Установление преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и школы в рамках внедрения ФГОС ДО и ФГОС начального образования
проект на тему

Павловская Светлана Владимировна

В статье представлен опыт работы по сетевому взаимодействию между уровнями дошкольного и начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_6_konfer.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Установление преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и школы в рамках внедрения ФГОС ДО и ФГОС начального образования

Павловская С.В., старший воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №51 «Рябинка»

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию развития,    проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и   реализация ФГОС начального звена  общего образования – важный этап преемственности между данными  ступенями образования. Одним из путей организации эффективного взаимодействия по обеспечению преемственности является - сетевое взаимодействие дошкольного учреждения и начальной школы.

Организованное сетевое  взаимодействие  между учебной структурой: «дошкольное учреждение -школа» позволяет каждому его участнику лучше ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в сфере образования и находить общие пути решения возникающих проблем, инноваций  в свете модернизации образования. Разработчики  ФГОС ДО указывают на то, что   целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Именно поэтому красной нитью разработчики Стандарта проводят утверждение, что « не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех  процессов, которые происходят в системе образования в целом.

Важным условием эффективности работы по налаживанию преемственности,  на наш взгляд  - четкое понимание целей, задач, содержания осуществления преемственности.

          Цель  сетевого взаимодействия нашего дошкольного учреждения и начальной школы СОШ №40: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства в условиях реализации ФГОС, придав при этом педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

 Поставленную цель решаем через  основные задачи сотрудничества между  ДОУ и школой:

- установление единства взглядов на воспитательный процесс между дошкольным учреждением  и школой;

-  всестороннее психолого-педагогическое  просвещение педагогов и родителей воспитанников;

-  разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении форм, и методов работы с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями детей;

-   оказание психологической помощи родителям способствующей преодолению проблем при переходе детей на следующую ступень образования.

 

Отношения между образовательными учреждениями  в рамках сетевого взаимодействия строим  на договорной основе. Совместно разрабатываем   планы  работы по организации методической  работы с педагогами дошкольного учреждения и школы, проведению досуговых мероприятий, реализации совместных проектов в рамках реализации ФГОС ДО.

            Организовав  сетевое взаимодействие между нашими образовательными учреждениями нами  создан механизм осуществления преемственности, где его составные части функционируют с помощью определенных форм, реализуемых в специально организованной деятельности администрации, педагогического коллектива ДОУ и начальной школы по созданию условий для эффективного перехода детей на новую ступень образования, психолого-педагогическое просвещения как педагогов, так и родителей воспитанников.  Формы осуществления преемственности разнообразны и соответствуют достижению  единой цели.

Формы осуществления преемственности реализованные в 2013-2014 учебном году.

Работа с детьми.

1. Экскурсия с  воспитанниками в СОШ №40. Знакомство и взаимодействие с учителями и учениками начальной школы.

2. Совместное спортивное мероприятие среди детей подготовительных к школе групп и первых классов.

3. Викторина среди воспитанников подготовительных к школе групп и первоклассников по теме «Сибирь – мой край родной!».

4. Встречи и беседы с выпускниками нашего дошкольного учреждения прошлых лет.

Взаимодействие с педагогами.

1.Совместные методические мероприятия по вопросам реализации ФГОС ДО и ФГОС начального звена общей школы.

Педсовет на тему: «ФГОС ДО и особенности построения образовательного процесса в дошкольной организации». Опыт начальной школы о    реализации ФГОС второго поколения  начального звена общего образования, изменения в образовательном процессе  начальной школы.

Психолого-педагогический консилиум «Современный дошкольник на пороге школы». Обсуждение вопросов с воспитателями подготовительных к школе групп и педагога-психолога ДО и начальной школы о портрете будущего первоклассника, трудностями первоклассников.

Семинар-практикум «Моделирование РППС в группах ДОУ для реализации игровой деятельности и класса для осуществления учебной деятельности с учетом требований ФГОС».

2. Психологические  и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей начальной школы. Целью которых является  -  создание благоприятных психолого- педагогических условий взаимодействия учителя, воспитателя, ребенка с целью его безболезненной адаптации в 1-м классе

Важную роль в преемственности дошкольной организации и начальной школы играет сотрудничество с родителями воспитанников.

1.Общее родительское собрание «На пороге современной школы», для родителей будущих первоклассников по вопросам перехода детей на следующую  ступень образования.

2. Клуб родительских встреч «Особые дети. Какие они?». С участием социального педагога школы, педагога-психолога, инструктора по физической культуре,  обсуждение вопроса инклюзивного образования.

3. Встреча с учителями начальной школы.

4. Анкетирование родителей для анализа представления, ожиданий семьи в преддверии школьной жизни ребенка, в период адаптации к школе.

5. Визуальные средства  общения (стендовый материал, выставки, памятки, почтовый ящик вопросов и ответов).

Таким образом, идея сетевого взаимодействия дошкольного учреждения и школы находит место в реальном пространстве, выступая связующим фактором обеспечения преемственности между ступенью дошкольного образования и начального образования общей школы. Результатом плодотворного сотрудничества среди педагогов, родителей воспитанников должно быть достижение целевых ориентиров ФГОС  ДО по окончании ступени дошкольного образования, которые служат основой необходимой для обучения детей  в школе.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Мой доклад на конференции «Преемственность работы дошкольного отделения и начальной школы в соответствии с ФГОС ДО» 03.02.2016

Профилактика нарушения письменной речи в дошкольном возрасте Уклад в современных семьях за последние десятилетия изменился: теперь на вершине семейной иерархии кроха. Взрослые потакают ему, тем б...

Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования

ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения  ФГОС» в Ресурсно...

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

В данной публикации представлен материал для выступления на заседании кустового объединения Наровчатского и Янгельского поселений...

Сотрудничество с родителями, как одна из форм осуществления преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

Участие в Научно-практической конференции «Преемственность образования в общеобразовательном комплексе: инновационные модели и механизмы» стендовый доклад на тему: "Сотрудничеств...

Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка

Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...