КОНСПЕКТ ОД ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с социальным миром Тема: «Моя семья» в старшей группе общеразвивающей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зайкова Карина Александровна

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx34.8 КБ
Файл prezentatsiya_od.pptx977.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида города Ейска

муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ ОД

ОО «Познавательное развитие»

Ознакомление с социальным миром

        Тема: «Моя семья»        

в старшей группе

общеразвивающей направленности

 

                           

Воспитатель: Карина Александровна Зайкова

 

г. Ейск, 2022 г.

Программные задачи:

Актуализировать знания детей о понятии «родословная», «генеалогическое дерево».

Продолжать развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «Моя семья».

Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарища.

Воспитывать интерес к образовательной деятельности.

 Методы и приемы: 

Словесные: игровая мотивация, игра «Как живешь?», объяснения, указания, поощрение, художественное слово, беседа.

Наглядные: использование ИКТ, игра «Моя семья» (из ниточек), показ образца.

Практические: интерактивные игры «Ты и я - дружная семья», «Букет для мамы», «Бабушкина помощница», «Мой папа - строитель», физкультминутка: «Как живешь?», пальчиковая гимнастика «Дружная семейка», дидактическая игра «Радость и печаль».

Материалы и оборудование: воздушный шар, ребус «7Я», семейные коллажи детей, проектор, слайд - презентация «Моя семья», цветные нитки для вязания -  синие, зеленые, желтые, бархатная бумага, аудиозапись «Как живешь?», карточки солнышка и тучки по количеству детей.

 Предшествующая работа:

Беседы о членах семьи, с которыми вместе живет ребенок. Просмотр семейных фотографий, рисование портретов родителей, сюжетно - ролевые игры «Семья». Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей; беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи. Составление коллажа из семейных фотографий детей с родителями.

ХОД ОД

I. Игровая мотивация детей:

1 слайд

 Ознакомление с социальным миром на тему «Моя Семья»

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

Посмотрите, воздушный шар (показывает на воздушный шарик у потолка), на нём что - то написано. Это же цифра и буква (ребус «7Я»). Ребята, это же ребус! Давайте его решим? Какая это цифра? (ответы детей)

- А какая буква? (ответы детей)

- Что ж за слово получилось? (ответы детей)

- Правильно, семья. Ребята, говорить мы будем об очень важном для каждого человека. Сегодня разговор наш будет о семье (привязать шарик к стенду с коллажами).

II. Актуализация знаний и опыта участников деятельности

Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (ответы детей: домой)

- А почему домой? (ответы детей)

- Да, вас ждет дома ваша семья.

- Для чего она нужна человеку? (ответы детей)

- Не случайно слово семья можно зашифровать, как 7-Я.

Раньше, в старину на Руси говорили: семья - это семь Я т.е. семь и более человек живущих в одном доме одной большой, дружной и крепкой семьёй, старшие дети заботились о младших братьях и сестрах.

Говорят, что в старину

Так оно и было

Много братьев и сестёр

Весело дружило

Вместе пили молоко

Вместе ели сушки

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

Бывают семьи не только большие, но и маленькие состоят даже из двух человек. Если эти люди любят и уважают друг друга, заботятся, то такую семью называют – дружной

Физкультминутка «Как живешь?»

-Как живешь?

-Вот так! (Показывают большие пальцы.)

-Как идешь?

-Вот так! (Шагают на месте)

 -Как бежишь?

-Вот так! (Бег на месте.)

-Ночью спишь?

-Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)

-Как берешь?

-Вот так! (Прижимают обе руки к груди)

-А даешь?

-Вот так! (Разводят руки в стороны)

-Как шалишь?

-Вот так! (Крутят головой справа налево)

-А грозишь?

-Вот так! (Грозят пальцем)

-Как скачешь?

-Вот так! (Прыгают на месте)

-А плачешь?

-Вот так! (Трут глаза кулачками)

-Топаешь?

-Вот так! (Топают)

-Хлопаешь?

-Вот так! (Хлопают)

 (дети проходят и садятся за столы, на которых лежат атрибуты для дидактической игры – солнышко и тучка)

 Дидактическая игра «Радость и печаль»

- Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой;

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Разбили чашку;

- Помогли маме с уборкой…

2 слайд

Интерактивная игра «Ты и я – дружная семья!»

3 слайд

У всех в семье есть свои дела.

Помоги членам семьи выполнить работу.

4 слайд

Отгадай загадки.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

5 слайд

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя… (Мама)

6 слайд

Самый смелый, самый сильный,

Утром с бородою мыльной,

Рулит на машине важно,

В стену гвоздь забьет отважно,

Любит нас и нашу маму,

Это наш любимый  (Папа)

7 слайд

Свяжет тёплые перчатки,

Поиграет в ладушки.

В волосах седые прятки,

Это моя …  (Бабушка)

8 слайд

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый … (Дед)

9 слайд

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший … (Брат)

10 слайд

Мама с папой говорят,

Что теперь я — старший брат,

Что за куколка в коляске

Плачет от ужасной тряски?

В ванной ползунков гора!

Брату кто она? (Сестра)

11 слайд

Интерактивная игра «Собери букет полевых цветов для мамы»

12 слайд

Интерактивная игра «Помоги бабушке выбрать овощи для      борща»

13 слайд

Интерактивная игра «Помоги дедушке собраться на рыбалку»

14 слайд

Интерактивная игра «Папа по профессии строитель»

Отгадай, какие предметы понадобятся папе.

15 слайд

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

Раз уселась на скамейке

Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)

Рядом - строгий наш отец. (разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне. где поместиться (разогнуть мизинец)

16 слайд

Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами.  

Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

17 слайд

Потом образ жизни людей стал меняться.  Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.

18 слайд

Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради,  чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

19 слайд

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Оно действительно похоже на дерево.

III. Самостоятельная деятельность детей

Мне захотелось рассказать о своей семье. Но так как ни фотографий, ни картины у меня нет, то показывать своих родных я буду на ниточках. Вот синяя ниточка, она самая длинная – это мой папа. Он у меня высокий, сильный, добрый. Это красная ниточка, немного короче. Это моя мама, она самая ласковая, заботливая и добрая. Еще короче ниточка, жёлтая, это я. И еще же короче ниточка, зелёная - это мой брат, короче она, потому что я в семье родилась первой и являюсь старшей сестрой. Вот такая у нас дружная семья.

А кто живет в ваших семьях? Расскажите.        

Дети выкладывают ниточками на бархатной бумаге (длину, цвет ниточки, очередность, дети соотносят с членом семьи самостоятельно).

- Молодцы, какие у вас замечательные семьи.

Ребята, а кто-нибудь из вас хочет рассказать о своей семье с помощью ниточек? (спрашиваю 3-4 человека).

1. Фамилия семьи

2. Рассказ о маме (Как зовут маму, кем работает)

3. Рассказ о папе (Как зовут папу, кем работает)

4. Пожелания семье

-Вы меня порадовали, своими ответами.

20 слайд

- Ребята, а это генеалогическое дерево моей семьи. На этом дереве есть ячейки-окошечки. Заполнять их нужно по правилам. У основания кроны находится окошко, где расположен мой портрет. В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются мои родители: мама и папа. У моих родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, это же мои бабушки и дедушки.

- Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев, и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше.

IV. Рефлексия участниками образовательной деятельности

Выходят из-за столов на ковер

- Дети, возьмите друг друга крепко за руки, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга, и относиться друг к другу с уважением.

( Дети читают стихи).

1. Семья - это труд, друг о друге забота.

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

2. Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб о вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

- Что, на ваш взгляд, вам запомнилось больше? Почему?

- Какие вы испытывали затруднения? Почему?

- Как, на ваш взгляд, кто сегодня потрудился хорошо?

- Ребята, сегодня вы меня порадовали своими знаниями. Я вами очень горжусь! Предлагаю и каждому взять генеалогическое дерево в подарок и дома с родителями составлению родословное дерево. 

21 слайд

Вы, ребята, молодцы!

Включается негромкая песня «Моя семья». Занятие заканчивается.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №34 города Ейска муниципального образования Ейский район ОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» /Рисование/ с использованием нетрадиционной техники: «Рисование мятой бумагой» Тема: « Зимнее дерево» для детей подготовительной к школе группы Воспитатель : К.А. Зайкова г . Ейск, 2019 г .

Слайд 2

И. Вельц «Иней»

Слайд 3

И. Шишкин «Зима»

Слайд 4

И. Шишкин «На севере диком»

Слайд 5

К. Крыжицкий «Лес зимой»

Слайд 6

Карл Розен «Зимний лес»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"

Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного т...

Конспект ООД область "Познавательное развитие" ("Ознакомление с социальным миром" старшая группа

Конспект ООД для детей старшей группы «Все профессии важны – все профессии нужны»Цель: Формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых.Задачи:- Формироват...

Конспект НОД по познавательному развитию - ознакомлению с социальным миром "Моя страна Россия"

Познакомить детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина»; «Русь»- формировать у них представление о России как о родной стране;-знакомить детей с историей родной ...

Открытое занятие в старшей группе. Область: Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром. Тема: " Все профессии важны"

План - конспект открытого занятия. Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром. Старшая группа....

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО "Познавательное развитие.Ознакомление с социальным миром". Тема: «23 февраля – День защитника Отечества».

Конспект непрерывного занятия. Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром.  Тема: «23 февраля – День защитника Отечества».Задачи: Дать детям представления о воинах...

Конспект ООД По познавательному развитию - ознакомлению с социальным миром «Моя страна Россия»

Цель:- воспитание у детей старшего возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.Задачи:- познакомить детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина»; «Русь»...

Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром Тема: «Свойства воды»

Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с окружающим миром (средняя группа)Тема: «Вода и ее свойства»...