Семинар-практикум для педагогов "Гендерный подход в обучении и воспитании детей"
учебно-методический материал на тему

Катанаева Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podkhod_v_obuchenii_i_vospitanii_detey.docx86.67 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерный подход в обучении и воспитании детей

(семинар-практикум для педагогов и психологов ДОУ)

Цель:

 Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к обучению и воспитанию детей.

 Задачи:

 - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек.

 - Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах.

- Познакомить педагогов с наукой кинезиологией и использованием ее элементов на занятиях

 Педсовет проходит в форме круглого стола, педагоги разделены на подгруппы.

План проведения:

  1. Введение в проблему гендерного подхода в обучении и воспитании детей.
  2. Основные этапы развития головного мозга ребенка
  3. Педагогическое задание.
  4. Кинезиологические упражнения для работы с детьми
  5. Практический инструментарий

Рекомендации «Мальчики и девочки – два разных мира»

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек»

  1. Введение в проблему гендерного подхода в обучении и воспитании детей

Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Между мужчиной и женщиной происходит «смазывание» ролей. Женщины стали жестче, а мужчины женоподобны.

 В борьбе за лидерство женщины берутся за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться женскими. А мужчины превращаются в потребителей, и, не торопясь помочь женщине выполнить домашнюю работу, спокойно ожидают ужина у семейного очага. Быт и воспитание детей остаются исключительно задачей женщины.

Девочки стали грубыми и агрессивными, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение. Мальчики, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически.

Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения мальчиков с девочками. В ходе детских игр поведенческие модели не соответствуют полу игроков. Полоролевая социализация детей на нашей планете находится на низком уровне.

Взрослые на нашей планете в большинстве своем копируют модель, по которой воспитывались они сами, крайне слабо учитывая пол ребенка.

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство.

 Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведём себя в социуме. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по – разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта. Поможет решить этот конфликт изучение вопроса гендерного воспитания.

 Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году, в связи с явными разграничениями социальных, культурных и политических аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

 Что же такое «гендер»? «Гендер» (англ. gender) – род,  который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

 Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. Многие ученые полагают, что особенности воспитания в настоящее время являются неблагоприятными для процесса полоролевой социализации мальчиков. Один из таких неблагоприятных факторов – феминизация Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Между мужчиной и женщиной происходит «смазывание» ролей. Женщины стали жестче, а мужчины женоподобны.

 В борьбе за лидерство женщины берутся за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться женскими. А мужчины превращаются в потребителей, и, не торопясь помочь женщине выполнить домашнюю работу, спокойно ожидают ужина у семейного очага. Быт и воспитание детей остаются исключительно задачей женщины.

Девочки стали грубыми и агрессивными, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение. Мальчики, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически.

Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения мальчиков с девочками. В ходе детских игр поведенческие модели не соответствуют полу игроков. Полоролевая социализация детей на нашей планете находится на низком уровне.

Взрослые на нашей планете в большинстве своем копируют модель, по которой воспитывались они сами, крайне слабо учитывая пол ребенка.

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство.

 Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведём себя в социуме. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по – разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта. Поможет решить этот конфликт изучение вопроса гендерного воспитания.

 Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году, в связи с явными разграничениями социальных, культурных и политических аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

 Что же такое «гендер»? «Гендер» (англ. gender) – род,  который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

 Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. Многие ученые полагают, что особенности воспитательного процесса. В настоящее время воспитательный процессов школе, в детском саду преимущественно осуществляется женщинами. Эта проблема актуальна и для учреждений нашего типа. Ведь во многих детских домах преобладают педагоги – женщины.

 Неблагоприятным фактором полоролевой социализации является и размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

 У мальчиков, воспитанных только женщиной (матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Неоднозначно и влияние мужчин (отцов). Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Поэтому в воспитании ребенка должны участвовать как мужчина, так и женщина. Женщина должна учить своим женским премудростям, а мужчина – быть сильным, надежным, умелым, мужественным.

  Я хочу перечислить основные виды деятельности, в организации которых может применяется гендерный подход:

 1. Познавательная деятельность.

 2. Игровая деятельность.

 3. Музыкальные занятия.

 4. В организации физического воспитания,

 5. В совместной трудовой деятельности.

 Сегодня мы затронули лишь некоторые проблемы в осуществлении гендерного подхода в образовании и воспитании. Экспериментальное исследование по этому вопросу не закончено, и творческий поиск продолжается.

  1. Основные этапы развития головного мозга человека

Современное образование предлагает недифференцированный и бесполый подход  к обучению, поэтому часто становится источником стресса для детей, родителей и педагогов. Ситуацию, происходящую с учащимися, наиболее образно выразил Р.И. Айзман: «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют  говорить о "школьном шоке".  

Факторами успешного обучения и развития ребенка без стресса являются:

  • учет функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
  • полноценное развитие межполушарного взаимодействия в дошкольном детстве;

— учет половых особенностей;

— нормальное протекание этапов развития головного мозга;

— воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребенка.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков— до 8—8,5 лет. Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа. Следовательно, одним из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка является полноценное развитие межполушарного взаимодействия в дошкольном возрасте. Мероприятия по его развитию необходимо проводить при помощи специальных комплексов двигательных и дыхательных упражнений, растяжек и т.д. Произвольное запоминание огромного объема информации ребенком, тренировка и дрессировка навыков не являются эффективным способом успешного развития. Ниже приводится комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия.

Половые различия заключаются прежде всего, в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки также рождаются более зрелыми,  чем мальчики. К 7-ми годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность мальчиков к обучению определяется только к 8 годам. При поступлении в школу мальчики оказываются «меньше» девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако общепринято считать возрастом школьной готовности 7-летний возраст независимо от половой принадлежности. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое и до 10 лет ученицы более активны и решают логические задачи лучше мальчиков. У девочек по сравнению с мальчиками более npoгpeccивная, избирательная и экономичная система. У мальчиков преимущественно избирательно активен правый мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно эти отделы отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их большую поисковую активность, способствует более активной самореализации.

Кроме того, у мальчиков нервных волокон, соединяющих два полушария меньше, чем у девочек. Именно поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях. В то же время у мальчиков избирательно включаются мыслительные процессы либо левого, либо правое полушарие. Например, при осмыслении слов мальчики пользуются преимущественно левым полушарием, девочки — обоими. У девочек способность центров коры правого и левого полушария вступать в функциональные межполушарные контакты значительно выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Девочки часто думают обо всем сразу и ни о чем конкретно, могут выполнять несколько видов деятельности сразу. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию их мозолистого тела.

Этапы развития

        1  этап — развитие нервных сетей стволовых структурах головного мозга (до года)

2  этап — развитие нервных сетей в правом полушарии (до 7-8,5 лет)

3  этап — развитие нервных сетей мозолистого тела

4  этап — развитие нервных сетей височной области левого полушария

5 этап — развитие нервных сетей лобной области левого полушария (12-15 лет)

Сегодня мы рассмотрим только первые три этапа

На первом этапе (от рождения до одного года) происходит развитие нервных сетей в стволе головного мозга. Если развитие на данном этапе происходит нормально, то ребенок своевременно начинает сидеть, ползать и т.д. У него в определенное время и в определенном порядке начинают расти зубы. Известно, что развитие зубов является яркой иллюстрацией онтогенеза головного мозга. При нарушенном развитии стволовым структур мозга может быть пропущена или искажена стадия ползания (боком, вперед, назад), что в дальнейшем скажется на успешности обучения в школе. Кроме того, стволовые структуры ответственны за соматическое (телесное) здоровье человека. Девиации (отклонения) в их развитии могут повлечь за собой возникновение псориаза, бронхиальной астмы, эндокринных нарушений, энуреза и т.д. Основными причинами нарушения в развитие стволовых структур мозга являются родовые травмы (особенно шейных отделов позвоночника) и кесарево сечение при родах.

На втором этапе развития мозга происходит «разворачивание» нервных связей в правом полушарии головного мозга. У девочек этот период длится до 7 лет, у мальчиков — до 8—8,5 лет. В этом возрасте все дети являются как бы правополушарными, так как развитие нервных сетей идет именно в правом полушарии. Происходит формирование таких функций, как мелкая моторика, пространственная координация, визуальное и кинестетическое (сенсорное, мышечное,  обонятельное, осязательное) восприятие.

Следовательно, обучение и развитие детей данного возраста должно идти целостным способом — через образы и схемы. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительное и сенсорное восприятие. Нейропсихологи считают, что произвольное обучение знакам до пятилетнего возраста ребенка недопустимо. Более того, раннее начало обучения ребенка счету, чтению, письму может явиться причиной нарушения развития нервных сетей в правом полушарии. Дело в том, что энергия мозга конечна. Если развитие мозга ребенка происходит в правом полушарии, а его начинает обучать знакам (функция лобных отделов левого полушария), то он перестанет «простраивать» нервные сети в правом полушарии и начнет развитие в левом. Так возникают минимальные мозговые дисфункции (ММД). Желание родителей вырастить из ребенка вундеркинда, формируя у него раннюю информационную готовность в дошкольном возрасте, может обернуться формированием ММД. Особенно это относится к мальчикам.

Третий этап развития мозга связан с «простраиванием» нервных сетей через мозолистое тело из правого в левое полушарие. На данном этапе формируются такие функции, как интеграция в работе мозга и тела, память, переработка информации одновременно двумя полушариями. Именно на этом этапе происходит смена передних зубов-резцов с молочных на постоянные зубы. В этом возрасте дети должны начинать обучение в школе (девочки — 7 лет, мальчики — 8—8,5 лет). Причиной искажения развития нервных сетей в мозолистом теле может явиться гидроцефалия (чрезмерное накопление жидкости в тканях между полушариями), что влечет за собой снижение интеллектуальной активности, памяти, внимания. У таких детей долго не устанавливается индивидуальный латеральный профиль (ведущая рука, нога, ухо, глаз). Так происходит формирование обоерукости (амбидекстрия) и компенсаторной (патологической) леворукости.

По результатам исследования Л.С. Цветковой более 80% детей с низкой школьной успеваемостью имеют недостаточное развитие на первых трех этапах онтогенеза. Большинство детей-логопатов также имеют отклонения в развитии в стволовых отделах мозга, правом полушарии и мозолистом теле.                         

  1. Педагогическое задание 

Каждой подгруппе раздаются разрезанные основные гендерные характеристики. Задача: разделить половые признаки, которые характерны для девочек и мальчиков, а затем оформить свои ответы на доске.

Девочки

Мальчики

Цель – сохранение наиболее ценных приобретений эволюции (ориентир на выживаемость)

Цель – легко теряют старое и приобретают новое, особенно в экстремальных условиях (ориентир на прогресс)

Наиболее одинаковы

Разброс врожденных признаков (больше генетических отклонений)

Нормальное развитие

Запоздалое развитие

Мозг работает на оптимальном энергетическом уровне

Мозг работает на более низком энергетическом уровне

Податливость в воспитании (важно выжить, адаптироваться)

Трудновоспитуемость (отбор на сообразительность)

В разговоре упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, веселый)

Прямые указания (отойди, дай, сделай)

Выше кожная чувствительность (отзывчивы на прикосновения)

До 8 лет высокая острота слуха, во взрослом возрасте доминирует зрительный канал

Игры опираются на ближнее зрение (игры в уголке, все перед собой)

Игры на дальнее зрение (бегают друг за другом, бросают); требуется пространство в горизонтальной или вертикальной плоскости (лестницы, забираются на шкаф)

Вовлекать в состязания нужно аккуратно, есть риск всех перессорить

Любят соревноваться

На рисунках изображают чаще себя

Изображают технику, схемы маршрутов

Отвечают глядя в глаза, ожидая поддержки в правильности

При ответе смотрит на стол, в сторону или перед собой

Задают вопросы для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?); ориентир на отношения между людьми

Для получения конкретной информации (А какое у нас следующее занятие?); ориентир на информацию

Быстро набирают оптимальный уровень работоспособности

Долго «раскачиваются»

Работают обоими полушариями

Доминирует правое полушарие (пространственное мышление)

Информация, попавшая в разные полушария мозга легко доступна обоим полушариям через мощный пучок связывающих их нервов

Обмен информацией между полушариями затруднен

При решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических - образные и эмоциональные

Легче пространственные задачи решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее)

Девочки очень любят повторение.

Как только пошла работа на повторение - все, внимание ушло.

При утомлении страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)

При утомлении – левополушарные процессы, связанные с речевым мышлением, логическими операциями

Раннее развитие речи

Позднее развитие речи

Ответы более однообразные, мышление однотипно

Нестандартно мыслят, индивидуальны (редко проговаривают свои мысли)

Высокое исполнительское мастерство в речевых заданиях

Лучше находят словесные ассоциации, отгадывают кроссворды, т.е. поиск нестандартного общения, новаторство

Долго находятся в эмоциональном напряжении

Не могут долго удерживать эмоциональное напряжение (чтобы не сломаться)

Речь взрослого должна быть краткой и конкретной

Плачут тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими (оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми)

Плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию (плач на  пугающий стимул)

Свойственно испытывать страх

Больше подвержены стрессу, например, вследствие разрыва с семьей (ушел из семьи отец, умерла бабушка, отдали в круглосуточный детский сад), причем в дальнейшем это может сказаться, например, на их способности к созданию семьи

Настроены более позитивно, проявляются такие эмоции как веселье, доброта, удивление

Лучше дифференцируют отрицательные эмоции: скуку, грусть, злость

С возрастом взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми

Обсуждение предложенных вариантов.

  1. Кинезиологические упражнения для работы с детьми

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиология(от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука) – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология». Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.

Эту гимнастику рекомендовано выполнять также и взрослым для активизации психических процессов, поэтому я предлагаю каждому поучаствовать и выполнить несколько упражнений из комплекса.

1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

3. Кулак-ребо-ладонь.

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений для воспитателей, родителей и детей

Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, компенсировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Кинезиологический комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут в день. Упражнения следует выполнять сидя. Иногда для экстренной помощи при стрессе достаточно выполнения одного упражнения, например, «Фронтально - акцепитальной коррекции», «Дыхательного упражнения Эверли» или «Постукивания».

1. «Фронтально-акцепитальная (лобно-затылочная) коррекция»

Цель: активизация стволовых структур мозга и межполушapного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной ситуации. Одну ладонь расположить на затылке, другую положить на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Сделать глубокий «вдох-пауза-выдох-пауза». Мысленно представить себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте. Обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После появления синхронной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким «вдохом-паузой-выдохом-паузой». Упражнение выполняется от 30 секунд до 10 минут до возникновения синхронной пульсации в ладонях.

2. «Растяжка ахиллова сухожилия».

Цель: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

1-й вариант. Легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллов сухожилия (над пяткой), затем подколенные сухожилия. Мягко погладить их несколько раз, «сбрасывая» в стороны и наружу.

2-й вариант. Стоя держаться руками за спинку стула. Расположить одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делать выпады на колено ноги, выставленной вперед. Нога, расположенная сзади, должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить то же для другой ноги.

3-й вариант. В позиции сидя положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите то же для другой ноги.

3. «Маятник».

Цель: снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазe глубокого вдоха делайте движение глазами, затем удерживайте глаза в крайнем латеральном положении на фазe задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождайте пассивным выдохом. Упражнение выполняйте с подключением однонаправленных  движений языка (глаза и язык вправо -  вдох, пауза, в исходное положение — выдох, пауза, глаза и язык влево - вдох, пауза, в исходное положение -  выдох, пауза и т.д.).

4. «Постукивание».

Цель: энергетизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции. Сделайте массаж в области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания 10—20 раз круговыми движениями слева направо.

5. Дыхательное упражнение. 

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделать выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

6. Дыхательное упражнение Эверли.

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокращений. Регулярное систематичное (1—2 недели) выполнение данного упражнения сформирует своего рода антистрессовую установку. Последующие стрессовые ситуации будут переживаться более спокойно и менее разрушительно для вас. Закрыть глаза, положить левую руку на пупок, а правую руку сверху так как вам удобно. Вообразить внутри себя надувной резиновый шарик (визуализация). На вдохе представлять, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки будут подниматься вверх. Надувание шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю часть грудной клетки. Продолжительность вдоха должна составлять две секунды. По мере совершенствования навыка ее можно увеличитьдо трех секунд. Задержать дыхание (не более двух секунд). Повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Медленно начать выдох. Продолжать повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Продолжительность выдоха должна длиться не менее 3—4 секунд. Повторить это четырехфазовое упражнение не более 3—5 раз. При головокружении необходимо прекратить упражнение, а в следующий раз сократить продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение можно выполнять утром, днем и вечером, а также в стрессовой ситуации.

7. Методика стирания стрессовой информации из памяти (визуализация). Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, стирательную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стирательную резинку и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стирательную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

  1. Практический инструментарий

«Мальчики и девочки - два разных мира»

Рекомендации нейропсихологов для педагогов и родителей

  • Помните, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными   особенностями   мышления,   восприятия,   эмоций.   Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда  не  сравнивайте  между  собой  детей,  хвалите  их  за успехи  и достижения.
  • Помните, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Обучая  мальчиков,   опирайтесь  на  их  высокую  поисковую  активность, сообразительность. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
  • Обучая   девочек,   надо   вместе,   до   начала   работы   разобрать   принцип выполнения задания,  что  и  как  надо  сделать.  Вместе  с  тем,  девочек  нужно постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу дома выполнять точно как мама; в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас.
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам нужно отругать девочку, не спешите высказать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального» полушария   мозга).   Мальчики   в   этом   случае   истощаются   интеллектуально (снижение активности левого, «рационального» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Для  успешного  обучения     мы  должны  превратить  свои  требования  в «хотения» ребенка.
  • Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

Из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Мальчики и девочки - два разных мира». - М., 1998.

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек»

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному    воспринимают   пространство   и   ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  • Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Давая задания мальчикам, старайтесь включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.
  • При   необычном   написании  ребенком   букв   проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень  выражено, оставьте ребенка в покое.
  • Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение   правого   «эмоционального» полушария   мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним. Не переусердствуйте с соблюдением режима для ребенка-левши - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
  • Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы. Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
  • Необходимо  знать,   что  успешность  обучения  ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, то есть на какой тип мозга, а значит, и тип мышления, рассчитана данная методика.
  • Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать -это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.
  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми.  «Леность» ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум на тему: «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей»

Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является:·         формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов ху...

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития

Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого воспитанника или группы детей неодинаковых ус...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах»

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальные руководитель, лучше знает склон...