«Социальное направление в работе с семьей»
материал на тему

Галушкина С.А.

«Социальное направление

в работе с семьей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galushkina_oktyabr.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

«Социальное направление

в работе с семьей»

                                               

                                                         Подготовила:

                                                                        старший воспитатель

                                                                                     высшей  квалификационной

                                                                                  категории Галушкина С.А.

Саранск- 2014

- Работа с семьей- это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход к работе с семьей. Главная тенденция- обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это потребует многих усилий от педагога.

И воспитатель, и родитель- взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Свои усилия в помощи семьям объединили заведующей, старшего воспитателя, воспитателей, музыкального работника. Можно проанализировать идеальные установки семьи воспитанников и реальные условия. Для начала представиться друг другу по имени и отчеству.

Работу воспитателей можно предоставить в виде метода коллажа. Разделиться на группы с помощью любого задания (например, «шутливого жребия»: «Кто родился осенью, встаньте сюда», «Кто родился летом, пойдите к столу». Или: «Все, у кого имя начинается на Н, К, Т, подойдите к окну», «Чьи имена на О, Л, Ю, подойдите к стеллажу» и т. д.). Коллектив разбить на 3- 4 группы. Каждой группе вручается набор журналов, бумага для основы коллажа; кисти и ножницы заранее разместить на столах. Попросить изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Через 3 минуты каждая группа педагогов рассказывает о своем представлении семьи. Старший воспитатель подводит итоги проделанной работы, подчеркивая ценное и уникальное видение в каждой микрогруппе, резюмируя услышанное таким образом, чтобы сложилось впечатление общего дела, единство целей.

- Итак, что же такое семья? Семья- это взаимозависимость одних членов от других: детей- от родителей, родителей- от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы. Благодаря системному подходу педагоги научились помогать изменению взглядов и взаимодействия в семье так, чтобы они перестали быть негативными. Системный подход формирует объемный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, улаживает их. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может.

Давайте про резюмируем сказанное.

- Семья- это прочная целостность. Изменение одного члена в семье ведет к изменению всей системы.

Задание: 

  1. Приведите пример этого (участвует весь коллектив).

Пример: хроническая болезнь ребенка влияет на других членов семьи, на их отношения друг с другом и с ребенком.

  1. Проблема семьи рассматривается в контексте семейных отношений. В разных семьях одинаковое поведение её членов имеет разные причины. Приведите пример (обе группы).

Пример: ребенок ведет себя «ужасно», потому что мама с папой ссорятся, а ребенок своим поведением пытается объединить их против себя, тем самым сохраняя целостность семьи.

  1. Циркулярность процессов в семье. Приведите пример (весь коллектив).

Пример: ребенок отказывается ходить в детский сад, просится к бабушке, которая его жалеет, покупает много сладостей. Ситуация повторяется, постепенно переходит в ссору бабушки и мамы.

  1. Проблема в семье выполняет какую-то функцию. Семья часто становится в чем-то выгодной для всех её членов, так как трудно изменить установки членов семьи, или им так удобно, привычно. Некоторые семьи активно сопротивляются любым изменениям, потому что это чревато неизвестными вещами, дестабилизирует, а они новым способам взаимодействия не научены и не готовы к ним. Поэтому так важно подготовить воспитателей и специалистов к восприятию семьи как системы. Это поможет адекватно воспринимать жалобы членов семьи на детей или природу конфликтов, подсказать пути выхода из сложных ситуаций. А теперь прошу вас назвать эти пути выхода.

Пример: направить на консультацию к психологу, поучаствовать в тренинге, успокоить, обнадежить, помочь увидеть новую грань в болезненной проблеме.

Говорим о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренившиеся в сознании современных родителей. Современные родители- это родители, воспитанные поколением. Необходимость поиска заработка, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению физического и психического их состояния, появляется раздражительность, которая приводит к стрессам. Свои эмоции родители выплескивают на детей. Ребенок попадает в полную зависимость от настроения, поведения родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Растет число разводов в семьях. Институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам. Лишь некоторые семьи уверены, что они более устойчивы, а значит, и более желанен в них ребенок.

В психологической литературе описаны типичные профили родительского отношения к ребенку. Познакомьтесь с этой таблицей.

Родительские отношения

Группа семей

Подгруппа

Характеристика родительского отношения

Благополучные семьи

Понимающие

Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка таким, каков он есть. Чувствительны к потребностям ребенка, часто говорят о нем, переживают вместе с ним, способны защитить его в любых ситуациях.

Покровительствующие

Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении занимают позицию старшего, не принимают диалога, считают свою точку зрения единственно правильной.

Безразличные

Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе.

Неблагополучные семьи

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают своего ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях.

Отношения отличаются напряженностью и носят переменчивый, неустойчивый характер.

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они плохо знают своих детей, чувствительны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения, и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются противоречивостью (амбивалентностью).

Отстраненные

Родительская позиция крайне негибкая, жесткая; полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации ребенка и большой привязанности к нему.

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимания, замечать изменения. В эмоциональных отношениях преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний для них закрыта. Плохо знают своих детей, но при этом их представления о ребенке достаточно адекватны.

В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. Идет снижение качества и количество речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, индивидуализация воспитания минимальна.

Сведения принимаются во внимание при построении воспитательных программ, методических разработок рабочего плана. Эти сведения являются важными. В детском саду проводятся анкеты на социальную тематику. Анкета должна быть краткой и емкой. Форма вопросов- открытая. Анкету можно повторять на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Социальная анкета семьи

Фамилия, имя ребёнка, поступившего в детский сад ______________________________________________________________________ Возраст ребенка ___________________

Возраст мамы ______________________, отца ______________________________

Образование мамы ______________________, отца __________________________

Место работы и должность мамы  ________________________________________,

отца __________________________________________________________________

Кто входит в состав вашей семьи? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сколько в семье детей? ______________________

Какого возраста? _______________________________________________________

Имеет ли семья отдельное жильё?: (нужное подчеркнуть, вписать).

Да,

Нет (проживаем у родителей, мужа, жены, на подселении)

Другое: _______________________________________________________________

Имеет ли ребенок свою комнату? (нужное подчеркнуть, вписать).

Да,

Нет,

Другое: _______________________________________________________________

Занимается ли ваш ребёнок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что еще вы считаете нужным сообщить о своем ребенке и семье? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирова...

"Направления работы с семьей"

Взаимодействие ДОУ и семьи...

Проект социальной направленности «Семья»

Опыт работы учителя-дефектолога МАДОУ детского сада комбинированного вида № 1 «Ласточка» по теме:«Реализация проекта «Семья» в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возра...

"Основные направления работы с семьей в ДОУ педагога-психолога"

Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада. Необходимо проводить обмен опытом между педагогами и родителями; осуществлять профилактику конфли...

Социальная работа с семьями социального риска в условиях дошкольного образовательного учреждения

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно....

КОНСПЕКТ ОД ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с социальным миром Тема: «Моя семья» в старшей группе общеразвивающей направленности

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

«Формирование у ребенка трех лет представлений о семье, дружбе, в рамках реализации социального направления воспитания»

laquo;Формирование у ребенка трех лет представлений о семье, дружбе, в рамках реализации социального направления воспитания»...