Проект "Зелёный мир на окне".
творческая работа учащихся (старшая группа) на тему

Сулимчик Елена Александровна

Проект зелёный мир на окне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zelyonyy_mir_na_okne.doc688.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида

Проект на тему:

«Зелёный мир на окне»

                                                   Подготовила:

                                                 воспитатель  

                                                      Сулимчик Е. А.

                                                 

Р.п. Большие Вязёмы

2013г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект : «Зелёный мир на окне».

Автор  проекта: Сулимчик Елена Александровна

Продолжительность проекта:  краткосрочный - 2 недели.

Тип проекта: позновательно-исследовательский

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта: экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивность просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети не только узнают названия комнатных растений и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования дети познакомятся с комнатными растениями, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

 С какой целью человек выращивает комнатные растения?

 

Цель проекта: уточнить и систематизировать знания детей о растениях; учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений; развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

Для детей: 

Образовательные:
-  познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств;
- формировать навыки исследовательской деятельности;

- определить наиболее распространённые комнатные растения;

- иметь представления  о пользе или вреде комнатного растения;

- углубить знания о приёмах по уходу за растениями;

- учить детей работать в коллективе.


Развивающие:

- развивать умения и навыки работы с природным материалом.
- развивать умение сравнивать и анализировать;
-  развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях;

-  развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках;

- способствовать развитию  воспитания экологической культуры.


Воспитательные:
-  воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Для педагогов :

- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;

- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;

-  составление картотеки комнатных растений в детском саду;

- составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;

- создание альбома «Наши комнатные растения» ;

- сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми по соответствующей тематике, плакатами, схемами и т. д.;

- помочь ребенку добывать новые знания;

- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь;

Для родителей:

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- выполнять  совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ОУ;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

-  распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию

и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуг-развлечение

Название игрового мероприятия проекта: развлечение «В мире комнатных растений».

Продукты проекта: дидактические игры, картотека стихов, загадок о комнатных растениях, подборка комнатных растений, инвентаря по уходу за комнатными растениями,  фонотека дисков с познавательным материалом о природе,  подборка научно – художественной литературы, папки – передвижки с информацией для родителей, консультационный материал.

Создание экологической книги «Наши комнатные растения», создание книжки-памятки по уходу за комнатными растениями.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

- расширение знаний по экологической культуре воспитанников;

- развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам и бережного отношения к ним;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;

- уметь определять комнатные растения,  находящиеся в группе;

- раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;

- формирование стремления к исследованию объектов природы, установка причинно-следственных связей, умение делать выводы.

- знание способов размножения комнатных растений;

- формирование навыков исследовать опытным путем условий, необходимых для роста растений; учиться правильно, ухаживать за растениями в уголке природы;

- знание лекарственных комнатных растений;

- формирование навыков ухода за комнатными растениями в зеленом уголке;

- обогащение словаря ребенка терминологией по теме.

Для педагогов:

-  удачное  сотрудничество с родителями;  

- высокий содержательный и организационный уровень проекта;

- новая предметно-развивающая среда;

- счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.

Для родителей:

- возможность активного участия в образовательном процессе;

- выставка фотографий «Помощники интерьера»;

- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.

                               

Краткое содержание проекта

I этап  подготовительный

- постановка цели и задачи проекта, определение направлений, объектов и методов исследования;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания  дошкольников, в частности о комнатных растениях;

- разработать диагностический материал и выявить уровень знаний  дошкольников по поставленной проблеме;

-  определить уровень знаний детей о  комнатных растениях;

- провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;

- Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

I I этап практический

- осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

- использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;

- провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизаторами т.д.);

- изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный  альбом «Наши комнатные растения» и книжку-памятку по уходу за комнатными растениями.

III этап обобщающий

- выявить уровень знаний детей  по поставленной проблеме;

- обобщить результаты деятельности по теме проекта;

- определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;

- подготовить методический и практический наглядный материал.

Ход реализации проекта

I этап Подготовительный  этап

Проведение опроса на тему «Комнатные растения» выявить знания детей о цветах, уходе, условиях роста в соответствии с возрастом.  Создать картотеку игр,  закрепить у детей название комнатных растений .

Проведено анкетирование  родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?», ознакомить родителей с лечебно – профилактическим действием комнатных растений – консультация для родителей на тему «Лечебные комнатные растения».

Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, необходимых атрибутов для труда. Создать условия для демонстраций, трудовой и практической деятельности.

II этап Практический этап

Беседы:«Что растениям необходимо для жизни»;

«Как мы дома ухаживаем за комнатными растениями»;

«Какова роль растений в нашей жизни»;

«Комнатные растения – друзья или враги? ».

 «Как размножаются комнатные растения»;

«Если бы ты был комнатным цветком».

Просмотр компьютерной  презентации  «Комнатные растения»

Выяснить какие цветы знают дети, что знают о пользе комнатных растений. Вспомнить с детьми как правильно ухаживать за комнатными растениями.         Работа с детьми в уголке природы. Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать, с помощью взрослых пытаться делать простейшие выводы.

      Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений.  

     Заучивание и чтение стихотворений о растениях; рассказов о природе. Работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях. Заучивание стихотворения «Бальзамин».     Отгадывание загадок  о комнатных растениях.                  Подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения». Совместно с родителями чтение научно-популярной и художественной литературы по теме. Составление карточек (загадки, стихи, наблюдения и т. д.) Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Проведение оздоровительных мероприятий (Дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений, релаксация в уголке природы).  Подвижные игры: «Собери цветок из лепестков»; «Живая клумба»; «Мы – цветы»; «Волшебная палочка»; «Укрась цветами ковёр».

Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» П.И.Чайковского.

Изготовление цветов из бумаги,  аппликация «Кактус», лепка с элементами конструирования «Цветок в горшке для мамы»,   конструирование цветов из мозаики.  Рисование красками, карандашами, мелками комнатных растений;

      Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам: «Уход за комнатными растениями»,  «Путешествие в страну цветов».

Обогащение детей знаниями о мире комнатных растений: условиях роста, содержания и ухода, их пользе для окружающей среды.

      Знакомство с профессией садовода.  Хозяйственно-бытовой труд:

- дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

- трудовые поручения – индивидуальные и коллективные, создание книжки-

памятки по уходу за комнатными растениями.

Беседы о правилах поведения на природе. Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши». «Какого цветка не стало?», «Четвёртый лишний».

Пальчиковые игры «Красные  цветы», «Посадим цветы», «Цветок».

Фотовыставка "Помощники интерьера" (фотографии детей с комнатными растениями их дома).

      Наблюдения за комнатными растениями, опыты, эксперименты.

 Викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений».

Экскурсия по природным уголкам других групп детского сада.

Беседа о пользе тех комнатных растений, которые ценятся не только красотой, но и своими целебными свойствами (алоэ, каланхоэ, гибискус, сансевьера, толстянка).  Консультация для родителей на тему: «Лекарственные комнатные растения».

Беседа о том, что среди красивых, и безобидных растений на подоконнике могут расти те, с которыми нужно обращаться с осторожностью.

      Пополнить состав цветущих растений группы, продолжать формировать желание у родителей и детей принимать участие в проведении мероприятий

Настольные игры.

- «Выложи цветы» (мозаика)

- «Собери комнатное растение»

- «Собери букет»

- «Цветочное лото»

- Домино – «Наш сад»

Исследовательская деятельность: опыт «на свету и в темноте», опыт «Что происходит с листьями на ярком свету», опыт «С водой и без воды», опыт «Может ли растение дышать? ».

III этап Обобщающий этап

Оформление картотеки: «Комнатные растения – наши друзья » (загадки, стихи, приметы, наблюдения, значения и т. д.) Обработка и оформление материалов проекта.

Создание экологической книги «Наши комнатные растения», создание книжки памятки по уходу за комнатными растениями.

 Подготовка и проведение развлечения «В мире комнатных растений». Подготовка  творческого отчета о проделанной работе.

Итоги проекта.

 Проведенные мною анкетирование родителей  «Что Вы знаете о комнатных растениях?» и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.

 Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

      У детей  появился устойчивый интерес к представителям  комнатных цветов и бережного отношения к ним. Были усвоены  нормы  поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. Умеют определять комнатные растения,  находящиеся в группе.

    Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение  к окружающему природному миру.

Литература

1. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 2010 г.

2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М.,  1999 г.

3. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.

4. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.

5. Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»

(методическое пособие), М.,2012

6. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет», Волгоград, 2013

Приложение 1

Конспект непосредственной образовательной  деятельности в старшей группе - «Уход за комнатными растениями».

Задачи:

- способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;

- способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало) ; выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне) ; получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо) ;

- способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу.

Материалы используемые на занятии:

Демонстрационный- схематические модели – карточки с условными обозначениями приемов ухода за растениями.

Раздаточный – Фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.

Обогатить словарь словами: уход за растениями, полив, поддон, отстоявшаяся вода, ком земли.

Предварительная работа. Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .

Методические приемы:

1. Проблемная ситуация с использованием игрового персонажа.

2. Беседа с детьми об основных потребностях комнатных растений.

3. Обследование растений для выявления отличительных особенностей внешнего вида и приемов ухода за ними, с использованием условных обозначений.

4. Совместный труд детей, помощь воспитателя.

5. Подведение итога совместной деятельности.

Ход совместной деятельности с детьми.

Приходит игровой персонаж  Карлсона, грустный (он влетел в открытое окно при проветривании во время сончаса). Здоровается с каждым ребенком.

Воспитатель. Что-то наш Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.

Карлсон. Рассказывает свою историю, как он пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. С ним на крыше живет его единственный цветок, который ему подарил его друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.

Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель), а теперь стало вот каким (показывает растение). Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Воспитатель. Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.

Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.

Воспитатель. А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)

Физкультминутка

«Цветок»

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают

Тихо засыпают.

Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии) 

Воспитатель. Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)

Растению нужно скорее помогать. Что же нам для этого ещё нужно? Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы-помошники.

Карлсон. Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)

Воспитатель. Какую лейку нужно взять? В лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель - средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)

А теперь что будем делать?

Дети: А теперь мы будем ухаживать за растениями.

Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения  и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)

Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?

Воспитатель: Да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это не только его полив.

Дети: Сначала мы ухаживаем за листьями у сансивьерии мы протираем листья, а у герани опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети подходят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет-помощник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.

Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.

Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)

Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (Дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)

Воспитатель. Сколько будем лить воды?

Карлсон. Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне). Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений

Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.

Воспитатель. Каким станет растение, если мы за ним правильно ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель - растение в

хорошем состоянии) .

Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель - растение в хорошем состоянии.)

 Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.

Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.

Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! До свидания!

У садовницы - первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое.(Гортензия)

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний,

Листья незаметные,

А плоды запретные.(Аспарагус)

На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно…(Бальзамин)

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей. (сансевиерия)

Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.(Алоэ)

С горы на паутинках

Свисают паучки -

Зеленые пучки.(Камнеломка)

Есть растение у нас,

Ананас - не ананас.

Жесткий лист дугой, сквозной

Точно гребень костяной.(Цикас)

Зелёный, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные

Белые, жёлтые, красные. (Кактус)

Журавлиный нос

Нам духи принёс. (Герань, или журавлиный нос.)

На целый век украсит дом,

И всех излечит в доме том.

Цветок тот неказист на вид,

Но как целитель знаменит. (Алоэ.)

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.(плющ)

С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.(фикус)

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.(Герань)

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей.(Кактус)

Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку,

На белую распорочку,

Не крючком плетеную -

Живую и зеленую.(традесканция)

Плоские лепешки

На длинной тонкой ножке.

Лепешки очень колки, на них растут иголки.(Опунция)

Стоит мокрый Ванёк,

А в кудрях – огонёк. ( Бальзамин)

- Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост/)

Куст оконный и балконный,

Лист – пушистый и душистый,

А цветы о окне – словно шапка в огне. (Герань.)

Круглый шарик

Словно ёжик,

Но без мордочки и ножек.

На моём растёт окне,

Очень нравится он мне. (Кактус.)

Вышла балерина:

Блузка, как рябина.

Юбочка лиловая, лента васильковая.

Ножки, как точеные,

Туфли золоченые. (Фуксия)

Комнатное растение, называемое в народе "крапивкой".

(Колеус)

Она пришла к нам из Китая,

Прижилась и , устали не зная,

Круглый год цветет на радость, от души!

А цветы разноцветны и очень хороши!

(Китайская роза-гибискус)

Не подушка для иголок,

Не ежик, и не елка,

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках. (Кактус)

Зелёное, колючее,

Сто лет ему дремучему,

Как только насморк Вас застал в расплох,

Бежите Вы к нему со всех ног!(Алоэ)

                                                                                                               Приложение 3

Сценарий развлечения в старшей группе «В мире комнатных растений» 

Цель:

Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.

Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.

Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Развивать мыслительную деятельность, память, речь.

Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

Ход развлечения:

Ведущий: Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, дорогие гости! Сегодня у нас КВН! Что такое КВН? Это Клуб Веселых и Находчивых! Мы все любим цветы. Цветы дарят на праздник, на день рождения. Когда пойдете в первый  раз в школу, тоже возьмете красивый букет цветов. Цветы – радость и украшение нашей жизни. Чтоб в течение всего года цветы радовали нас своим присутствием, надо выращивать в комнате комнатные растения. Итак, тема нашего КВН «В мире комнатных растений».

Сегодня  встретятся две команды: Команда «Кактусята» (дети встают, кланяются).

Капитан:

Нас солнца луч смешит и дразнит

Нам нынче весело с утра

Этот день нам дарит звонкий праздник

И главный гость на нем – игра!

Команда «Фиалки».

Капитан:

Игра наш друг: веселый, умный

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор – не злой, но шумный

Поможет новое узнать!

Ведущий: Соревнование команд, их знания о комнатных растениях будет оценивать жюри.

Первый конкурс «Представление команд».

Команда «Кактусята»

Все: Мы – кактусята, дружные ребята.

Капитан: Наш девиз:

К победе верно мы идем,

С дороги этой не свернем!

Команда «Фиалки»

Все: Мы фиалки – скромные, всегда, везде упорные.

Капитан: Наш девиз:

Мы дружная команда,

Победа будет наша!

                            Мы в КВН играем, и только побеждаем.

Ведущий: Начинаем разминку.

Вопросы для команды «Кактусята»:

1. Назовите лучшее время для пересадки растений. (Весна)

2. Перечислите правила поливки комнатных растений. (Поливать растения нужно теплой, отстоянной водой. Носик лейки следует класть на край горшка. Поливать нужно только тогда, когда верхний слой земли подсох).

3. Живые ли комнатные растения? Почему? (Да, потому что они дышат, пьют, растут, размножаются).

4. Чем похожи комнатные растения? (Комнатные растения похожи тем, что у всех есть стебель, цветы корень, листья. За всеми надо ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить землю, протирать пыль, подкармливать. Всем растениям для роста нужен: свет, вода, воздух, тепло. Все растения зеленого цвета).

5. Назовите растения, которые надо поливать не в край горшка, а в поддонник (фиалка, глоксиния, аммарилис, виола прекрасная, амазонская лилия).

6. Назовите комнатные растения, которых нельзя опрыскивать, так как у них листья опушены (герань, фиалка, глоксиния, бегония–рекс).

7. У какого растения кончик молодого листа завернут как улитка? (Папоротник)

Вопросы для команды «Фиалки»

1. Когда комнатные растения не нуждаются в подкормке? (Зимой)

2. В каком уходе кроме поливки нуждаются комнатные растения? (В уборке сухих листьев, засохших цветков, в рыхлении, опрыскивании, в протирании листьев от пыли, в подкормке).

3. Зачем в комнате выращиваем комнатные растения? (Они обогащают воздух кислородом, очищают, увлажняют воздух, украшают комнату, радуют нас своими красивыми цветами).

4. Чем отличаются комнатные растения друг от друга? (Требуют разного ухода, это зависит от условий их жизни на родине. Отличаются по форме стеблей: стоячие, вьющиеся, цепляющиеся, ползучие. Отличаются по форме листьев: круглые, овальные, линейные. Разные по форме и цвету цветы: колокольчатый, воронковидный, колесовидный, гвоздевидный. Размножаются разными способами: семенами, делением корневища, стеблевыми черенками, из листьев, луковицами, клубнями.)

5. Назовите водолюбивые растения? (бальзамин, папоротник, циперус, традесканция).

6. Назовите растение, которое цветет в декабре? (Зигокактус)

7. У какого комнатного цветка пахнут не только цветы, но и листья? (Герань)

Второй конкурс «Собери комнатное растение и назови»

Воспитатель: Ваша задача быстрее собрать и правильно называть растение.

Капитаны получают конверты, вся команда на полу собирает вместе.

Третий конкурс «Загадочный»

Командам предстоит разгадать загадки, найти фотографию и показать команде напротив.

Команде «Фиалки» загадки:

***

Лист горбочком, шипы имеет, а ранить не умеет

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

***

На моем окошке поселился ежик.

Все глядит в окошко, а ходить не может.

Где же его лапки? Может он без шапки

От мороза ежится? (Кактус)

***

Плоский, длинный, а не брус.

Полосатый, но не арбуз (Сансевьера)

***

Команде «Кактусята»:

Стоит мокрый Ванек, а в кудрях-огонек. (Бальзамин)

***

Куст оконный и балконный,

Лист пушистый и душистый,

А цветки на окне, словно шапка в огне. (Герань)

***

Он зеленый, а не луг.

Носит платье, а не пастух.

Он цепко висит, а не крюк.

На стену влез, а не паук. (Плющ, роициссус)

Четвертый конкурс «Художественный»

Конкурс для капитанов. Художник нарисовал непонятные комнатные растения, задача капитанов определить, из частей каких растений они составлены.

Пятый конкурс «Отгадай способы размножения комнатных растений»

На доске схемы о способах размножения комнатных растений, посмотрев на них, команды должны называть комнатное растение.

1. Семенами - фукция, цикломен, герань.

2. Черенками - колеус, фукция, бальзамин, бегония, зигокактус, герань.

3. Укорением листовых черенков - фиалка, глоксиния.

4. Размножением клубней - глоксиния, цикломен.

5. Делением корневища - сансевьера, канна, папортник, алоэ.

6. Луковицами – амазон, лилия, аммарилис, виола прекрасная.

7. Детками - хлорофитум, камнеломка, каланхоэ.

8. Стеблевыми черенками - плющ, роициссус.

Шестой конкурс «Народное название комнатного цветка»

Команде называю научное название комнатного цветка, а вы должны вспомнить народное название этого цветка.

Кактусята: бальзамин (огонек, ванька, мокрый), сансивьера (щучий хвост), фикус (резиновое дерево), зигокактус (декабрист).

Фиалки: папоротник (меч), фукция (фонарик, цветок с сережками), алоэ (столетник), монстера (плакса), роициссус (дикий виноград).

Стук в дверь. Заходит Боляка (голова перевязана, держится за щеку одной рукой, на другой больной палец, хромает, чихает).

Боляка:

Ой, ребята, помогите, поскорей меня спасите!

Я почти что инвалид, у меня ведь все болит!

Ведущий: Ой, ребята, жалко вам Боляку?

Дети: Жалко.

Ведущий: Дети, мы сможем ему помочь?

Боляка: Неужели? Это правда?

Ведущий: Давайте позовем медсестру, она сделает укол и все пройдет.

Боляка (пугается, убегает, трясется, прячется): Ой, уколов я боюсь!

Ведущий: Ну, тогда вот тебе порошки и таблетки.

Боляка: Не хочу, они горькие.

Ведущий: Хорошо, попробуем тебя вылечить без лекарств.

Боляка: Как это?

Ведущий: Ребята знают и расскажут тебе. В комнате можно выращивать лекарственные комнатные растения. Вот алоэ, его еще называют домашним доктором. Возьми листик, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь. У тебя, Боляка, палец болит. Раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к пальцу и привяжи - боль утихнет. А чтобы не болела голова, понюхай, Боляка, красную герань. Боляка, ты держишься за щеку, что у тебя зуб болит?

Боляка: Нет, десна распухла.

Ведущий: Это тоже не беда, тебе поможет комнатное растение каланхоэ. Оторви листочек, и пожуй его. Да, не бойся! Он кисленький, приятный. А десна перестанет болеть.

Боляка: Вот спасибо вам, дети. Я не знал, что среди комнатных растений есть и лекарственные.

Ведущий: Вот тебе, Боляка, еще несколько советов. Каланхоэ лечит еще и ангину. Отвар из листьев традесканции помогает при простуде. Свежие листья плюща применяют против мозолей и опухолей, ими же сводят бородавки. Вот тебе мы подарим каланхоэ, лечись и выздоравливай!

Ведущий: Последний конкурс «Домашнее задание»

Вы должны были научиться сложить цветок из бумаги. Подходим к столику. (под музыку команды выполняют задание).

Песня «Волшебный цветок».

Ведущий: Дорогие ребята! Всем нам приятно получать в подарок живые цветы. И если вы захотите кому-нибудь сделать такой подарок, а рядом не окажется живых цветов, то теперь вы знаете, что их можно сложить из бумаги. Давайте подарим цветы сделанные своими руками нашим гостям.

Ведущий: Вот подошел к концу наш КВН. На сегодняшней игре, ребята, Вы показали прекрасные знания о комнатных растениях. Я надеюсь, у вас дома будет много комнатных растений, ведь вы теперь умеете за ними ухаживать и любите их.

Пословицы и поговорки про растения.

• Растенье — земли украшенье.

• Зеленая ограда — живая отрада.

• Зеленый наряд радует взгляд.

• Сломить дерево — секунда,

А вырастить — года.

• Дерево водой живет, дерево и воду бережет.

• Была бы водица, а зелень родится.

Пословицы и поговорки народов мира о растениях

• Дерево гнется, пока молодо. (Тат.)

• Срубленное дерево вновь не вырастет. (Морд.)

• Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь. (Кит.)

• Ветви, что дают прохладу, не рубят. (Япон.)

Пословицы и поговорки

  • Аленький цветок бросается в глазок.
  • В горах прольется — степь расцветет.
  • Где цветок, там и медок.  
  • Если у цветка нет тычинок, откуда же взяться аромату.
  • Если человек захочет — и на голой вершине цветы зацветут.
  • Есть цветы — радуйся цветам, нет цветов — радуйся бутонам.
  • Завистника соседская роза, как шип, колет.
  • И в пышном цветке гнездится змея.
  • И красивые цветики ядовиты бывают.
  • И красно, и пестро, да пустоцветом.
  • Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.
  • Из одного цветка гирлянды не сделаешь.
  • Издали все пахнет цветами.
  • На красный цветок летит и мотылек.
  • Нет цветов — нет уюта.
  • Одно дитя, как семя цветка, а пятеро — как семена терновника.
  • Опавшие цветы не возвращаются на ветви; разбитое зеркало больше ничего не отражает.
  • От дождя травы расцветают, от песни — душа.
  • От хорошего цветка хороший аромат.
  • Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.  
  • Пустоцвет не приносит плодов.
  • Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах.  
  • Сегодня в цветах, а завтра в слезах.  
  • У красивого цветка жизнь обычно коротка.
  • У человека не бывает тысячи дней хороших, цветы не бывают сто дней красны.  
  • Хорош цветок, да остер шипок.  
  • Хорош цветок, да скоро вянет.  
  • Цветы что дети, уход любят.
  • Это были цветочки, теперь пойдут ягодки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"

  В процессе занятия дети создадут  большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей.  Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...

Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"

Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...