Формирование УУД у дошкольников как предпосылка к формированию УУД у первоклассников в образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад»
презентация к уроку на тему

Уманец Инна Витальевна

Выступление на педмарафоне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovka_na_pedmarafon.docx29.35 КБ
Файл na_pedmarafon.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44»

Формирование УУД у дошкольников как предпосылка к формированию УУД у первоклассников в образовательном учреждении

«Начальная школа – детский сад»

Подготовила:

воспитатель

МБОУ «Начальная школа

 – детский сад №44»

Уманец Инна Витальевна 

г. Белгород

2014 г.

На сегодняшний день общепризнанно, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм учебно-воспитательного процесса.

В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество  совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе универсальных учебных действий.

В связи с этим, как уже указывалось ранее, одной из важнейших целей начального образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование УУД.

Слайд № 2

Преимущества школы-сада

  • Открываются широкие возможности по осуществлению преемственности в работе детского сада и школы, более того вскрываются невидимые ранее резервы для того, чтобы эта преемственность проявилась на качественно новом уровне
  • Создаются лучшие условия для подготовки дошкольников к обучению к школе
  • Сокращается период адаптации дошкольников к школьному режиму
  • Сохраняется стабильность детского коллектива при переходе в школу

Слайд № 3

Основная цель ФГОС дошкольного образования: 
 обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Цель начального образования – продолжение всестороннего развития детей наряду с освоением  важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике, становлением учебной деятельности, и, по федеральным государственным стандартам второго поколения, развитие Универсальных Учебных Действий (УУД).

Слайд № 4

Преемственность в «портрете выпускника»

ФГТ

ФГОС ДО

(целевые ориентиры)

ФГОС НШ

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, может соблюдать правила личной гигиены

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Любознательный, активный

Проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей

Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир

Эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение

Слайд № 5

Преемственность в «портрете выпускника»

ФГТ

ФГОС ДО

ФГОС НШ

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладает развитым воображением, достаточно хорошо владеет устной речью

Владеющий основами умения учиться

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных  видах деятельности

Умеет ориентироваться в базовых и межпредметных понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени

Умеет ориентироваться в базовых и межпредметных понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире

Любящий родной край и свою страну,  уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Следует заметить, что портрет выпускника детского сада по  основным позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

Слайд № 6

Универсальные учебные действия (УУД)

в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта;

в узком значении, этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд № 7

Виды универсальных учебных действий

  1. Личностные действия (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Включают:
  • - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • - смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
  • - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания )
  1. Регулятивные действия (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
  • целеполагание как постановка учебной задачи;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • коррекция;
  • оценка;
  • саморегуляция)
  1. Познавательные универсальные действия (общеучебные, логические, а также постановка и решение проблемы)
  2. Коммуникативные действия (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог и т.п. К ним относятся:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

Слайд № 8

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки   регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Слайд № 9

В сфере  формирования коммуникативных УУД предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Слайд № 10

Важно отметить тот факт, что предпосылки универсальных учебных действий  дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования.

Слайд № 11

Основные формы взаимодействия специалистов начальной школы и детского сада (из опыта работы)

  1. Педагог – психолог
  2. Учитель - логопед
  3. Инструктор по физ. воспитанию
  4. Музыкальный руководитель
  5. Педагог доп. образования (английский язык)
  6. Учителя начальной школы
  7. Воспитатели

Слайд № 12

План работы по осуществлению преемственности детского сада – школы

  1. Составление координационного плана совместной работы учителя-логопеда, учителей,  воспитателей, педагога-психолога, социального педагога
  2. Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту)
  3. Выбор педагогических технологий обучения и успешного сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями
  4. Проведение родительского собрания для будущих первоклассников

Слайд № 13

  1. Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников (октябрь-май).
  2. Посещение НОД  воспитателей учителями, учителем-  логопедом.
  3. Проведение совещания -“круглого стола” по окончании учебного года (апрель- май).
  4. Посещение уроков в школе воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом  в рамках программы “Адаптация первоклассников” (сентябрь - ноябрь).
  5. Проведение совещания -“круглого стола” в рамках программы “Я – первоклассник” (ноябрь).

Слайд № 14

Схема взаимодействия специалистов начальной школы и детского сада

Слайд № 15

Что дает такое взаимодействие?

  1. Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника
  2. Целостное видение проблем будущего ученика
  3. Экономию времени в диагностировании ребенка
  4. Постановку и формулирование грамотного речевого заключения
  5. Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями  
  6. Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися

Слайд № 16

  1. Партнёрские отношения
  2. Совмещение работы узких специалистов
  3. Есть возможность обмениваться вопросами сразу, отслеживать все проблемы на месте
  4. Работа, начатая в детском саду – имеет продолжение в школе во внеурочной деятельности в следующих направлениях: духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное.

Слайд № 17

Результатом единой работы является:

  1. более мягкое прохождение периода адаптации у детей
  2. успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах МБОУ «Начальная школа-детский сад №44»
  3. стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи учителя-логопеда и педагога-психолога
  4. возможность отслеживания учителем-логопедом результатов обучения в школе с целью совершенствования коррекционной работы
  5. прогноз уровня усвоения учебного материала учениками с особыми образовательными потребностями по результатам диагностики
  6. составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД у дошкольников как предпосылка к формированию УУД у первоклассников в образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад» Подготовила: воспитатель МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» Уманец Инна Витальевна

Слайд 2

Открываются широкие возможности по осуществлению преемственности в работе детского сада и школы, более того вскрываются невидимые ранее резервы для того, чтобы эта преемственность проявилась на качественно новом уровне Создаются лучшие условия для подготовки дошкольников к обучению к школе Сокращается период адаптации дошкольников к школьному режиму Сохраняется стабильность детского коллектива при переходе в школу П реимущества школы-сада

Слайд 3

Цель начального образования – продолжение всестороннего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике, становлением учебной деятельности, и, по федеральным государственным стандартам второго поколения, развитие Универсальных Учебных Действий (УУД) . Основная цель ФГОС дошкольного образования: обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Слайд 4

ФГТ ФГОС ДО (целевые ориентиры) ФГОС НШ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, может соблюдать правила личной гигиены Выполняющий правила -здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Любознательный, активный Проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, у меющий высказать свое мнение Преемственность в «портрете выпускника»

Слайд 5

ФГТ ФГОС ДО ФГОС НШ Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Обладает развитым воображением, достаточно хорошо владеет устной речью Владеющий основами умения учиться Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Овладевший необходимыми умениями и навыками Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности Умеет ориентироваться в базовых и межпредметных понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени. Умеет ориентироваться в базовых и межпредметных понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире Любящий родной край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества Преемственность в «портрете выпускника »

Слайд 6

Универсальные учебные действия (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта; в узком значении, этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 7

Виды универсальных учебных действий Личностные действия Регулятивные действия Познавательные универсальные действия Коммуникативные действия

Слайд 8

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий : умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника .

Слайд 9

В сфере формирования коммуникативных УУД предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты : потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.

Слайд 10

Важно отметить тот факт, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования.

Слайд 11

Основные формы взаимодействия специалистов начальной школы и детского сада (из опыта работы)

Слайд 12

Составление координационного плана совместной работы учителя-логопеда , учителей, воспитателей, педагога-психолога , социального педагога Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту ) Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями Проведение родительского собрания для будущих первоклассников План работы по осуществлению преемственности детского сада –школы

Слайд 13

Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников (октябрь-май). Посещение НОД воспитателей учителями, учителем- логопедом. Проведение совещания-“круглого стола” по окончании учебного года ( апрель- май). Посещение уроков в школе воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом в рамках программы “Адаптация первоклассников” (сентябрь - ноябрь). Проведение совещания-“круглого стола” в рамках программы “Я – первоклассник” (ноябрь). План работы по осуществлению преемственности детского сада – начальной школы

Слайд 14

Учитель-логопед Учитель Воспита - тели Педагог доп. образования (английский язык) Педагог-психолог Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель

Слайд 15

Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника Целостное видение проблем будущего ученика Экономию времени в диагностировании ребенка Постановку и формулирование грамотного речевого заключения Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися Что дает такое взаимодействие?

Слайд 16

Партнёрские отношения Совмещение работы узких специалистов Есть возможность обмениваться вопросами сразу, отслеживать все проблемы на месте Работа, начатая в детском саду – имеет продолжение в школе во внеурочной деятельности в следующих направлениях: духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное, общеинтеллектуальное , спортивно-оздоровительное Что дает такое взаимодействие?

Слайд 17

более мягкое прохождение периода адаптации у детей успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах МБОУ «Начальная школа-детский сад №44 » стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи учителя-логопеда и педагога-психолога возможность отслеживания учителем-логопедом результатов обучения в школе с целью совершенствования коррекционной работы прогноз уровня усвоения учебного материала учениками с особыми образовательными потребностями по результатам диагностики составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями Результатом единой работы является:

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и школы в рамках внедрения ФГОС ДО и ФГОС начального образования

В статье представлен опыт работы по сетевому взаимодействию между уровнями дошкольного и начального общего образования...

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад»

Основная общеобразовательная программа МБОУ «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад» (далее Программа) разработана на основании...

Система работы по формированию поликультурной образовательной среды в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Хабаровска «Детский сад №166»

Педагоги МА ДОУ №166 г. Хабаровска решают проблему формирования поликультурной образовательной среды. Совместно с МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска создается единое образовательное пространство, вырабатывают...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателей средней группы №7 муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад № 26 «Акварель» на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-комму...