто помогает в игре;

66% детей считают, что взрослые играют с детьми, чтобы было весело;

16% детей ответили, потому что они их любят;

Чаще всего 33% детей играют с мамой;

33% детей играют с папой;

32% с другими родственниками;

На вопрос, что говорят взрослые, когда ребенок просит с ним поиграть, 100% детей ответили: «Подожди, дела сделаю, тогда поиграю».

33% детей предпочитают играть без взрослых;

66% опрошенным нравится играть со взрослыми;

83% детей помнят интересные моменты игры со взрослыми: это чаще прятки;

83% детей считают, что родители всегда готовы играть;

17% детей считают, что воспитатели готовы играть;

83% детей считают, что лучше играют с ними родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Консультация для педагогов ««Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют иг...

Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»

Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....

Театрализованное представление – универсальное средство эмоционального взаимодействия педагога и ребенка с ОВЗ в условиях специализированного дома ребенка

Театрализованное представлении сказки "Курочка ряба" силами детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Дома ребенка...

Презентация "Приемы Эффективного, конструктивного взаимодействия педагога и ребенка"

Цель: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с воспитанниками ДОУ.Задачи:1.    Определить стили взаимодействия  воспитателей и воспитанников;2....