«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой».
методическая разработка на тему

Послыхалина Ольга Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  на тему:«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………….стр. 3
  2. Основная часть
  1. Роль природы в формировании личности ребёнка……………………….стр. 4
  2.  Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры…стр. 6
  3. Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года……………………………………………………………………...стр. 7
  4. Методы  ознакомления с природой в моей практике……..…………….стр. 10
  5. Перспективное планирование занятий по экологическому развитию…..стр. 19
  1. Заключение…………………………………………………………………….стр.23
  2. Литература……………………………………………………………………..стр.24
  3. Приложение…………………………………………………………………….стр.25


Аннотация

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя.

Я считаю, что, приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. А также помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания, тем самым формирует в ребёнке личность.

Цель моей методической разработки – раскрыть вопросы  формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой. Методическая разработка адресована воспитателям ДОУ и родителям.


Введение

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

                               Д. Родович

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.        

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу  более высокой ступени. В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Свою работу я строю в первую очередь на индивидуализации личности, потому что ребёнок, в первую очередь – личность.  Я стараюсь приобщать детей к добру, красоте, прекрасному через наблюдение, беседы. Ведь если ребёнок не научится  видеть прекрасное вокруг себя, то он вряд ли вырастит гуманным, экологически-грамотным человеком.  


2. Основная часть

2.1. Роль природы в формировании личности ребёнка.

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.

Природа играет огромную роль в создании ценностей искусства. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Нас привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Дети общаются с ней в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.

Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи».

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления, что важно для развития личностных качеств ребёнка дошкольного возраста.


2.3 Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры

     Цель моей методической разработки – воспитание личности дошкольника, через ознакомление с природой. Реализация данной цели происходит через решение следующих задач.

  1. Формировать у детей элементарную систему знаний.

Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.  С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше. В живом уголке,  например, я помогаю  замечать изменения во внешнем виде растений (появился цветок), выделяю для себя наиболее привлекательные объекты (например, дети с удовольствием наблюдают за обитателями аквариума).

        2. Прививать у детей трудовые навыки и умения.

Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда, Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. Например в своей работе показываю детям, как взрослые заботятся о растениях (поливают, рыхлят землю), подкармливают зимой птичек.

3.Воспитывать  у детей любовь к природе.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. В своей практике я предупреждаю  попытки детей пугать птиц, ловить животных, ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор на территории детского сада, в парке, на улице, воспитываю у детей эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы. Все перечисленные задачи, что тесно взаимосвязаны и решаются в течении всего года, разные сезоны и имеют свои особенности, через которые формируются знания и личностные качества.


2.4.  Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года.

Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут разные виды деревьев: тополя, клёны,  белоствольные берёзки, акация и конечно же рябина. Красив и привлекателен наш участок во все времена года.

Осенью у детей, формируются элементарные представления об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, часто идут дожди, дует ветер, листья осыпаются с деревьев), предлагает полюбоваться разноцветными осенними листьями, учит называть их основные цвета (желтый, зеленый, красный).

С самого начала учебного года мы с ребятами ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматриваем растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращаем внимание на форму и окраску листьев, учу по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагаю побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяют за нами новые слова и стараются их запомнить: шелестят, шуршат. Наблюдали, как стаи перелётных птиц  улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминают названия растений, птиц.

После прогулки рассматриваем картину И. Левитана «Золотая осень», ребята сравнивали её с тем, что увидели на участке. Одновременно проводили работу с родителями: организовывали консультации, на которых объясняли, что нужно рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. В один из пасмурных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, мы предложили детям обойти весь участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Ответы показали, что ребята стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы.

Для закрепления знаний я провожу игры «Найди такой же листик», «Покажи красный листик» и др. С помощью вертушек  показываю детям, как дует осенний ветер; во время дождя слушаем вместе с ними, как стучат капли дождя по крыше и стеклам окон, читаю им потешку «Дождик-дождик!». На прогулке обращаю внимание детей на то, как одеты взрослые и дети: в куртки, пальто, шапки, шарфы. Рассматриваем с детьми овощи и фрукты, которые растут в данной местности, учим отличать их по внешнему виду и называть (огурец, помидор, морковь, яблоко). Закреплением знаний детей об овощах и фруктах способствуют дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Узнай на ощупь».

В зимнее месяцы, я обращаю внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома, как он падает; предлагает потрогать снег для ознакомления с его свойствами (холодный, но быстро тает от соприкосновения с теплой рукой). Наблюдаем за тем, как дети старших групп лепят снеговиков, рассматриваем елочку, запорошенную снегом.

На участке дети с помощью родителей смастерили кормушки и подкармливали прилетающих птиц: воробьёв, галок, сорок, синиц. Я им рассказала, что птицы очень полезны, потому что они уничтожают вредителей сада, огорода и леса, объясняла, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.

       Свою работу стараюсь построить так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражение в детском творчестве (рисунке). Обращаю внимание на снег, как он покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создают образ зимнего пейзажа, который дети самостоятельно изображают при рисовании на темы «На деревья, на лужок тихо падает снежок», «Дремлет лес под сказку сна». Предлагаю детям для рассматривания репродукции картины И.Шишкина «Зимний лес». Обращая внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, снежный покров на земле, читала стихотворение:

«Зимний лес, что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно».

Восприятие художественного образа в картине И.Шишкина и слушание стихов помогают детям передать зимний пейзаж, используя для этого краски – гуашь, которые дают возможность крупными мазками «принакрыть» «шапкой чудной» зимний лес. Когда все рисунки расположили на доску, они образовали общую картину. Дети с интересом рассматривают их и находят новые детали: «Вот там я вижу следы на снегу, наверное, зайчик пробегал», «А вот под этим деревом, наверное, в берлоге спит медведь», «А здесь большие следы, это волк пробегал».

Весной, наступает, пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. На деревьях ещё нет листьев, под кустами лежит снег, а на пригорке уже зеленеет первая молодая трава. Неповторимый запах тающего снега и подсыхающих листьев наполняет воздух. Сколько ярких впечатлений, сколько разговоров об увиденном! Мы внесли в группу срезанные ветки берёзки и поставили их в воду на окно. На улице деревья ещё стояли голые, а наши веточки развернули свои нежные зелёные листочки.

 Ежегодно весной в нашем детском саду проводится субботник, на котором воспитатели и родители окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья. Наблюдаем за птицами, прилетающими на участок (голуби, воробьи, вороны, синицы). Смотрим, как они летают, клюют корм, пьют воду из лужицы, как передвигаются по земле (синички прыгают, голуби ходят); читаю стихотворение А. Барто «Птичка». Я считаю, следует поощрять желание детей наблюдать за птицами. так мы закладываем чувство ответственности, желание заботиться о сохранности природы.  Мы рассматриваем с детьми деревья, на которых появились первые зеленые листочки, учим отличать и называть деревья и цветущие травянистые растения.

Летом,  организую игры с песком и водой, в процессе которых дети знакомятся с их свойствами. После дождя показываю им радугу, предлагаю полюбоваться красотой этого природного явления, тем самым формирую эмоциональную  сферу дошкольников.

На практике, я  не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любят играть под берёзой, она укрывает их от дождя, защищает от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени её листочков, не обращали внимания на их нежность. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками. Я поставила перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей.


  1. 2.5. Методы ознакомления с природой.

В своей работе,  по ознакомлению детей с природой, как и многие мои коллеги, я использую следующие методы. Наглядные (наблюдение, рассматривание картин); словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы); практические (игровой метод, труд, элементарные опыты).

Наглядные методы

Наблюдение: Один из основных методов ознакомления детей с природой, в моей практике.  Цель этого метода – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Я  помогаю детям овладеть деятельностью наблюдения, ставлю  перед ними познавательную задачу, обучаю различными способами обследования объектов, учу следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирую умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки.

Наблюдения  я организую не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями). Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе, использую – длительные наблюдения. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под моим руководством, а в старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно.

Организуя наблюдения в природе, я тем самым  решаю  в комплексе ряд задач: формирую у детей знания о природе, учу наблюдать, развиваю наблюдательность, воспитываю эстетически. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, интерес и любовь к природе, чувство красивого.

В ходе наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, я думаю, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по сходству обычно затрудняет детей, так как они не могут самостоятельно выделить существенные свойства сходных предметов. Этот приём применяю в наблюдениях с детьми в старших и подготовительных к школе группах. Сравнивая объекты, дети этих групп с помощью меня  выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений и получают материал для классификации их, и образования элементарных понятий.

В своей работе  наблюдения мы  проводим  не только на занятиях, но и на экскурсиях, прогулках и в уголках природы. Практика обучения ознакомления детей с природой показала, что наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от неё зависят изменения в жизни растений и животных.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света – общие условия необходимые для их роста и развития. При этом я  на конкретных примерах  подвожу дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинаковы.

Летом я организую наблюдения детей за полевым вьюнком, одуванчиком, шиповником и другими растениями, которые перед ненастьем закрывают свои цветки.

Экскурсии проводят в часы, отведённые для занятий. На экскурсиях осуществляется определённое программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулках.

Экскурсии в одни и те же места провожу  в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления всех возрастных групп с природой. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы с учётом местных условий. Во время экскурсий  ставлю вопросы, так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые самостоятельные выводы.

Уголок живой природы в детском саду, я считаю,  одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дети могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, ухаживать за ними, У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе,  тем самым  развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память.

Рассматривание картин:

Использование этого метода позволяет мне решить разнообразные задачи уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать у детей эстетическое восприятие.

Иллюстрированные пособия использую для ознакомления детей с природой в тех случаях, когда предметы и явления её не доступны для непосредственного наблюдения. Иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т.п. При ознакомлении детей с природой использую дидактические, сюжетные, предметные и художественные картины.

Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Домашние животные», «Дикие животные», и др. Они используются с различными дидактическими целями.

В средней группе рассматривание таких  картин как: И.Левитан «Золотая осень», «Летний вечер», А.Саврасов «Грачи прилетели»; И. Шишкин «Сосновый бор», «Цветы на опушке леса», направлено на расширение знаний детей. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта. Рассматривание картин использую также для систематизации и обобщения знания детей, в беседах, рассказах о природе.

В старшой группе предметные картины использую и для формирования понятий. К занятию  подбираю серию картин, организую рассматривание и анализ каждой картины. Затем  провожу сравнение серии картин по выделенному существенного в явлении, например, для формирования понятия «Осень», отбираю  картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, обращаю внимание на последовательное изменение природы: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем  подвожу детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к её концу? Почему произошли эти изменения?»  Предлагаю сравнить состояние растений, изображённых на картинах.

Затем, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, направляю их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелётные птицы? Почему они улетают? и т.д.

В моей практике широко используются такие художественные картины, как:  «Сирень», «Золотая осень» И.Левитана; «Грачи прилетели» А.Саврасова; «Зелёный шум» А.Рылова; «Маки» П.Кончаловского; «Зима» И.Шишкина; «Домашние животные» А.Пластова и др.

Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.

Рассматривая художественную картину с детьми,  задаю  вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, воспитатель предлагает придумать название к ней.

Рассматривание художественной картины  сопровождается  слушанием музыки и поэтических произведений.

Словесные методы.

  Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. К ним относят:
Рассказ воспитателя
Решая определенные образовательные задачи, я строю рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресуя его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей, я думаю,  является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом.

Как заметила на практике, что бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.
Яркость, образность и конкретность языка — обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Для рассказа я использую разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.
Беседа
Исходя из дидактических задач выделяю 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа использую  перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эффективность беседы, я считаю,  зависит от предварительной подготовки детей. Беседовать, я считаю,  можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.
Также использую разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.
При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.
Чтение художественной литературы
Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку использую в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки  предшествует наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, я могу прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, я читаю рассказ «Под снегом на лугу». Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.
Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой  загадываю загадки. Природоведческую книжку читаю детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Практические методы

 Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы я широко использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.
Дидактические игры.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
При ознакомлении детей с природой использую дидактические игры с предметами, настолько-печатные и словесные.

Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.

Настолько-печатные игры — «Зоологическое лото», «Малыши», «Ягоды и фрукты», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Подобные игры я использую повседневно в работе с небольшим количеством детей.
Словесные игры -  «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно —не нужно»  не требуют никакого оборудования. Провожу их  с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. По ходу игры  сообщаю одно правило и тут же его реализую. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе  выключаюсь из активного участия в игре, рукожу со стороны, направляю игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.
Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале рассказываю содержание игры, предварительно вычленяю одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркиваю эти правила, показываю игровые действия, даю дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, я лишь наблюдает за игрой, исправляю ошибки, разрешаю конфликты. Когда интерес к игре спадает,  предлагаю новый ее вариант.
Игровые упражнения и игры-занятия - «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др. Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Провожу их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия.
Подвижные игры. 

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Творческие игры. 

В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде, взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.
Для развертывания творческих игр природоведческого содержания, у нас в группе, есть наборы игрушек ( сельскохозяйственные машины, животных и др).
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и т. д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов, Этими играми надо руководить.

Труд в природе
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но, я считаю, что  воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.
В своей работе я  учу ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние — упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы — ее влажность, плотность и т. п.
Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.
Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд детей в природе организую в форме индивидуальных поручений и как коллективный. Индивидуальные поручения применяю во всех возрастных группах. Они дают возможность мне более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.
Дети помогают мне в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1 —2 трудовых операций (полить растение заранее приготовленной водой и др.). Труд этот кратковременный, но я поочередно привлекаю к нему всех детей. Например, посадка крупных цветочных семян, лука проводится совместно. Работу организую как «труд рядом» — дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Элементарные опыты.  

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Дети высказывают суждения — предположения о причинах явления, выбирают способ решения — условия и организацию опыта.
Обсуждение условий опыта проходит под моим руководством. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.
Опыт может проходить и как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках-схемах. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера я поддерживаю интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаю их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждаю сама.
В процессе организации опытов, я считаю, нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия.

Данные методы играют важную роль в формировании личности дошкольника, развивают его умственную, познавательную деятельность.


Заключение

Подведя итог можно отметить что, именно в дошкольном возрасте  происходят первоначальное становление личности, формирование индивидуальности ребёнка. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.    Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать, дразнить животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только правильно направить его деятельность.

Я считаю, что если взрослый научит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, полётом ласточки, просторами полей, у ребёнка разовьётся чувство прекрасного.  Он будет удивляться, и радоваться красоте, сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками вместе с воспитателем в своём детском саду, а в дальнейшем и в любой работе. Деятельность воспитателя по ознакомлению детей с природой должна быть целенаправленной, системной и разнообразной. Работа в данном направлении, способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

       Работая в течение года в данном направлении,  уже к середине учебного года наблюдаются положительные результаты, это видно из таблицы по диагностике детей на 2011-2012 год. Из 25 детей среднего возраста, на середину учебного года имеются следующие показатели: 8 детей высокий уровень развития (на начало учебного года 2 человека), 12 человек со среднем уровнем и 5 с низким уровнем развития (на начало учебного года 11).  Приложение 1

    Исходя их данных таблицы, видна положительная динамика, на середину учебного  года наблюдается  значительное улучшение показателей. А именно, дети проявляют  интерес к особенностям жизни животных, правильно определяют принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Отношение к растениям достаточно осознанное, эмоционально откликаются на красоту природы, интерес и желание ухаживать за растениями  по отношению к началу года возрос.

Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Литература

  1. Веретенникова С. А. «Ознакомление      дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г.
  2.  Николаева С. Н «Создание условий      для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
  3. «Наш дом – природа»,      // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
  4. Саморукова П. Г. «Как знакомить      дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.
  5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
  6. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
  7. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005 г.
  8. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. –М.: Просвещение 1979.
  9. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – Москва: Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Семинар-практикум из опыта работы по теме: «Формирование этических основ личности ребёнка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет в...

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и  способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...

Статья "Формирование личности ребёнка дошкольного возраста через разговоры о патриотизме в детском саду"

Статья "Формирование личности ребёнка дошкольного возраста через разговоры о патриотизме в детском саду"...