Проектная деятельность дошкольников
проект на тему

Решетникова Екатерина Максимовна

В консультации для воспитателей подобран материал по проектной деятельности с детьми в группе. Дается характеристика проектов, виды проектов.

Рекомендации по организации проектной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_proektnoy_deyatelnosti.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность дошкольников.

(консультация для воспитателей)

подготовила старший воспитатель Решетникова Е.М.

Тема поддержки детской познавательной инициативы весьма актуальна.

 В ФГОС ДО п.1.2 подпункт 4 реализация Программы  происходит в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.  Большое место отводится проектно- исследовательской деятельности с детьми.  Нестандартность действий воспитателя и детей основывается на оригинальности мышления.  Приходит на ум один пример из жизни воспитанников детского сада Японии. Дети захотели в своем детском саду иметь бассейн. Воспитатель  предоставила детям  полную самостоятельность и инициативу. Не имея жизненного опыта, дети дружно принялись копать  яму. Когда она была готова, все радостно вздохнули и предложили наполнить ее водой. Воспитатель выполнила их просьбу. Яма была наполнена водой. Дети пошли в группу  со спокойной совестью. Но. когда они пришли после сна к своему «бассейну», то увидели, что воды там нет. И тут воспитатель предложила им узнать подробнее о том, как же все -таки строят бассейны. У воспитателя хватило терпения, чтобы не помешать неправильным действиям детей, тем самым заинтересовать, создать интригу для дальнейшей деятельности. Двигаясь от простого к сложному, ребенок достигает технического совершенства, что и является конечной целью взаимодействия ребенка с взрослым.

      Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на определенных принципах:

  1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. Проектная деятельность возникает тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением.
  2. Проектная деятельность предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Он ищет  пути решения проблемы самостоятельно,  в ходе деятельности, проб и ошибок, выбирает оптимальный вариант. Но делает это самостоятельно. Например: воспитатель предлагает детям сделать подставки под кисточки. На выбор детей предлагается самый нетрадиционный материал. Воспитатель предлагает сначала подумать, говорит, что можно нарисовать «эскиз» подставки. Замысел ребенка намного опережает его технические возможности, и то, что он нарисовал на листе бумаги, может  привести к трудностям в выполнении. И здесь он может рассчитывать на помощь товарищей или взрослого. Совместная реализация детского замысла позволяет лучше понять друг друга и установить доверительные отношения. Однако поддержка педагога не должна выливаться в готовность выполнить работу за ребенка.
  3. Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности. Субъективность выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Например: при обсуждении подарков к 8 Марта одни дети предлагают сделать открытки. Все дружно соглашаются. Воспитатель выслушивает все  варианты. Хвалит ребенка за то, что тот предложил нарисовать открытку и сестре, бабушке.  Попробуйте придумать что-нибудь другое.  Воспитатель дает повод для  включения всех детей в творческий  проект. Обязательно  должна быть поддержана и одобрена любая инициатива детей.
  4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов. Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него  чем-то значима.

         Например: подготовка к празднику. Ребенок должен понять и усвоить, что    такое праздник? (это особый день в жизни человека или страны). Почему мы его празднуем? Как мы выражаем свое отношение к празднику? И как только определен смысл, можно искать способы его предъявления.

  1. Проектная деятельность  имеет адресный характер.

Поскольку  в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата -того, к кому обращено его высказывание, оформленное виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность  имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Виды проектной деятельности

1. Исследовательский проект.

Он предполагает получение ответа на вопрос о том, почему  существует то или иное явление и как это объясняется с точки зрения современного знания.

исследовательский проект включает в себя 4 этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации. Например, воспитатель  создает одну и ту же ситуацию для всех детей откуда берется электричество.  Наблюдая за деятельностью ребенка (любит играть с машинками, куклами) можно подвести к вопросу о том, как куклы выглядели раньше или какими были машины раньше. и совместно с ребенком формулируется задача для проекта.

Первый этап проекта формулируется вопросом Что такое?, Почему?, Какие бывают?  Иногда в проекте отсутствует вопрос  «Улица,  на которой я живу».

На втором этапе  дети приступают к реализации проекта, т.е. отвечают на поставленный вопрос. Для младших детей основной способ получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями могут искать информацию в энциклопедиях, Интернете, телевизионной передаче и т.д.

Результаты исследовательской деятельности заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Например,  в проекте «Что такое лодка- дом?»  первая страница альбома посвящается формулировке основного вопроса исследования.  

Вторая страница: Что говорит семья: папа - его высказывание, мама- ее высказывание и т.д.

Третья станица: Что говорят друзья. Подружка Оля- высказывание и т.д.

Четвертая страница: Что я выбрал (а) Я выбрал свой ответ и думаю, что он правильный. И пишется ответ.

Пятая страница Как проверить: Интернет, энциклопедия, телепередача, книги и т.д.

Пятая страница:  Мы проверили: Атлас мира, в Интернете, большая детская энциклопедия ( и краткие высказывания из источников)

Шестая страница6 Где применить. Я расскажу об этом ( и картинки- друзья, соседи, в младшей группе.

Третий этап- презентация проекта.

Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и  сверстникам о выполнении важного дела, ребенок получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители должны обязательно присутствовать на презентации. Воспитатель и родители помогают ребенку развесить на стенде страницы своего проекта.

Четвертый этап

После презентации проектов воспитатель организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления системы знаний, полученных в ходе работы над проектами. После проекты сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе в группе.

Примерные темы исследовательских проектов «Почему собаки кусают?» «Откуда появляются альбомы для рисования?», «Космос- далекий и близкий», «История куклы», «Во саду ли в огороде», «День пожилого человека», «Что такое день поселка, села?»и т.д.

Следующий вид проекта

Творческий проект

Если исследовательский проект носит, как правило, индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации  выбирается только одна, выработанная в коллективе. Здесь дети должны научиться объективно оценивать идеи своих товарищей. Творческий проект - это долгосрочный проект. Выбор идеи занимает 2-3 недели.

На первом этапе проводится подготовительная работа по выбору темы проекта.

На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. О важности обсуждаемой темы

На третьем этапе дети высказывают идеи реализации проекта.

Например,  проект  « Кормушка для птиц». Задача педагог - подвести детей к идее необходимости изготовления кормушки.

Проводится беседа о птицах. Воспитатель в конце беседы подводит детей к мысли, что зимой птицам очень нужны кормушки.  Задает вопрос Из чего можно сделать кормушки? Деревянный домик мы пока что не сможем сами сделать.

На четвертом этапе 

Предлагает нарисовать домики, которые могут дети самостоятельно изготовить. Придумать, из чего можно изготовить кормушки, какой материал будет нужен.

На пятом этапе  дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о рисунках, отвечают на вопросы. У детей должно сложиться понимание  важности  выполняемой работы, смысла его деятельности. В заключение этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта. Можно предложить детям фишки для «голосования». Дети кладут свою фишку на тот рисунок, который считают более интересным. Если выбор падает на два или три рисунка. то воспитатель может предложить по очереди  делать кормушки с помощью жребия.

Шестой этап  связан с информированием родителей. Для этого  рисунок или рисунки проекта вывешиваются на стенде.

На седьмом этапе  педагог вместе с детьми  организует работу по реализации общего замысла. Для этого дети делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей  осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

На восьмом этапе  готовится презентация готового продукта (чтобы презентация была яркой. необходимо на каждом этапе проекта  фотографировать деятельность детей.) Презентация обязательна. Иначе результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, не повлияют на социальный статус ребенка и на развитие его личности.

На девятом этапе  осуществляется презентация продукта творческого проекта. На презентации присутствуют родители, сверстники. Творческие проекты начинать можно с 5 лет.

Примеры творческих проектов: «Уголок конструирования», «Зимние забавы», «Новогодняя игрушка», «Книжки- малышки»  «Масленица», «Пасха», «День Березки»и т.д.

 Нормативный проект

Нормативная проектная деятельность подразумевает  проект по созданию свода правил, по которым должны жить  дети в детском саду. Правила оформляются  в виде книжки, которая заполняется по мере  выполнения нормативных проектов. Проекты такого типа  всегда инициируются педагогом.

Например:  некоторые дети постоянно  нарушают дисциплину во время занятий.

Педагог предложил обсудить в коллективе  возникшую проблему, последствия неправильного поведения некоторых детей на занятии: сам ничего не успел сделать и другим детям мешал, расстраивал воспитателя. В результате  дети вместе с воспитателем сформулировали правило: если тебе не интересно на занятии, выйди потихоньку в раздевалку и отдохни.  Помни, ты мешаешь всему коллективу.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

Первый этап - воспитатель выявляет такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые часто повторяются.

Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.

На третьем этапе педагог просит  детей изобразить нежелательные последствия  неприемлемого поведения. Благодаря проживанию ситуации  в воображаемом плане, подобные символические изображения позволяют детям  сформировать отрицательное отношение к ситуации.

На четвертом этапе педагог просит детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается  обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно вести себя, чтобы избежать нежелательных последствий. После того, как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель просит выбрать одно из предложений в качестве правила.

На шестом этапе воспитатель просит зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило  не должно быть запрещающим, поскольку оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

На седьмом этапе  дети объясняют, что они нарисовали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на деталях рисунков и просит на основе рисунков создать « знак» правила.  Например, на рисунке изображен ребенок, указывающий на других детей и рядом стоит воспитатель. Прежде чем идти играть на другой участок, попроси разрешения у воспитателя.

Восьмой этап связан с оформлением  «знака» правила в альбоме, а педагог подписывает под ним соответствующее правило.

Нормативный проект нужно начинать с раннего возраста.

Роль педагога в проектной деятельности

В связи с введением  ФГОС  в образовательное пространство ДО, традиционная педагогическая деятельность, осуществляемая с принятыми нормами и требованиями уходит на второй план, уступая   более  современным технологиям, одной из которых и является проектная деятельность. Проектная деятельность, если она правильно организована, позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Естественно, следование жесткой программе более комфортно для педагога, чем постоянное самоопределение в непонятной ситуации. Большие затруднения педагоги  будут испытывать при организации проектной деятельности в сдержанности, выдержки и терпения. Эмоциональная  и деятельная поддержка детей, которую оказывают им большинство педагогов детского сада, часто превращается в готовность воспитателя выполнить действие за ребенка (вспомните пример с бассейном в начале выступления).

Вы все прекрасно знаете,  как готовятся подарки для мам, пап. Вы все выполняете свою работу  как по инструкции: объяснил, нарезал  цветочков и листиков, показал,  куда все это приклеить. Если у кого получается неуклюже, отчитал и сделал сам. Зато довольны мы, дети и родители.  В проектной деятельности ребенок должен понять и осознать значимость подарка, зачем делаются подарки для близких людей, ему дается возможность проявить свои возможности и способности. От педагога требуется только корректное вмешательство в процесс.

Проектная деятельность - сложноорганизованный  процесс, требующий от педагогов  полной включенности в процесс, системного преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Реализация проектной деятельности  предполагает  перестройку привычных форм взаимодействия в группе, переосмысления собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Цель:Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоцион...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Технология проектной деятельности.(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)....